26 июня 2015
«Битва титанов», или «Круглый стол» в честь 30-летия гласности в России»Во вторник, 17 марта, в «Горбачев-фонде» при поддержке «Новой газеты» прошел «Круглый стол», приуроченный к 30-летию гласности в России. Приглашенные спикеры на протяжении трех часов пытались решить, «к чему мы пришли сегодня», однако так и не смогли прийти к общему выводу. В дискуссии участвовали: Леонид Никитинский, Мария Липман, Тихон Дзядко, Андрей Архангельский, Леонид Парфенов, Сергей Пархоменко, Николай Сванидзе и многие другие. От обсуждения проблем давно минувших дней журналисты быстро перешли к проблемам насущным. Несмотря на то, что журналисты пытались не перебивать друг друга, было ясно, что сегодня они не смогут прийти к общему мнению по вопросу свободы слова и качества журналистики. Вступлением к мероприятию послужила короткая история-притча от Леонида Никитинского о том, как Дмитрий Муратов (главный редактор «Новой газеты») и МихаилГорбачев ходили на встречу к Дмитрию Медведеву. По ее завершении Дмитрий Муратов шепотом спросил у Медведева: «Ну так что у нас со свободой слова?».«Технически все свободны»,- улыбчиво ответил тот.
Леонид Никитинский отметил, что сегодня на журналистику пытаются воздействовать не только экономическими, но и внеэкономическими методами. Интернет также не способствует консолидации общества, потому что каждый из нас закрыт от других точек зрения в своем круге общения. Никитинский несколько раз повторял, что журналистика оппозиционна по определению, однако журналистам с противоположной от официальной точкой зрения сегодня трудно выразить свою позицию.
«Функция журналистики сегодня — обеспечить нормальную коммуникацию»,—подчеркнул журналист.
Именно поэтому на повестку была вынесена идея создания «Клуба журналистов», который бы лоббировал интересы последних и проводился бы в свободном формате, не привязываясь к определенному месту или изданию. Однако и данная идея не нашла всеобщего одобрения.
В качестве предмета отображения в информационных отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это — всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.
По А.А. Тертычному. Жанры периодической печати
В частности, Леонид Парфенов и вовсе заявил, что «журналистика сейчас никому не нужна». Она, по его мнению, целиком и полностью зависит от аудитории.
«Я вообще все время поражаюсь. Во всех профессиональных разговорах мы все время говорим о каких-то внутрицеховых проблемах. Если есть запрос на проклятый вопрос, извините за тавтологию, тогда будет журналистика»,—заявил Парфенов.
Примерно такого же мнения придерживался Николай Сванидзе: «Какой клуб? Для кого? Кто признает, что мы—это элита, кроме нас самих? У подавляющего большинства все в порядке: власть довольна, жена довольна, друзья, одноклассники и однополчане довольны. Они чудесно себя ощущают. Мы сейчас маргинальны, абсолютно маргинальны. Каждому нужно пробиваться в одиночку».
Андрей Архангельский поделился с присутствующими результатами «издевательского эксперимента над самим собой»: журналист несколько недель подряд слушал федеральные радиостанции. Однако самым большим открытием для него стало кардинальное изменение радиостанции коммерческой — «Бизнес-FM».
Из радиостанции с предельно правдивым и независимым отражением действительности она превратилась в пропагандистскую машину. «Идея бизнеса как спасителя независимости СМИ потерпела в России крах»,- констатировал журналист. Он отметил, что до тех пор, пока свобода слова не станет сверхценностью, дискуссия бессмысленна.
В чуть более светлых красках отразил действительность Тихон Дзядко. «Есть общее мифическое представление о 84%. Мы запомнили это как мантру»,— отметил он. Основываясь на собственном опыте, журналист заявил, что потребность в правдивой информации среди населения растет: доказательством тому служит увеличение количества желающих приобрести платную подписку на телеканал «Дождь».
В жесткой оппозиции ко всем спикерам выступил Михаил Бергер, который решил произнести свою речь с точки зрения владельца медиабизнеса. «Время, когда заметка в газете могла стать событием государственного масштаба, не повторится никогда. Редакция утратила монополию на формирование повестки дня. Медиакомпания, которая не зарабатывает деньги,— самая зависимая. Единственное, что мы можем делать,— капать на мозги»,— заявил журналист, после чего в зале послышался неодобрительный гул со стороны журналистов. Далеко не все считали, что журналистика полностью перешла в сферу бизнеса и что главной задачей журналиста сегодня является при
влечение финансирования в издательство.
В числе последних выступили социологи, которые подчеркнули, что 84% действительно не существует, ведь все мы разные
.
Мероприятие закончилось, оставив огромное количество неразрешенных вопросов. «Круглый стол» стал маленьким воплощением того хаоса, который творится в современной журналистике, а станет ли это мероприятие отправной точкой к изменению ситуации, покажет время.
Анна Коваленко
|
|