19 января 2010
Точка зрения. Б.Ф.Славин. Какая идеология нужна России?помощник Президента Горбачев-Фонда, доктор философских наук Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и принижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить. Какая же идеология сегодня нужна России? На этот вопрос отвечает автор книги «Идеология возвращается». В ней освещаются дискуссионные проблемы понимания советской и современной истории России, ее идеологии и культуры. Она также вводит читателя в мир оригинальных идей таких известных политиков, ученых и философов как Антонио Грамши, Карло Россели, Михаил Лифшиц, Эвальд Ильенков, Александр Зиновьев, Святослав Федоров и др. Книга состоит из статей и выступлений автора, сделанных за последние годы. Книга - проблемная, но читается легко. Она рассчитана на тех, кто интересуется вопросами истории, политики и духовной жизни России. Ниже мы предлагаем читателю два фрагмента первой главы книги «Россия в поисках идеологии и модели развития». Какая идеология нужна России? Идеологию, как уже отмечалось, нельзя выдумать. Ее ростки следует искать в глубинах общественного сознания, затем всячески их лелеять и пестовать. При этом необходимо реально оценивать состояние общественного сознания, в том числе обстоятельства, препятствующие его обновлению. А положение в этом отношении, действительно, крайне сложное. Люди морально и психологически устали от последствий радикальных реформ, которые принесли им множество всевозможных бед. В их сознании все еще велико ощущение неуверенности в собственном будущем, доставшееся в наследство от 1990-х гг.[1] Налицо высокая степень разобщенности индивидов и групп, непрочность социальных связей, противоречивость и конфликтность взаимоотношений. Высокая степень дифференциации экономических и политических интересов, жизненных стандартов и моральных норм различных групп не компенсируется общими целями и ценностями, осознанными и сформулированными общенациональными интересами. В общественном сознании одновременно присутствуют полярно противоположные и несовместимые идеи, между которыми отсутствует единое смысловое поле. Социальные и идейные противоречия нередко проявляется в различных межэтнических конфликтах. Их подогревают многочисленные экстремистские и откровенно неонацистские группировки, ведущие пропаганду своих человеконенавистнических идей. Стали обыденным явлением беспрепятственное распространение шовинистической и откровенно фашистской литературы, паразитирующей на реальных проблемах социального неравенства, бедности, бюрократического беспредела управленческих структур. Как это часто бывает, главным виновником всех бед провозглашаются «чужаки», «инородцы». Растет число преступлений, совершенных на национальной, расовой и религиозной почве. Убедительным свидетельством остроты межэтнических противоречий стали известные события в северном городе Кондопога, где произошло кровавое столкновение местного населения с «кавказцами», сопровождавшееся массовыми погромами, в результате чего были убитые и раненые. Называют разные причины этого конфликта. Но более весомыми следует признать наличие в Кондопоге глубокого социального расслоения на богатых владельцев торговых точек и ресторанов (как правило, приезжих с Кавказа) и преимущественно бедных коренных жителей города, хронической безработицы особенно среди местной молодежи, питающей пополнение бандитских группировок, криминализации сферы торговли, отдыха и развлечений; безнаказанной коррупции во властных и правоохранительных структурах города, наконец, беспрепятственного распространения националистических идей. Следствием именно этих причин и стал возможным инцидент… Анализируя кондопожский конфликт, многие серьезные аналитики сделали вывод о всеобщности его причин, которые могут проявиться, и уже проявляются, в других местах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Воронеж и др. Социальная, этническая и идейная поляризация российского общества все больше находит свое негативное проявление в политике. Порождая конфликты, она не только разрушает общенациональную солидарность, но и провоцирует неприязнь и даже ненависть людей друг другу. Такова правда жизни. Но не вся правда. В последнее время все больше людей сознает, что единственно разумный, достойный и реальный выход из сложившейся современной ситуации состоит в том, чтобы российскому обществу договориться об общезначимых ценностях и национальных приоритетах нашего дальнейшего развития, обозначить перспективную стратегию России внутри страны и за рубежом, то есть, в конечном счете, найти себя в новом мире. Истории известны подобные договоренности, например, так называемый «Пакт Монклуа» в Испании и др. Есть убежденность, что именно такой подход сделает современные преобразования плодотворными не только для узкого слоя людей, «допущенных» к переделу экономических ресурсов и политического влияния, но для страны в целом. Возможность и реальность такой договоренности обусловлена тем, что помимо реальных противоречий в обществе существуют общенациональные и общегражданские интересы, скрепляющие его в социальное целое, в единое государство, главная задача которого обслуживать эти интересы. Какая же идеология, на самом деле, возможна и нужна России? Какие духовные идеалы и ценности помогут сплотить ее народ? Очевидно, что российское общество, вступающее в постиндустриальную эпоху, нуждается в сугубо демократической идеологии, отвечающей вызовам современности и лучшим традициям отечественной культуры. Эта идеология по необходимости должна иметь светский и научный характер, вобрать в себя все лучшее, что накоплено мировой цивилизацией и культурой, отражать интересы абсолютного большинства граждан данного общества, то есть быть действительно гражданской идеологией. Без такой идеологии нет ни единого народа, ни самодостаточной нации. Данная идеология не только возможна, она особенно необходима сегодня, поскольку в ходе неолиберальных реформ большинство россиян оказалась во многом в сходном экономическом и социальном положении. Эта схожесть положения и интересов составляет определенную основу для единства взглядов, ценностей и идеалов. Конечно, думать, что можно одной гражданской идеологией объединить всех без исключения людей в социально противоречивом обществе, значит создавать себе очередную иллюзию, но выразить интересы большинства она может и должна. Общегражданская идеология, не исключает, а предполагает наличие других идеологий, выражающих интересы различных социальных групп и слоев общества. Идейный и политический плюрализм – очевидные явления общественной жизни в демократическом обществе. Но очевидно и другое: наряду со специфическими групповыми интересами, существуют общечеловеческие интересы и интересы данного конкретного общества в целом. Их и призвана выражать и обслуживать общегражданская идеология. Как известно, вопрос о соотношении общегражданских, групповых, включая классовые, и личных интересов, ставился нашей общественной мыслью неоднократно. Раньше он звучал, в частности, так: наличествуют ли общечеловеческие интересы в классово разделенном обществе? Официальные советские идеологи сталинской школы, игнорируя мнение В.