20 февраля 2003
Шедевры русской литературы ХХ векаМ. Горбачев является членом Попечительского совета серии «Шедевры русской литературы». В совет входят: ректор МГУ академик В. Садовничий, министр культуры России М. Швыдкой. председатель комиссии РФ по делам ЮНЕСКО академик РАН В. Фортунатов и др. Возглавляет совет Л. Путина.Недавно издательство «Глобус» выпустило первый том из этой серии. Публикуем интервью председателя научно-редакционного совета серии П.А. Николаева «Литературной газете» ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРЕТЬЯКОВКА Недавно московское издательство “Глобус” выпустило первый том из серии “Шедевры русской литературы XX века”. “ЛГ” уже коротко сообщала об этой книге. И вот – встреча с членом корреспондентом РАН Петром Алексеевичем Николаевым, который сменил на посту председателя научно-редакционного совета этой антологии академика Дмитрия Лихачева, автора проекта. – Это издание необычное уже потому, что у него есть герб, – его можно увидеть на цветной вклейке в первом томе. Значимый эпиграф из Анны Ахматовой: “И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем навеки!” У издания есть совет попечителей, который возглавляет Людмила Путина, а научно-редакционный совет изобилует авторитетными в науке именами. – Три момента. Первый – совет попечителей антологии предложил Л.А. Путиной возглавить совет, потому что все сознают, что данный проект не просто полиграфическое издание и имеет государственное значение. Второй – Русская Геральдическая Коллегия впервые за всю историю своего существования создала герб книжной серии и внесла его в Гербовый Матрикул. Это говорит о государственном статусе антологии. Ни одно частное издательство не в состоянии в одиночку осуществить такой грандиозный проект. В совет попечителей входят М. Горбачев, заместитель председателя Госдумы РФ Г. Боос, министр культуры России М. Швыдкой, председатель комиссии РФ по делам ЮНЕСКО академик РАН В. Фортов, заместитель министра образования России Е. Чепурных, ректор МГУ академик В. Садовничий, председатель Мосгордумы В. Платонов, президент Отечественного фонда арбитражных юристов В. Коротков. Предназначение совета попечителей состоит в том, чтобы объединить государственные структуры, частный бизнес, общественные институты и восстановить Храм Русской Литературы, так как в последнее десятилетие мы наблюдаем распад культуры России вообще и литературы в частности. Но уже сегодня благодаря появлению этой антологии происходят знаковые события. Например, скоро на Арбате появится мемориальная доска корифея рассказа Ю. Казакова, произведение которого вошло в первый том антологии. И третий момент, пожалуй, самый главный: в научно-редакционный совет входят ученые, которые душой и сердцем чувствуют русскую литературу, люди с мировыми именами. Это директор Пушкинского Дома член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов, директор ИМЛИ, также член-корреспондент РАН Ф.Ф. Кузнецов, член-корреспондент РАН Н.В. Корниенко, академики РАН А.М. Панченко, В.В. Иванов, Е.П. Велихов, А.С. Бугаев, К.В. Фролов. К сожалению, Александр Михайлович Панченко не увидел этого издания, хотя до последних дней работал над составлением антологии. Сегодня в этот коллектив вошел и член-корреспондент РАН А.В. Лавров. – Как появилась идея антологии и в чем состоит принцип ее построения? Спрашиваю потому, что первый том открывает современный прозаик Николай Космин, за ним следует Антон Чехов, далее идет Валентин Распутин и так далее, без соблюдения хронологии и принятой в школьных учебниках “табели о рангах”. – Идея принадлежит академику Д.С. Лихачеву. Именно он вывел закон: история культуры не прогресс, а ее накопление. Позволю себе повторить цитату из собственной вступительной статьи к настоящему изданию: “Ученый предложил создать антологию, руководствуясь исключительно художественными достоинствами самого произведения, оставив в стороне широкую известность, звания и иные заслуги самих авторов. И если для научной работы в области литературы, считал Д.С. Лихачев, необходим хронологический принцип, то для общего восприятия он необязателен. Более того, возможен дополнительный эмоциональный эффект, когда читатель, знакомясь с единым, “накопленным” в течение столетия художественным материалом, вместе с тем будет эстетически познавать его во всех временных ипостасях. И, главное, что содержательное и эстетическое родство феноменов убедит в законе прямой преемственности в культуре. В этом цель и уникальность издания”. Кроме этого, Дмитрий Сергеевич определил и саму структуру антологии: произведение конца века – начала века, конца века – начала века, конца века – начала века... и замыкается она, как вы успели заметить, произведением конца века. Именно эта структура будет неукоснительно соблюдаться и в последующих томах. Итак, давайте определимся – первых, условно говоря, “Гагариных”, в искусстве не бывает. Каждый большой художник вносит в его копилку свой бесценный вклад. Что касается меня, то я бы назвал антологию “литературная Третьяковка” – в ней, как в сокровищнице, будут представлены лучшие образцы русской словесности. Мы представляем ту литературу, которая есть высшее выражение духовного сознания нации. Отрицание и непонимание высокого слова – плебейское сознание. Аристократы духа не позволяют себе представление о человеке как о животном. Между тем есть и еще один плюс в подходе к составлению антологии великим