28 ноября 2003
Выступление М.С.Горбачева на IV Форуме лауреатов Нобелевской премии мира
Уважаемые лауреаты Нобелевской премии мира!
Наша с вами первая встреча состоялась в 1999 году в самый канун нового столетия. Тогда мы выразили глубокое неудовлетворение ходом событий и заявили: ХХI век требует новой политики. Политики более гуманной, демократической. Политики сотрудничества и взаимопонимания. Политики, направленной на обеспечение безопасности, преодоление бедности и сохранение среды обитания.
Прошло четыре года. Что они принесли? Трагедию 11 сентября 2001 года в США. Войну в Афганистане. Затем войну в Ираке. Опасное обострение ситуации на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове. Кровавые события в ряде стран Африки. И все новые террористические акты, все новые смерти ни в чем не повинных людей, новые разрушения. Мир живет в постоянном напряжении. Беспокойство за будущее охватило все континенты планеты.
В бедности и отсталости живет большая часть населения мира.
Конфликт между человеком и природой достиг глобальных масштабов.
На выходе из «холодной войны» мировое сообщество, все мы надеялись, что произойдет глубокое обновление мирового порядка, утвердится взаимопонимание, добрососедство и сотрудничество между народами.
Однако период благотворных перемен оказался очень кратким. Открывшиеся возможности изменить мир к лучшему были упущены. Причин тому было немало. Но главная из них, по моему мнению, ошибка стран развитого Запада в оценках итогов «холодной войны». Это проявилось в многочисленных попытках проводить политику с позиции победителей.
В 90-е годы мир вступил в период хаоса, неупорядоченности, нестабильности. Кто-то в этой ситуации получил большие выгоды. Но огромное большинство людей, народы в целом проиграли.
Политику действительно нужно менять. Сегодня это признается по существу повсюду. Беспокоит, однако, то, что нынешние дискуссии пока что никак не влияют на ход событий. И проблемы нового глобального мира зачастую решаются на старых подходах.
Кажется, есть уже понимание того, что тот, кто стремится на деле решать накопившиеся проблемы, призван ориентироваться на культуру политики и дипломатии, на терпеливое мирное развязывание запутанных узлов мирового бытия и особенно, что касается – повторюсь - бедности и безопасности. Диалог, компромисс, всесторонний учет самых различных интересов – вот арсенал разумной мировой политики наших дней.
К сожалению, существующие и возникающие в последнее время концепции, доктрины нацеливают на насилие как на панацею от всех бед. Отсюда и панегирики силе, отсюда и пропаганда превентивных войн, отсюда же и поиски предлогов для оправдания применения силы практически по любому поводу. Отсюда, наконец, и нарастающая новая гонка вооружений, охватившая, по сути дела, весь мир.
Все это – крайне опасный и для настоящего, и для будущего путь. Это – путь в никуда.
События 11 сентября 2001 года в США, как и многие другие убедительно показали: наличие вооруженных сил, даже самых современных и мощных, не является гарантией безопасности, не обеспечивает неуязвимости страны.
Ведь это факт, что после того, как было объявлено об окончании военных действий в Афганистане, а затем и в Ираке, было объявлено о победе, военные действия фактически возобновлялись и продолжаются. Они не стихают и сегодня.
Более того, население, страдающее от военных действий, не приемлет оккупации. Речь в этом случае идет не о поддержке террористов. Речь идет о самозащите народа, о его борьбе против оккупации и оккупантов. Зажженный терроризмом пожар в итоге не тухнет, а разгорается еще сильнее.
Вот почему международные отклики на военные действия США и Великобритании в Ираке показали: мир постепенно, но все определеннее начинает отторгать политику бесконечного вооруженного насилия. Налицо раскол политических кругов и общественности мира. За войну или за политическое решение проблем; за апологетику силы или за приоритет дипломатии - такова линия раздела. Дальнейший ход событий показал: те, кто требовал политического решения, были правы.
Усложнение и одновременно ускорение мирового развития в условиях глобализации и одновременно роста многообразия мира ставят острейший вопрос о необходимости добиваться максимально возможной управляемости ходом мировых событий, мировым развитием.
На сей счет существует немало идей. В том числе и таких, попытка реализации которых может дать лишь обратный желаемому результат.
Одна из таких идей, весьма активно распространяемая в последнее время, - это идея создания мировой империи. Аргумент простой – в мире слишком много беспорядка; навести порядок может только империя.
Попытка возродить имперскую идеологию и практику в ХХI веке, - после грандиозной эпопеи освобождения народов бывших колоний, после замечательного взлета демократического сознания людей повсюду в мире, - обречена.
Последнее время дало убедительные свидетельства того, что никакой народ не готов согласиться с навязыванием ему каких-то форм правления или режимов, противоречащих его воле и его традициям. Идея распространения демократии повсюду в мире бесспорно хороша. Но только в той мере и в той форме, которую воспринимают и принимают сами народы.
Перипетии в Ираке в период после официального завершения там военных действий это подтверждают. Решение Вашингтона ускорить передачу суверенитета новым иракским властям отражает реальность, идет в правильном направлении.
Координация деятельности государств во имя поиска общих ответов на вызовы времени, обеспечение управляемости процессами мирового развития требуют, естественно, соответствующих инструментов, демократических форм и методов этой работы. У нас уже есть универсальный, общий для всех стран инструмент такого рода – Организация Объединенных Наций.
Она должна стать координатором и инициатором действий не только в сфере мира и безопасности, но и в разработке ответов человеческого сообщества на вызовы нашего времени.
Уже высказывались предложения о создании в рамках ООН Совета экономической безопасности, какого-то органа по экологической безопасности. Тут могут быть найдены приемлемые решения, особенно при учете позитивных результатов работы различных организаций, связанных с ООН или созданных при ее участии.
То, что ООН нуждается в реформах, - в этом нет сомнений. Речь должна идти о возвышении роли ООН, о расширении ее функций, о ее превращении в подлинный центр организации действий по обеспечению выживания человечества.
Актуальной стала и проблема справедливого регулирования отношений между странами. Это тем более важно, когда мы сталкиваемся с попытками игнорировать принцип права, то есть фактически развязать руки для всесторонних и произвольных действий.
В ходе нынешних дискуссий и о внутренней, и о внешней политике государств, о международной жизни в целом очень часто и все более настоятельно ставятся вопросы о значении моральных, этических принципов жизнедеятельности мирового сообщества.
На протяжении своей политической деятельности я не раз ставил перед собой вопрос: а совместима ли политика с моралью? Вопрос этот возникал постоянно, ибо противоречие между политикой и моралью были явными, а временами становились вопиющими. В нынешнее время не только с огромной силой ставят этот вопрос, но и подсказывают ответ на него.
Соблюдение принципов морали, этичность политики становятся необходимым условием выживания человечества, его благополучия.
Конечно, краткосрочных, преходящих успехов можно добиться и преступая через право и мораль. Но в этом-то случае начинает действовать правило бумеранга: кара за совершенные ошибки, настигает сделавшего их с неизбежностью рока.
Словом, нам нужна новая политика, отвечающая вызовам времени, потребностям человеческого сообщества. И речь идет именно о политике, которая опиралась бы на принципы права, на этические нормы.