28 апреля 2003
Глобализм с человеческим лицом
Российские социалисты советуют американским либералам сменить вехи
Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития/ Предисл. и послесл. М.Горбачева. - М.: Альпина Паблишер, 2003, 592 с.
Почти сто лет назад группа бывших "легальных" марксистов выпустила сборник "Вехи" с предостережением о грядущей катастрофе. В 2003 г. группа (Олег Богомолов, Александр Галкин, Виктор Данилов-Данильянц, Михаил Ильин, Юрий Красин и др.), объединенная вокруг еще одного бывшего легального марксиста, выпустила сборник "Грани глобализации", в котором авторы так же предсказывают миру потрясения. Оба сборника можно объединить по формальному признаку. "Вехи" и "Грани" отвечают на "потребность в предостерегающем знании". В "Вехах", как известно, объектом критики являлась радикальная русская интеллигенция, "Грани" выступают против радикального американского либерализма.
Глобализация представляется в сборнике "объективным явлением". Авторам она симпатична. Это неудивительно, учитывая то, что составитель книги немало потрудился на ниве глобализма. "Объективное явление" - формирование глобального мирового сообщества на основе технологической революции (своеобразный базис) - противостоит политике неолиберального глобализма (надстройка). Глобализм "позволяет США и другим государствам финансовой "семерки" направлять процесс (глобализации. - Б.Б.) прежде всего в собственных интересах" (М. Горбачев). Это, в свою очередь, выражается "в навязывании остальному миру рыночной либерализации".
В отличие от легальных марксистов авторы сборника не считают, что "базис" неразрывно связан с "надстройкой". Более того, именно преодоление неолиберализма ставится основной задачей перед современным обществом. Творческий коллектив "Граней" полагает, что политика Соединенных Штатов заводит мировое развитие в тупик. Она не способна ответить на вызовы глобализации. В рамках неолиберализма нельзя решить проблему сближения бедных и богатых стран: богатые становятся еще богаче, бедные еще беднее, как следствие - появляются "асимметричные" ответы бедных богатым (вроде терактов 11 сентября 2000 г.), далее следуют ракетные удары по бедным, и конфликт переходит в стадию "столкновения цивилизаций". И это лишь один из "проклятых" вопросов. Авторы подробно разбирают десятки других не разрешимых в рамках неолиберализма проблем.
"Грани" дают свой рецепт направления мировой истории в нужное русло. Горбачев называет это "глобализацией с человеческим лицом", основа которой - "сотрудничество и солидарность", устройство справедливого миропорядка. Нетрудно догадаться, что странам Запада авторы сборника предлагают поделиться с бедными. В случае реализации этого проекта ("гуманистического глобализма") нас ждет "диалог культур и цивилизаций" на фоне "интернационализации хозяйственно-экономической, социально-политической и социокультурной деятельности". В новом обществе мирного существования не будет места различным противопоставлениям: цивилизации - цивилизации, человека - человеку и человека - природе. И, таким образом, осуществится мечта Н.Федорова, К.Циолковского и В.Вернадского. Новый миропорядок будет стоять на основе гражданского общества и социального государства, наконец осуществится синтез "антропоцентричного" (западного) и "космоцентрического" (восточного) типов мышления, человек станет следовать "логике отвественности"... и т.д и т.п.
Особником в сборнике стоит последняя статья, "Проблемы новой структуры международной безопасности и Россия" (А. Арбатов, А. Пикаев). Здесь описывается существующий мировой геополитический расклад и рассматриваются ближайшие перспективы. Арбатов и Пикаев, похоже, не разделяют сдержанного оптимизма своих коллег по поводу гуманистической глобализации. Перед Россией стоит жесткий выбор: либо замкнуть Северное кольцо (Северная Америка - Европа - Россия - Южная Корея - Япония), либо попасть в компанию государств Большого Юга (аморфная коалиция стран третьего мира и Китая). Только вот решение о включении нашей страны в Северное кольцо будет приниматься не в Москве, а в Вашингтоне (причем как раз приверженцами неолиберальной идеологии). Обидно. В этой ситуации нам остается последовать совету канцлера Александра Горчакова и "сосредоточиться". Сделать это можно по-разному, в том числе и путем размышления над сборником "Грани глобализации".
Борис Бейлин