29 сентября 2006
"Эпоха Шостаковича" на Урале
В организации концерта принял участие экс-президент Михаил Горбачев
На этой неделе весь музыкальный мир отмечает столетие Дмитрия Шостаковича. Свердловская филармония не могла остаться в стороне, представив публике специальный проект «Эпоха Шостаковича».
Перед концертом своими мыслями поделились прославленный пианист Андрей Гаврилов и глава Фонда социально-экономических и политологических исследований Михаил Горбачев.
Надо сказать, экс-президент не просто так оказался в организаторах спецпроекта «Эпоха Шостаковича». Как оказалось, Михаил Сергеевич уже много лет хорошо знаком с Андреем Гавриловым. Так, в 1985 году, когда известный пианист был еще «невыездным», он, благодаря поддержке Горбачева, стал первым артистом, уехавшим из СССР без статуса политического беженца. На Западе он быстро попал в обойму известных музыкантов и получил признание.
— Наша первая встреча была необычной, — вспоминает Михаил Горбачев. — Я пригласил Андрея в гости, он, как только вошел, сразу же начал играть «Наваждение» Прокофьева. Музыка была точно к месту, выражая наше общее настроение.
Что интересно, идея проекта «Эпоха Шостаковича» родилась неожиданно 6 ноября прошлого года.
— После концерта мы общались за чаем с Дмитрием Лиссом и Александром Колотурским, — рассказывает Андрей Гаврилов. — Устало импровизировали на тему того, как было бы замечательно организовать концерт памяти Дмитрия Шостаковича. В конце нашей беседы я позвонил Михаилу Сергеевичу и спросил, что он думает по этому поводу. Несмотря на то, что был уже час ночи, Михаил Сергеевич не удивился моему звонку и сказал, что примет в этом проекте непосредственное участие. С этого все и закрутилось.
— Я нередко сталкивался с заговорами, и в случае с проектом «Эпоха Шостаковича» все пошло по схожему сценарию, — пошутил Михаил Горбачев. — Посудите сами, люди собрались ночью, что-то придумали и тут же позвонили мне спросить совета. Идея Андрея Гаврилова мне сразу же понравилась. У меня всегда так: если замысел уже вызрел, то становится понятно, что пора начинать действовать.
— В моей жизни было много подобных ситуаций, — продолжает Михаил Горбачев. Помню, еще в СССР, когда нужно было идти в Политбюро обсуждать, как нам жить дальше после кончины очередного генсека, я позвонил Громыко и мы за двадцать минут до заседания обсудили основные вопросы. И у нас совместно уже созрела идея.
— Я всегда с огромным удовольствием приезжаю к вам в город. Он для меня особенный, здесь, можно сказать, состоялось мое боевое крещение, прошли мои первые публичные концерты, — поделился впечатлениями от визита Андрей Гаврилов, а Михаил Горбачев добавил:
— Ваш город — это крупная культурная и экономическая величина в России. Последний раз в Екатеринбурге я был в начале 90-х, когда он еще назывался Свердловском. За это время столица Урала очень изменилась. Появилось много зданий современной архитектуры, которая более плавная по очертаниям, не такая агрессивная, нежели московская.
Как откровенно признался Михаил Горбачев, музыку он любит, но не разбирается в ней с тонкостью эстета.
— Можно сказать, чем богаче становился мой жизненный опыт, тем больше меня тянуло к классике, хотя в юности я почитателем ее совсем не был. В настоящее время под влиянием Андрея Гаврилова прослушал все произведения Дмитрия Шостаковича. Еще мне очень нравится то, что сочинил Рахманинов, — рассказал о своих вкусах экс-президент. — Помню, в начале девяностых годов мне подарили диск с музыкой Малера. Его пятая симфония «прошила» меня до основания - такой актуальной оказалась, в ней были и тревога за будущее, и томительное ожидание, и ощущение неудовлетворенности жизнью. На состоявшемся в Филармонии выступлении Андрей Гаврилов вместе с Уральским академическим оркестром исполнили «Первый концерт для фортепиано с оркестром» Петра Чайковского» и «Симфонию № 7» Дмитрия Шостаковича.
— Выбор этих произведений и авторов совсем не случаен, — пояснил Андрей Гаврилов. — И Шостакович, и Чайковский — талантливейшие композиторы, которые не были оценены в свое время по достоинству. Они так близки друг другу и мощью таланта, и силой одиночества, которую испытывали в жизни, что словно напоминают двух музыкальных родственников. Без Чайковского не было бы и Шостаковича. Наш концерт — это еще один важный стимул для того, чтобы приблизиться к разгадке этого гениального симфониста, взглянуть на его вечно актуальное творчество с позиций нашего времени.
Беседу вел Сергей Чирков
"Уральский рабочий", 27.09. 2006 г.