27 августа 2002
М. С. Горбачев "Семь грехов человечества"
27 августа в "Российской газете" опубликована статья М. С. Горбачева, посвященная открывшейся в Йоханнесбурге Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию. Эта статья опубликована также в итальянской газете "La Stampa"
Начал свою работу второй Саммит Земли. Судя по тому, что свыше 100 глав государств и правительств решили приехать в Йоганнесбург, они испытывает озабоченность. Но этого недостаточно. От озабоченности до конкретных дел пролегает дистанция огромного размера.
Десять лет назад в Рио-де-Жанейро озабоченность уже была высказана. Но где мы находимся сегодня? Окидывая мысленным взором события последнего десятилетия, я испытываю большую тревогу и разочарование. Многим из нас казалось, что конец холодной войны, зримым символом которого стало падение Берлинской стены, наконец позволит человечеству с надеждой смотреть в будущее. Казалось, что мировое сообщество, освобожденное от страха перед ядерной угрозой, от пут идеологического противостояния, начнет двигаться по пути устойчивого развития, примет срочные меры по борьбе с бедностью и с катастрофическим загрязнением окружающей среды, изменит характер глобализации, включив в нее такие понятия, как солидарность, права человека и свобода личности.
К сожалению, этот шанс был использован по меньшей мере недостаточно. Человечество отстает от требований времени. Торжества по поводу смерти коммунизма слишком затянулись, за ними потерялись из виду сложность мира, его проблемы, его противоречия. Забыты были бедность и отсталость, отодвинуты на периферию общественного сознания неотложные проблемы экологии. А ведь по образному выражению американского футуролога Олвена Тоффлера, мы уже реально столкнулись с будущим.
11 сентября 2001 обнажило несостоятельность идеи однополярного мира. Даже самая мощная страна планеты оказалась бессильной перед угрозой международного терроризма. Остается надеяться, что это чудовищное событие станет датой похорон иллюзий, той ложной философии, порожденной на Западе концом холодной войны и распадом СССР, философии однополярного мира. Саммит в Йоганнесбурге должен стать поворотным пунктом, не ограничиться признанием существующей опасности, но и предпринять конкретные неотложные действия для достижения устойчивого развития.
Если нынешние лидеры окажутся на это неспособны, если они не смогут определить задачи и предоставить необходимые ресурсы, то боюсь, сама идея подобных форумов будет окончательно дискредитирована.
Когда произошел распад мировой коммунистической системы, великий французский океанолог Жак-Ив Кусто заявил, что наибольший ущерб природе был нанесен не коммунизмом, а рыночной экономикой, для которой любая вещь имеет свою цену, но ничто не имеет ценности. Я не призываю вернуться к коммунизму – эта утопия себя исчерпала, - но с Кусто склонен согласиться. Нарастающий кризис окружающей среды показал, что использование чисто экономических критериев (рентабельность и возврат капиталовложений) не позволяет справиться с экологическим вызовом. Рынок не может оценить того, что окажется наибольшей ценностью для людей через сто лет. Как вычислить рыночную стоимость красоты озера или сверкания покрытой снегом вершины? Кто высчитает рентабельность спасения «бесполезных» диких зверей или сотен видов насекомых?
Будем откровенны: трудно надеяться на коренные изменения, если не изменится мировоззрение общества потребления, захватившего всю планету вместе с глобализацией. Очевидно, что общество потребления несовместимо с природным равновесием и что оно развращает людей.
Я вспоминаю беседу, которая состоялась у меня несколько лет назад с бывшим госсекретарем США Джорджем Шульцем. Это было в 1992, мы проговорили тогда целую ночь. Я сказал ему: «Вы, американцы, хотите экспортировать повсюду ваш образ жизни. Но вы ведь потребляете 44 процента всей мировой электроэнергии. Если другие страны начнут жить по вашим стандартам, все резервы планеты истощатся за несколько лет».
Прошло десять лет, но с тех пор положение не улучшилось. Почти миллиард человек в мире голодает, в то время как в США каждый четвертый страдает от ожирения. Неужели никто не понимает, что это опасный парадокс? Отдаем ли мы себе отчет в том, насколько ненормально то, что из 36 миллионов больных СПИДом 23 миллиона проживают в Африке? Или что в одном Токио столько же телефонных линий, сколько во всей Африке? Или что 130 миллионов детей не посещают даже начальную школу? В Ботсване сегодня средняя продолжительность жизни – 41 год. А помощь богатых бедным, вместо того, чтобы увеличиваться, сокращается.
Уинстон Черчилль так определил однажды различие между политиком и государственным деятелем: первый думает о следующих выборах, второй о будущем. Похоже, что среди прочих в мире сегодня наблюдается острый дефицит государственных деятелей. Политиков же переизбыток. В результате мы утрачиваем не только чувство справедливости, но и простой инстинкт самосохранения.
Махатма Ганди перечислял семь социальных грехов человечества: политика, лишенная принципов; коммерция, лишенная морали; богатство, лишенное труда; образование, лишенное качества; наука, лишенная человечности; удовольствие, лишенное совести; поклонение, лишенное жертвенности. Пусть тот, кто считает себя безгрешным, бросит в меня камень. Но по большому счету ответственность лежит на нынешних лидерах.
Первый вызов, от которого им не уклониться – необходимость сохранить мир, прекратить так называемые локальные конфликты, не дать им расползтись по планете кровавыми пятнами. Среди участников этих конфликтов есть и страны, обладающие ядерным или химическим оружием. Мировое сообщество должно быть едино в борьбе с терроризмом, которому нет никаких оправданий.
Второй вызов – это борьба с бедностью в мире. Как может «золотой миллиард» счастливцев радоваться жизни, когда половина населения планеты страдает?
Третий вызов – проблемы окружающей среды. Даже невооруженным глазом видно, что в мире происходят климатические изменения, растет количество природных катаклизмов, тайфунов, наводнений, засух. Исчезают сотни видов растений, животных, тают ледники, истощается океан.
Эти три вызова тесно связаны между собой. Если мы не будем едины в борьбе против войны, мы не сможем объединиться для спасения планеты. Если мы не будем бороться с бедностью, мы не сможет сопротивляться фанатизму, преступности, распространению наркотиков. Тогда и меры по спасению экологии окажутся бесполезны. Как можно запретить беднякам в бассейне Амазонки вырубать деревья, чтобы засеять поле? Как требовать от нищей страны принятия дорогостоящих мер по охране природы? Но если мы не будем думать о природе, то и наши усилия по созданию более справедливого мира окажутся обреченными на провал и наши потомки сотни лет будут расплачиваться за насилие, которое мы учинили по отношению к природе. Сама жизнь на Земле может оказаться лишь эфемерным эпизодом в истории Вселенной.
Именно поэтому мы должны научиться думать по-новому. Нам нужен новый порядок, основанный на справедливости и равноправии, а не только на выгоде. Природа подает нам сигналы бедствия. Настало время прислушаться к ним. Саммит в Йоганнесбурге не должен стать «Рио+0». Природа не может больше ждать.