14 сентября 2001
Рецензия на книгу М. С. Горбачева «О моей стране и мире»
«Канадский журнал политологии» (Canadian Journal of Political Science) опубликовал рецензию профессора Университета Манитобы Маргарет Огродник на книгу М. С. Горбачева «О моей стране и мире», вышедшую на английском языке в издательстве «Коламбия Юниверсити Пресс»
Книга «Горбачев: о моей стране и мире» - это одновременно и политические мемуары и гуманистический манифест. В первой части Горбачев описывает исторический контекст, на фоне которого он пришел к руководству СССР, и анализирует значение Октябрьской революции 1917 года. Он считает эту революцию событием всемирно-исторического значения и говорит, что, оценивая годы советской власти, нужно помнить и о хорошем и о плохом. Советский Союз стал развитой индустриально-аграрной державой, его гражданам были гарантированы работа, бесплатное медицинское обслуживание и другие социальные блага. Однако он полагает, что цена, которую заплатила страна, была неоправданно высокой как следствие сталинского тоталитарного режима и подавления свободы при «сверхцентрализованном» и недемократичном государстве, в котором все определяла партия. Он пишет о судьбе двух своих дедов, и это единственное место в книге, где автор говорит о личном. Один из них при Сталине подвергался пыткам, другой был сослан. Однако Горбачев утверждает, что социализм не утратил своей значимости, ибо его нельзя отождествлять с советским опытом, а в условиях западного либерализма сохраняются такие проблемы, как безработица, бедность и потребительство. И социализм, и либерализм восходят к идеалам эпохи Просвещения. При переходе к новой цивилизации, по мнению Горбачева, происходит синтез различных идеологий, исходящих из гуманистических критериев.
Горбачев поддерживает рыночный механизм в сочетании с государственными мерами по социальной и экологической защите.
Во второй части книги Горбачев пишет о самой болезненной для него теме - о том, что не ему не удалось сохранить единство страны. Описание межнациональных конфликтов и антисоветских настроений в различных республиках дает картину центробежных сил, действовавших в то время. Горбачев подчеркивает, что он возражал против несанкционированного военного вмешательства в случаях, когда возникали межнациональные конфликты, и вел линию на переговоры по вопросу о создании обновленной федерации равноправных республик с союзными гарантиями прав граждан всех национальностей. Но его усилия были подорваны прежде всего действиями Бориса Ельцина, который начал «парад суверенитетов», чтобы на его волне прийти к власти в России.
Третья часть посвящена международной проблематике. Горбачев рассматривает в ней такие мировые вызовы, как глобализация, агрессивный национализм, экологический кризис, глобальная безопасность и слабость демократических механизмов. Свои соображения он предваряет обстоятельными рассуждениями о «новом мышлении» в СССР, результатом которого стало прекращение казавшейся бесконечной «холодной войны». Его основными принципами стало убеждение в единстве интересов СССР и всего человечества, в необходимости надрегиональной системы разрешения острых глобальных проблем, учета многообразия стран и народов, прекращения гонки вооружений. Его позиция времен перестройки находит логическое продолжение в нынешней деятельности Горбачева, отстаивающего такие меры, как усиление ООН и ликвидация ядерного оружия. Но он делает особый упор на том, что сегодня новое мышление нужно как России, так и Западу, где тоже налицо стремление освободиться от оков предвзятой идеологии.
Гуманистический синтез, который предлагает Горбачев, включает: эволюционный подход, характерный для консерватизма; терпимость, религиозную свободу и плюрализм в духе либеральных подходов; систему социальных гарантий, созданную при социализме; необходимость решения таких проблем, поставленных экологическим движением, как изъяны необузданного потребительства и экологические последствия войн. В его синтезе присутствуют национальные элементы, но очевидно, что его концептуальное видение – это глобальный гуманизм. Горбачев постоянно возвращается к тезису об укреплении демократии, и его рекомендации касаются, в частности, децентрализации власти и ее передачи на уровень местного самоуправления, демократизации международных отношений и усиления ответственности международных организаций в защите прав человека. Проблемы политической, экологической и экономической безопасности он видит в глобальном аспекте, а человеческая солидарность воспринимается им как всеобщая ценность, которая должна существовать между всеми людьми на планете, как бы далеко друг от друга они не жили.
Из книги ясно видно, что автор не приемлет одностороннего мышления, готовых рецептов и узкого национализма. Именно благодаря этому Горбачев смог перебросить мост между двумя идеологически враждебными мирами – Востоком и Западом. Высокая оценка его дипломатических усилий выразилась в присуждении ему Нобелевской премии мира в 1990 году. Учитывая личные заслуги Горбачева, его призыв к новому мышлению ради разрешения мировых проблем звучит обнадеживающе, как проявление оптимистического, а отнюдь не утопического мировоззрения, в духе лучших традиций гражданского гуманизма, сохраняющего веру в способность людей самим определять свою судьбу. Одним из препятствий, стоящих на пути нового гуманистического синтеза, Горбачев считает укоренившееся на Западе представление, что Запад выиграл «холодную войну», нашедшее свое интеллектуальное воплощение в теории Фрэнсиса Фукуямы о либерализме как конце истории. На взгляд русского человека, сбросившего путы марксистской трактовки конца истории, подобные теории лишь сковывают мысль. Несмотря на то, что либерализм внес огромный вклад в прогресс человечества, утверждая права человека, он не дал решения таких проблем, как гражданская пассивность и неуважение к природе. К тому же исторические и идеологические различия между классическим либерализмом и либерализмом реформаторским свидетельствуют о том, что сам либерализм нельзя рассматривать как унитарную и статичную систему представлений.
Те, кого интересует проблема неравенства мужчин и женщин в политике и экономике, будут разочарованы тем, что в книге Горбачева и в его гуманистических рассуждениях тема феминизма прямо не присутствует. Кроме того, в свете опыта федерализма, возникшего на почве иммиграции и прочной конституционной традиции, нынешние надежды на возникновение обновленной советской федерации кажутся необоснованными. Но подобные пробелы и спорные моменты не умаляют ценности книги. Политические мемуары выдающегося лидера – это почти всегда интересное чтение, но в случае Горбачева интерес к нему не только чисто исторический. Он написал книгу, отстаивающую идею глобального гуманизма, глубоко осмысливающую наши взаимозависимые судьбы и призывающую нас изменить те представления о прогрессе, которые противоречат требованиям социальной справедливости и сохранения природной среды.