5 мая 2006
Шаракшанэ С.А. Политика и мораль
75-летию М.С. Горбачева
Пишу и знаю: со мной будет много не согласных. Что ж!
Перестройка ушла в историю. Но только возрастает значение личного поступка Михаила Сергеевича. Не обязан был он это делать! Брежнев направил в Европу газ и нефть, компенсировал этим падающие показатели страны и обеспечил себе, а заодно и всем нам двадцатилетний сладкий сон. Тогда же были разведаны сказочные кладовые БАМа, и новый генеральный секретарь преспокойно мог уехать в царские дворцы в Крым и оттуда вести линию партии. Сегодня оспаривают в имени Горбачева, в его эпохе - все! Но факт морального поступка, по-моему, остается бесспорным.
Явление и уникальное, и типическое. Хрущев вынес на Политбюро доклад к XX съезду, понимая, что подписывает себе смертный приговор, что до расстрела остались если не часы, то дни. Столыпин начал революцию сверху. Александр II отменил крепостное право. А Петр? Посягнул на сословные привилегии, дал ход дворянам, собственноручно упростил написание букв алфавита кириллицы, чтобы грамота вышла из узкоцерковной сферы и стала общенародной, придал стране ускорение. Все они могли этого и не делать.
Открываем энциклопедию на слове «политика» - среди десятка определений термина «политика» нет ни слова про мораль. Политика - это вопрос власти. Политика - это насилие плюс пропаганда. Политика - искусство возможного. Впрочем, есть! - У Макиавелли! Увы, там утверждается не мораль, а именно аморализм в политике!
Представим Александра II, Хрущева, Горбачева в миг перед выбором. Где мораль? Мораль это то, что появляется в межчеловеческом общении. А с кем общается первое лицо государства? С народом вообще - как абстракцией? С Богом? С историей? С самим собой?
Лидер государства остается человеком, а, значит, ощущает мораль. Как и все мы, ощущает ее как одно из глубинных оснований бытия. Понимает: если не примется за кардинальную проблему страны, то поступит не как глава государства, а как маленький человек, бездействием совершит преступление. Ведь следы преступлений ведут не только в прошлое, но и в будущее!
Но, однако, — на другой чаше весов: народ безмолвствует. За моральный поступок можно потерять и власть, и голову. И навсегда опорочить имя. Так, в ящике стола у русских царей сорок лет пролежал проект отмены крепостничества: все они после декабрьского восстания знали — надо! Но не могли решиться. Моральный выбор, будучи событием внутреннего мира отдельного человека, становится крупнейшим историческим событием в жизни страны.
Горбачев решился не на прекраснодушный и беспомощный шаг (каких немало в истории), а на молниеносную победную атаку на многократно превосходящие его силы. В отставку отправлено два состава Политбюро один за другим. А ядерное разоружение! А съезд народных депутатов! А закон о кооперации! А выборы директоров! Потрясающие события чуть не ежемесячно!
Моральный выбор, когда он труден и связан с опасностью - представляет собой борьбу всех трех составляющих психики - Оно, Я и Сверх-Я. И Оно, в отличие от Сверх-Я, учит Фрейд, дает человеку команду - молниеносно. Внутренний голос уже предложил человеку струсить, отступить, не делать. Вот почему мужественные люди принимают решения и действуют тоже молниеносно - чтобы не оказываться во власти Оно, т.е. в сомнениях, а потом и в капитулянстве.
Ленин, предвидя, какой урон революции может принести малодушие, настаивал: надо революцию делать так уверенно, как будто вы все время только революции и делали. И действительно, в Петрограде вооруженный мятеж был почти бескровным. А в Москве? Полный контраст. Растерянная группа руководителей во главе с Ногиным оказалась запертой в здании Моссовета, бои развернулись бессистемно, толпы восставших оказались в одном месте, винтовки в другом... Только вокруг стен Кремля потом собрали 800 трупов рабочих, а сколько их было по городу - никто не считал. Когда Михаил Сергеевич «заступил на вахту» у меня было сильное опасение - а не пойдет ли и у него также? Это важная сторона морального выбора — выбрать не только правильное, но и победное действие. Так до сих пор и остается вопрос: почему было не арестовать участников Беловежских соглашений? «Перестроечник» Петр I, не дрогнув, отрубил бы им всем головы (тем более, имея на руках результаты референдума о сохранении СССР).
Принимая моральное решение, лидер как бы приподнял ту часть населения страны, которая объективно ниже этого выбора. И, они ему это не простили, закатили концерт улюлюкания. Хрущев был высмеян народом, потешались в анекдотах, а сколько людей благодаря его поступку вышло из лагерей, со скольких семей было снято клеймо - семья врага народа, сколько ран и горя пошло на излечение - кто это оценит? А кто из потомков освобожденных от крепостничества крестьян сказал спасибо Александру II? (Полтора века не могли памятник поставить!)
Нет хэппи энда у морального выбора главы государства! Подведение итогов перестройки — мучительное продолжение познания добра и зла. Мы, граждане России, после поступка Горбачева стали другие - сами этого не замечаем, не думаем, что кому-то за это должны быть обязаны и благодарны. Тогда были «за» стоя. А сегодня встречаем официозную информацию (и официозную ложь) свободно и оппозиционно. Кто помнит: о таком и мечтать было невозможно.
Вот так моральные поступки глав государства и вытаскивают нас из крепостнического стада. Эти моральные подвиги становятся основаниями нашей культуры. В самом деле: в какой стране мира сто высших аристократов из непосредственного окружения царя за то, чтобы вызволить крестьян (т.е. рабов) из крепостничества, сознательно пошли на пожизненную каторгу в рудники, заодно пожертвовав правом иметь дворянский титул для всех своих потомков на все будущие времена? В таком понимании культуры мы самое сильное государство мира.
А что сегодня? Президент признал, что проблема номер один — демографическая, вымираем на миллион в год. Но странно. Из властных кабинетов на народ свалился закон № 122, смысл которого — это 400 страниц вычеркивания из ранее действующих законов, описывающих наши социальные права. А где же тогда 400 страниц по защите материнства и детства, коли уж мы так болеем за демографию -ведь в России женщины ежегодно делают свыше 3,5 млн. абортов!
Далее: то, каким образом у нас сформировались собственники и собственность, остается главным дестабилизирующим российскую жизнь фактором. Рынок, будучи ведущим элементом системы, не способен обеспечить справедливое распределение материальных благ — это мировая аксиома. Социальная справедливость проявляется прежде всего в отношении к малоимущим. И именно это должно заставлять государство принимать комплекс мер по социальному выравниванию. Это - делается? Вспомним классику: можно не верить в Бога, но придет черт и заставит в себя поверить!
Идущая из глубины истории российского государства цепь моральных поступков руководителей страны дополнилась важнейшим звеном — поступком Горбачева. Цепь будто бы случайных событий укрепляется в тенденцию, в ЗАКОНОМЕРНОЕ ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ!
Глобальные опасности надвигаются на человечество. Укрепление тенденции моральных поступков руководителей страны - это буквально у нас на глазах рождающаяся новая уникальная форма движения материи: моральное самосохранение человечества.
Как представитель социал-демократической партии, вижу задачу нашей партии в том, чтобы делать революцию не снизу и не сверху, а как бы с середины: создавать моральное давление на руководителей страны, чтобы они не чувствовали себя такими одинокими в своем выборе.
Шаракшанэ С.А., член центрального правления СДПР (Москва)
"Вестник российского философского общества", 2006, №1