22 апреля 2019
The Wall Street Journal (США): «Угроза ядерной войны все еще с нами»США должны возобновить взаимодействие с Россией, чтобы гарантировать, что наиболее грозное оружие не будет распространяться и никогда не пойдет в ход, — это предлагают трое известных миру бывших американских высокопоставленных чиновников и политиков. По их мнению, ждать новой администрации в Белом доме и нового лидера в Кремле уже некогда. Риск слишком серьезен. Джордж Шульц (George Shultz), Уильям Перри (William Perry), Сэм Нанн (Sam Nunn) США, их союзников и Россию поразил опасный политический паралич, который, — будь то по ошибке или недосмотру, — может привести к военной конфронтации и даже применению ядерного оружия впервые за 74 года его существования. Необходим смелый политический сдвиг: чтобы отойти от этой смертельной пропасти, мы должны пойти на возобновление стратегического сотрудничества с Россией. В противном случае наши страны вскоре охватит ядерное противостояние, еще более опасное, дезориентирующее и экономически затратное, чем холодная война. Перед США стоит трудная задача, и она же самая важная: продолжить жестко реагировать на российскую агрессию, но при этом переориентироваться на жизненно важные интересы Америки.
Мы трое застали черные полосы в отношениях США с Советским Союзом и пережили ядерную угрозу. Кубинский ракетный кризис 1962 года, арабо-израильская война 1973 года, советское вторжение в Афганистан 1979 года и ядерное противостояние ракет средней дальности 1981-83 годов — все это были периоды повышенной напряженности, снижения доверия и роста ядерных рисков. Вместе с Генри Киссинджером (Henry Kissinger) мы в 2007 году писали, что, несмотря на то, что благодаря сочетанию усердия, профессионализма и удачи мир счастливо избежал ножа холодной войны и его ядерного лезвия, опираться на ядерное оружие ради сдерживания становится тем опаснее и менее эффективно, чем больше государств обзаводятся ядерным оружием. США и другим ядерным государствам еще предстоит предпринять решительные шаги по направлению к безъядерному миру — пока же угроза только нарастает.
Сдерживание не защитит мир от ядерной ошибки или ядерного терроризма. А и то, и другое становится все более вероятным, если между Вашингтоном и Москвой отсутствует прочный и содержательный диалог. Риски усугубляются тем, что угроза кибератак против ядерных систем предупреждения и оперативного управления растет, а глобальные террористические сети ширятся. В последние годы, на фоне кризисов на Украине и в Сирии, американским и российским вооруженным силам вновь приходится действовать в непосредственной близости друг от друга, а это умножает риск того, что акт агрессии, сопровождаемый несчастным случаем или просчетом, приведет к катастрофе.
Чтобы снизить риск конфликта и вывести сотрудничество на новый уровень прозрачности и безопасности, требуется новый комплексный подход. Это потребует от Вашингтона и союзников США совместного подхода к России. Он должен снизить ненужную ядерную угрозу, — а мы на нее сейчас буквально напрашиваемся, — но при этом сохранить наши ценности и обезопасить жизненно важные интересы. Для начала США должны разобраться с собственной, никуда не годной политикой по России, и поможет в этом Конгресс. Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) и лидер сенатского большинства Митч Макконнелл (Mitch McConnell) должны созвать новую двухпартийную рабочую группу из парламентских лидеров и председателей комитетов для работы с ведущими чиновниками администрации, чтобы укрепить НАТО и возобновить диалог с Россией. В 1980-х так поступила группа наблюдателей за контролем над вооружениями под руководством сенаторов Роберта Бёрда (Robert Byrd) и Боба Доула (Bob Dole). Группа добилась двухпартийного консенсуса в отношении программы модернизации вооруженных сил, укрепила оборону Америки, усилила сдерживающий потенциал НАТО и выработала единую политику по России, которая привела к переговорам по ликвидации ракет в Европе. В конце концов эти меры положили конец холодной войне.
Во-вторых, президенты Трамп и Владимир Путин должны сделать совместное заявление и подтвердить, что победителей в ядерной войне не бывает, а потому нельзя допустить, чтобы она началась. Этим они по сути повторят заявление Рейгана-Горбачева от 1985 года, а его американцы и русские приняли тепло, как начало мер по снижению рисков и улучшению взаимной безопасности. В современном заявлении будет четко оговорено, что, несмотря на всю напряженность, лидеры стран, на которые приходится свыше 90% мирового ядерного арсенала, сознают свою ответственность за меры по предотвращению катастрофы. Это побудит и другие ядерные государства предпринять шаги по снижению ядерной угрозы. Сам момент будет свидетельствовать о приверженности Вашингтона и Москвы делу разоружения, поскольку в следующем году отмечается 50-летие Договора о нераспространении ядерного оружия.
В-третьих, США и Россия должны обсудить широкие рамки стратегической стабильности, включая увеличение времени, отведенное лидерам для принятия решений на фоне глобальной дестабилизации и совершенствования военных технологий. В виде залога на будущее прошлым летом в Хельсинки президенты Трамп и Путин, по всей видимости, договорились начать диалог о стратегической стабильности и ядерной угрозе, нависшей над обеими странами. Тем не менее их неспособность принять надлежащие меры, предоставив военным и гражданским специалистам следить за развитием событий, подчеркивает, насколько опасны нынешние нерабочие отношения.
Пришло время действовать. Американские лидеры не могут взять тайм-аут до тех пор, пока расследование генпрокурора Роберта Мюллера и другие вопросы не решатся либо в Конгрессе, либо в суде. Ждать новой администрации в Белом доме и нового лидера в Кремле или надеяться, что текущие разногласия разрешатся сами собой, тоже некогда. Риск слишком серьезен, чтобы откладывать жизненно важные интересы США в долгий ящик.
США и Россия должны прийти к общему знаменателю по более стабильной архитектуре безопасности на ближайшие пять-десять лет и определить инструменты и политические инициативы, необходимые для достижения этой цели. Наши страны несут общую ответственность за поддержание контактов по урегулированию кризисов, в том числе между нашими вооруженными силами, а также за соблюдение соглашений о контроле над вооружениями и прозрачности. Если соглашения маловероятны или не вполне осуществимы, обязательны договоренности и красные линии.
При поддержке других ядерных государств США и Россия должны решительно противостоять проблемам, угрожающим глобальной безопасности. Нам принципиально важно возобновить взаимодействие с Россией в основополагающих областях, представляющих общий интерес для обеих стран: мы должны снизить зависимость от ядерного оружия, не допустить, чтобы оно попало в дурные руки, проследить, чтобы оно никогда не было пущено в ход, и в конечном итоге прекратить использовать его в качестве угрозы миру.
Господин Шульц — бывший госсекретарь США (1982-1989)
Господин Перри — бывший министр обороны США (1994-1997)
Господин Нанн — бывший сенатор-демократ от штата Джорджия (1972-97) и бывший председатель комитета по вооруженным силам.
|
|