6 сентября 2002
Ответы М.С.Горбачева на вопросы корреспондента ТАСС об инициативе группы членов Совета Федерации по пересмотру соглашения с США о разграничении морских пространств СССР и США
1. Насколько оправданным и необходимым было подписание в 1990 году так называемого соглашения Бейкера-Шеварднадзе о разграничении морских пространств СССР и США в Беринговом и Чукотском морях?
Прежде всего хочу сказать, что это был один из нерешенных вопросов, которые существовали между Советским Союзом и другими странами (США, Норвегия, Китай и другие). Переговоры по нему велись давно, начиная с 70-х годов. Причем надо отметить, что на этом участке Мирового океана традиционно активную промысловую деятельность вели американские компании. Советский Союз, особенно после принятия Конвенции ООН по морскому праву, считал необходимым урегулировать этот вопрос на правовой основе.
Соглашение, подписанное в 1990 году, не было какой-то спонтанной акцией. По поручению Политбюро была создана Государственная комиссия, в которой были представлены все соответствующие ведомства, в том числе отвечающие за экономику, оборону, безопасность. Обсуждение этого вопроса как в рамках межведомственной комиссии, так и с нашими партнерами по переговорам было долгим и трудным. Итогом этой работы явился проект Соглашения, который стороны рассматривали как взаимоприемлемый.
В качестве одного из важных элементов предусматривалась компенсация в связи с некоторым изменением линии размежевания. Насколько я помню, компенсация предусматривалась как территориальная, так и в виде оговоренного улова рыбы. Именно в таком виде это соглашение было рассмотрено Совмином и Политбюро и было одобрено. Однако после его подписания в комиссиях Верховного Совета СССР, которые готовили ратификацию, возникли вопросы, и в период существования СССР соглашение ратифицировано не было.
Поскольку соглашение не ратифицировано, то, насколько мне известно, Соединенные Штаты до сих пор не дают России компенсацию в виде квот на улов. Так что есть проблема, которую надо решать.
К сказанному хочу добавить, что механизм выработки позиций советской стороны и переговоров с нашими партнерами по всему кругу вопросов действовал весьма успешно. Десятки подписанных в те годы договоров и соглашений сохраняют силу и работают в интересах России. Не могу не упомянуть здесь в качестве примера подписанный в 1991 году Договор СНВ-1, положения которого подтверждены в новом, недавно подписанном договоре между Россией и США о стратегических вооружениях.
2. Как Вы оцениваете перспективы и возможности пересмотра этого документа, который до сих пор не ратифицирован Россией? (С инициативой пересмотра соглашения выступила сегодня рабочая группа Совета Федерации).
С учетом того, что возникли некоторые вопросы и еще в Верховном Совете СССР были высказаны сомнения и что в последнее время эти сомнения высказываются все более активно в России, наверное, следует внести в эту проблему ясность. Это имеет важное значение и для нас, и для США. Тем более, что у каждой страны есть суверенное право ратифицировать или отказываться от ратификации того или иного договора, или требовать уточнений или поправок.
Я хотел бы сказать, что это требует серьезности, основательности, глубокого продуманного подхода. И нужно взвесить на весах все плюсы и минусы предлагаемого решения. Конечно, этот процесс должен быть свободен от всякой политической конъюнктуры и уж тем более от политических игр.