15 января 2007
Анатолий Черняев. "Погубленная духовность"
Статью эту меня побудили написать два обстоятельства: сожаление о погибшей перестройке, 20-летие которой было отмечено во многих странах, но, конечно, замолчали у нас, и отвращение к вконец распоясавшимся нашим церковникам, которых нам показывают по телевизору с утра до вечера.
Темы эти связаны между собой.
Я слишком много за 10–15 лет написал и наговорил о перестройке и ее авторе. Самые общие мои оценки и выводы не изменились.
Мне, знающему эту «материю» на ощупь, близко и много лет знакомому с человеком, положившем начало перестройки, до сих пор «странно и удивительно» натыкаться на совершенно вздорные суждения и о ней, и о нем. (Хотя пора бы, казалось, привыкнуть). Особенно со стороны людей, вроде бы и ученых, и профессионалов, способных квалифицированно анализировать прошлое в научных трудах и в публицистических статьях.
Можно назвать десятки имен. Выбор тут большой слева–направо.
Один из них пишет: «Масштабность стоявших перед обществом – и год от года все более усложнявшихся и умножавшихся – проблем требовала и масштабности личности реформатора. Стране жизненно необходим был не просто смелый преобразователь, но преобразователь–революционер, способный осмыслить всю гигантскую ширь проблем и, бросив вызов времени и господствующим предрассудкам, с умом взяться за их решение. Но такого человека не нашлось…».
А что, спрашивается, делал Горбачев, как не то, что автор перечисляет?! И разве не Горбачев бросил вызов «глубокому брежневскому застою», не он начал преобразования, приведшие к ликвидации тоталитарного режима?! Дав народу гласность, открыв страну окружающему миру, разве не Горбачев проявил качества смелого новатора, мужественного революционера?! Ведь он противопоставил себя мощной неосталинистской идейно–политической инерции партии и общества. Сделал это с риском для себя лично. Разве не Горбачев, вопреки сопротивлению своих коллег во власти, покончил с холодной войной, посягнув тем самым на статут чудовищного военно–промышленного комплекса, пустившего метастазы во всех порах советского общества?!
У десятков пишущих историю современной России (в том числе – авторов учебников) нет даже желания по–честному разобраться, что все это значило и почему произошло так, а не иначе. Нет «порыва» познакомиться с собранными в архиве Горбачев–Фонда документами (их тысячи), свидетельствующими о подлинных намерениях Горбачева и его коллег, о целях и задачах, которые они перед собой ставили, о сути и деталях политики, которую они разрабатывали, оформляли и проводили. В распоряжении пишущих о Перестройке и глаголящих о ней по ТV и радио не только «монбланы» источников, но пока еще живые свидетели… Некоторых из них они опрашивают, но по большей части тех, кто врет или клевещет.
Опыт тех шести лет актуален, тем более что Россия, который раз проваливаясь на дно, в непролазную грязь, будто навечно прилипшую к ее истории, вроде как опять «взыскует» духовности. Между тем, именно Горбачев сделал возможным, взамен износившейся и фарисейской коммунистической идеологии, начать возрождение духовности на основе великой русской культуры (включая ее эмигрантскую и до того запрещенную часть) и на базе общепринятых в цивилизованном мире общечеловеческих ценностей. Об этом он сам на протяжении истекших лет много говорил и писал. И обобщил все идеи и замыслы перестройки в поразительно искренней и документально оснащенной книге «Понять перестройку… Почему это важно сейчас», вышедшей недавно в издательстве «Альпина–Букс».
Духовность по народному ощущению – это нравственность, а для интеллигентного слоя нации – еще и культура, знания.
Сам импульс перестройки был нравственный. Ведь не только понимание, что трудно жить народу в неизбывно нищенском состоянии, а прежде всего чувство стыда за страну…
И методы, правила – как менять жизнь к лучшему – были предложены нравственные – не насильно, не через колено, «уважительно» (его любимый термин). Ведь если свести все «умные» политико–экономические формулы к обыденным и общеупотребительным