И. Ленина, считавшего, что «интересы общественного развития выше интересов пролетариата».[2] отвечали на этот вопрос отрицательно. Признание существования и, тем более, приоритета общечеловеческих и общегражданских интересов по отношению к классовым, воспринималось ими как «ересь». Сегодня такое признание стало повсеместным. Общечеловеческие интересы существуют. Это, прежде всего, защита людей от ядерной угрозы и акций международного терроризма, охрана окружающей среды, разрушение которой таит в себе угрозу самому существованию человечества. Реально существуют и общегражданские интересы. Это, прежде всего, обеспечение высокого уровня здравоохранения, образования и занятости, гарантия демократических прав и свобод личности, всеобщность и доступность культуры, забота о социально уязвимых слоях общества, и т.д. В осознании и решении этих проблем и проявляется реальность общих интересов, которые создают то единое смысловое поле, которое покрывается общегражданской идеологией. Отсюда же вырастают общие идеалы, цели и ценности, которые, в свою очередь, сплачивают людей в единый народ. Но сначала о том, какой не следует быть общегражданской идеологии Выше уже отмечалось, что она должна иметь не религиозный, а светский характер. Это, во-первых, обусловлено тем, что в России существует множество религий, а общество и государство одно. Во-вторых, между религией и светской идеологией существуют принципиальные различия. Религия - это форма духовной жизни, основой которой является стремление людей за пределы материального бытия, их индивидуальная вера в Бога, духовная связь с ним. Светская идеология - это такая сфера общественного сознания, которая основана на знании и понимании идей, выражающих реальные, посюсторонние отношения людей: она есть связь человека с той или иной социальной группой, духовная связь человека с человеком, опосредованная всем обществом, или его значительной частью. В основу общегражданской идеологии не может быть положен и партийный принцип; ею не в состоянии стать ни одна из нынешних партийных программ. Любая партийная идеология частична и конфликтна, ибо нацелена на борьбу с другими партиями. Поэтому она не может объединить всех граждан и даже их большинство. Более того. Ныне в силу ряда исторических причин (крушения КПСС, падения авторитета КПРФ и СПС, прогрессирующего обюрокрачивания «Единой России) возник кризис доверия избирателей к партийной системе, как таковой. Данные социологических опросов свидетельствуют о резком падении массового интереса к партиям как институту. Более половины россиян идеологически не идентифицируют себя в рамках известной триады: левые, правые, патриоты. Лишь 14% опрошенных считают себя «левыми», 13% - правыми, а 10% симпатизируют «русским патриотам».[3] Каковы же характерные черты общегражданской идеологии? Прежде всего, такая идеология должна быть в определенной степени интегральной, то есть органически включать в себя основные ценности, проверенные исторической практикой, тем более, что со временем эти ценности перестали быть «неотчуждаемой собственностью» породивших их идеологий. В ней, видимо, найдут место, ценности, считавшиеся длительное время консервативными, но ставшие общечеловеческими, оправдав себя в нравственной и бытовой сфере, и ценности, входившие столетиями в арсенал либерализма - в той мере, в какой они ориентированы на утверждение демократических институтов и защиту прав человека, и социалистические ценности, доказавшие свою эффективность в социальной сфере. Разумеется, с учетом российской специфики удельный вес этих ценностей будет неодинаков. На протяжении предыдущих лет многие из них подверглись искажениям. Следовательно, задача заключается в том, чтобы, во-первых, обеспечить их адекватное прочтение и, во-вторых, сделать все, чтобы они не противоречили требованиям современности и перспективам общественного развития. Очевидно также, что общегражданская идеология, по своему содержанию и сути, должна быть гуманистической. Ей надлежит указывать реальные пути преодоления существующего социально-экономического и политического отчуждения людей от собственности, власти и культуры. Современная постиндустриальная эпоха поставила в центр общественного прогресса человека с его потребностями, интеллектуальными и творческими способностями. Свободное развитие такого человека, сопряженное со свободой других людей, и создает тот общечеловеческий базис будущего, которое в современной литературе называют разными именами: постиндустриальным, посткапиталистическим, постэкономическим, информационным, обществом знаний и т.д. Подчеркнем еще раз, современной России необходима идеология, выражающая интересы подавляющего большинства общества, то есть, по сути своей, она должна быть демократической, светской и общегражданской. Ее основу могут составить идеалы и ценности, выработанные человечеством в ходе его сложной и противоречивой истории. Разумеется, подобную идеологию нельзя навязывать людям, но ее поддержка со стороны различных общественных структур была бы весьма полезным делом. Социальный идеал и ценности новой идеологии Каковы же те возможные социальные идеалы и конкретная ценностная структура, которые могли бы составить костяк новой идеологии? Представляется, что это должны быть, в первую очередь, такие идеалы и ценности, которые апробированы российской историей и отвечают современным тенденциям общественного развития. |
|