ученым. Читатель, познакомившись с доселе ему неизвестным произведением, задумается: “А что еще написал этот автор?” Вот, например, вошедший в первый том рассказ Георгия Демидова, писателя, который при жизни не увидел ни одного своего напечатанного произведения, так как они были похоронены в архивах КГБ, – кто знает из широкого круга читателей его творчество? Смею вас уверить – очень немногие, потому что ни одной его книги не вышло в России, только во Франции. А ведь представленный в первом томе антологии рассказ этого замечательного автора “Дубарь” поистине шедевр не только русской литературы, но и мировой. И таких открытий в первом томе не одно. Надеюсь, что и в последующих томах наши ученые представят читателям немало открытий. – Как решается, что именно выбрать для включения в антологию? – Коллегиально, научно-редакционным советом. Каждый из академиков присылает свои пожелания, затем они экстраполируются в общее мнение. Конечно, сложности большие. Ведь выбирается не автор, а само произведение. Приведу пример. Максим Горький – глыба, гений, прекрасные произведения, со школьной скамьи изучают! “Буревестник”, “Сказки об Италии”... А в антологию после длительных дискуссий вошел рассказ “Голубая жизнь”. Кстати, инициатива представления этого рассказа принадлежит моей коллеге Н.В. Корниенко. Или другой пример – Н. Н. Скатов предложил рассказ В. Иванова “Дите”. И его мнение совпало с мнениями остальных членов научно-редакционного совета на все сто процентов. Или Ф.Ф. Кузнецов – его предложением был рассказ Л. Андреева “Красный смех”. И опять-таки совпадение стопроцентное. Справедливости ради скажу, что были и жесточайшие споры. Но вы должны понимать, что в научно-редакционном совете состоят люди, которые всю свою жизнь посвятили литературе, специалисты высочайшего класса. А физики, которые входят в состав научно-редакционного совета, поверьте мне, – это люди, которые знают русскую литературу досконально. Это отнюдь не свадебные генералы. Я все же честно хочу признаться – мы упустили поколение, которым сейчас пятьдесят. И критика, казалось бы, их отмечала, и тиражи миллионные еще при Советском Союзе, а вот выпали – и все тут. Это наша беда. Пришлось перелопатить столько произведений, что голова кругом пошла. А тем не менее поразительные по своей художественной силе рассказы “пятидесятников” заняли достойное место в антологии. Это произведения Б. Екимова, П. Краснова, Р. Федичева, В. Карпова и Н. Космина. И каждый из них достоин соседства с классиками. Впрочем, читатель сможет сам убедиться в этом. Что касается рассказа Н. Космина, вне всякого сомнения, эта вещь заслуживает того, по мнению и Д.С. Лихачева, и его сподвижников, чтобы войти в золотой фонд великой русской литературы. – Кто еще авторы первого тома? – В нашей антологии представлены не столько сами авторы, сколько произведения. Мы руководствуемся исключительно художественными качествами произведения. Так вот, всего в первый том вошло 46 рассказов. Кто авторы этих произведений? Одни имена я назвал, остальные в нашем разговоре для читателя пусть останутся тайной. Эта тайна откроется тогда, когда читатель откроет эту книгу. – И все же, почему в первый том не вошли такие писатели, как Солженицын и Платонов? – Александр Исаевич не любит печатать свои художественные произведения в общих сборниках. Это его право и его, по-видимому, кредо. Что же касается рассказа “Фро” А. Платонова, то здесь объяснить достаточно просто. Наследники А. Платонова предложили условия, неприемлемые для издательства. – Каков тираж первого тома и на какие средства он вышел? – Первый тираж небольшой. Что называется, презентабельный. Но это только начало. Задача наша в том, чтобы антология была если не в каждой семье, то в каждой библиотеке. Кто дал деньги? Ну во-первых, само издательство приложило определенные усилия, а во-вторых, один из наших попечителей, Владимир Филиппович Коротков, выделил значительные средства. Я уверен, что и государство скажет, наконец, свое веское слово. Этот проект заслуживает того, чтобы войти в президентскую программу. Мы также надеемся на помощь администраций тех губерний, на территориях которых родились и жили наши гении. Кстати, ЮНЕСКО планирует внести нашу антологию в список охраняемого всемирного наследия. И будет жаль, если ЮНЕСКО опередит Россию во внимании к этому уникальному литературному проекту XX века. – Сколько будет всего томов и что в них войдет? – Собираемся издать десять томов за два года. Во втором, третьем и четвертом томах будут повести. Рассматриваются “Хаджи-Мурат” Л. Толстого, “Последний поклон” В. Астафьева, “Привычное дело” В. Белова, “Собачье сердце” М. Булгакова, “Убиты под Москвой” К. Воробьева, “Голубая звезда” Б. Зайцева, “Суходол” И. Бунина, “Мирская чаша” М. Пришвина, “Алые паруса” А. Грина, “Вечер у Клэр” Г. Газданова, “Детство” М. Горького, “Батальоны просят огня” Ю. Бондарева, “Где сходилось небо с холмами” В. Маканина, “Ночной дозор” М. Кураева, “Под лестницей” Л. Чумичева... Словом, работа идет. Но хочу сказать, что путь в нашу антологию никому не заказан. Пользуясь случаем, я обращаюсь к писателям, к редакторам журналов, к издателям – пожалуйста, присылайте к нам на рассмотрение достойные произведения. Мы собираемся выпустить тома романов, поэзии, драматургии, публицистики и мемуаров. Канонический том библиографии должен быть завершающим. Верю, что этот проект свершится достойно. Беседу вела Надежда ГОРЛОВА |
|