31 марта 2015
Перестройка как отложенное будущее. Интервью с Русланом Гринбергом.На вопросы ответственного редактора приложения «НГ-сценарии» Юрия СОЛОМОНОВА отвечает директор Института экономики РАН Руслан ГРИНБЕРГ.
– Руслан Семенович, вы могли бы мне объяснить удивительный парадокс российского общественного сознания – почему даже в год 30-летия перестройки фигура Михаила Горбачева нередко вызывает даже большее неприятие, чем, скажем, образы Ленина, Сталина, Хрущева?
– Потому что традиция на Руси такая. Всегда есть тот, кто виноват во всех бедах. А если чуть серьезнее, то Михаил Сергеевич думал, что дал людям свободу. Но он, конечно, не предполагал, что при этом открыл ящик Пандоры, откуда на него позже и посыпались «гроздья народного гнева».
А все просто. Представьте себе, что была тюрьма, в которой периодически сменялись режимы – от «чрезвычайщины», авралов и расстрелов до смягчения условий проживания, сносного питания и «красных уголков». 70 лет страна представляла собой практически закрытое жизнеустройство со своими правилами труда, отдыха, поведения и даже мышления. И вот Горбачев решил все это изменить.
Первыми за флажки вышли те, кто этого сильно ждал. Люди образованные, прочитавшие немало книг о тюрьме и воле, об униженных и оскорбленных. За меньшинством потянулась и часть большинства, которой было интересно и даже радостно ощутить это новое состояние.
Спустя некоторое время к ощущению свободы привыкли, но пришло чувство неопределенности и даже тревоги. Потому что в прежней реальности все было понятно и гарантированно: работа, еда, майские и октябрьские демонстрации, телевизор с Аллой Пугачевой... А тут какие-то разговоры про «новое мышление», «общечеловеческие ценности», «гласность» и, разумеется, «перестройку», которую надо провести не только в застойной стране, но и в собственных головах.
А в этих головах доминировало представление (как позже выяснилось, ошибочное) – все хорошее, что было при советской власти, сохранится. Например, пресловутая «уверенность в завтрашнем дне». А к ней добавятся прелести рынка и демократии.
Таким образом, после десятилетий плохой или хорошей (это кому как), но устоявшейся жизни советское общество потряс социально-исторический шок, автором которого стал человек, вышедший из недр партийной номенклатуры, когда-то юный сельский механизатор. А еще раньше – советский мальчик, заставший войну и видевший фашистских оккупантов.
И такому правильному и проверенному советскому гражданину вдруг ударили в голову какие-то «общечеловеческие ценности...». Здесь было от чего ужаснуться.
– Но была же поддержка перестройки, и немалая. Не только «иностранными недругами», но и просвещенной частью советского общества.
– Конечно. Перестройка потрясла мир. В стране тоже началось движение. Прежде всего в развитии демократии, гласности, прав и свобод.
Но, начитавшись возвращенных обществу запретных книг, от души поспорив о плохом и хорошем социализме, оценив возможности плюрализма мнений, многие поначалу горячие сторонники перестройки стали грустнеть.
Они все больше понимали, что мессия не шутил, когда говорил, что дорога к новому мышлению долга и трудна... |
|