я считаю это именно трагедией — виноваты не столько женщины. По крайней мере, не только женщины. Лисистрата — героиня одноименной пьесы Аристофана — женщина, остановившая когда-то войну, нужна в каждом доме. В каждой семье — как сохраняющая семью. Потому что в семье тоже вспыхивают разрушительные войны, да еще какие! Но Лисистрата и сама нуждается в защите и помощи.

Распространенный и, в общем-то, очень привлекательный образ женщины-хранительницы очага для идеала представляется мне сегодня все же неполным. Время требует от женщины еще более деятельной роли. Наверное, у современной женщины столько ролей, на сколько хватает у нее сил и воображения.

Георгий Владимирович, а Вы видели памятник Гарибальди в Риме?
— Не помню.
— А я помню. Есть в Риме памятник Гарибальди. Так знаете, кто рядом

с Джузеппе Гарибальди, на фризе памятника? Его Анита. Анита Гарибальди. Жена. Памятник Гарибальди и, в общем-то, Аните Гарибальди — жене, которая прошла с ним через все освободительные походы и умерла во время похода. Разделила сполна трудности и взлеты его судьбы. Она ведь тоже — «хранительница домашнего очага»...

Но вернемся в Ставрополь. Михаил Сергеевич работал в комсомоле до шестьдесят второго года. Потом перешел на партийную работу. Был парторгом территориально—производственного колхозно—совхозного управления (какое название!) — то есть на партийной работе районного уровня. Потом — первым секретарем горкома партии, а затем и вторым и первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС.

Это — огромный кусок времени. Времени и для страны, и для партии сложного, очень своеобразного. Оно подавало надежды, и оно же — разочаровывало. Время оттепели, ломки многих сложившихся представлений, стереотипов, формирования новых идей, новых подходов и вместе с тем — время невозможности полной реализации этих идей и

93 94 95 96 97 98 99