30 мая 2005
"Без него не было бы "Покаяния". Разговор с Михаилом Горбачевым. Не только про кино."
|
|
Завершен многолетний труд — семитомное издание энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000». Тома 1—3: «КИНОСЛОВАРЬ». Тома 4—7: комментированная хроника «КИНО и КОНТЕКСТ». Его совершили питерский журнал «Сеанс» и его главный редактор киновед Любовь Аркус.
Во всех отношениях неподъемный труд на протяжении нескольких лет делали фанаты — около 10 человек. Зато авторов больше ста: киноведы, театроведы, историки, искусствоведы, философы, филологи, писатели.
Издание уникальное, помимо томов с традиционными «Именами», — контекст эпохи. Это энциклопедия переходного периода, драматичного, насыщенного сюжетами — вехами в истории страны. Это фильмография времени, параллельный монтаж революций, создания кооперативного движения, политических завихрений, рождения новых героев, хроника будней.
Самому читателю придется определять степень важности событий: вторжение гербалайфа на территорию России, премьера фильма «Мама» (в обрамлении научного изыскания «Образ матери в советском кино»), Первый съезд депутатов, закон о медицинском страховании или смерть Андрея Тарковского. Это роман о судьбах людей. Соединение кровотоков истории страны и истории кино.
В связи с 20-летним юбилеем перестройки ее отцу и вдохновителю, президенту СССР Михаилу Сергеевичу Горбачеву, создатели Энциклопедии с благодарностью и почтением преподнесли свой многолетний труд.
Михаил Сергеевич тронут. Камерная встреча прошла, как говорят, в неофициальной обстановке. В разговоре принимали участие: Любовь Аркус и ее соратники — первый критик перестройки Андрей Плахов, киноведы Елена Плахова, Дмитрий Савельев и Константин Шавловский, режиссеры Александр Прошкин, Иван Дыховичный и Константин Лопушанский, продюсер Андрей Сигле, актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун.
Михаил Горбачев (поднимая все семь томов): Мышцы-то комбайнерские сохранились… Спасибо вам. Кино я люблю, а вот критиковать — не очень…
Любовь Аркус: А мы вот политику и политиков не слишком раньше привечали. Держались подальше — боялись. Вы подарили нам дополнительную жизнь, на которую, по совести говоря, уже никто и не рассчитывал. Писали в стол. Снимали — для своих. Фильмы лежали на полках. Вот за эту дополнительную жизнь нам и хотелось сказать вам неофициальное «спасибо». И если кому-то и следовало бы посвятить этот многолетний труд, то, вне всяких сомнений, — именно вам.
Михаил Горбачев: Вот и моя дочь от политики шарахается. Пытался ее привлечь — ни в какую. Но я польщен. Этот подарок — радость и честь для меня. Признаюсь, я человек, который страшно любит кино. В последнее время телеканалы часто показывают старые советские фильмы. Смотрю их — там бьется живая жизнь, пусть даже с идеологическим пережимом. Мне это близко… Вот моей старшей внучке Ксении — 25, она практически не смотрит американское кино, за исключением лент с человеческим подходом, тех, что перекликаются с лучшими нашими картинами. Мне кажется, проходит уже эта полоса махания оружием, потоков крови, разрухи в нашем кино. Хотя вот и наши научились детективы делать не хуже других, в морду бить качественно. Но пошли и интересные картины. Серьезные. Можно говорить о ренессансе отечественного кино. Мы должны оставаться страной и авиационной промышленности, и высококлассного кино. А вот под американские боевики я легко могу работать. Они как фон — не мешают.
Андрей Плахов: Мы отмечаем 20 лет перестройки, и наша Энциклопедия — некое подведение итогов. Сейчас уже кажется — 86-й год остался в далеком прошлом. Все, в чем мы участвовали, чему были свидетелями, стало историей. И вдохновитель этого труда Любовь Аркус — прирожденный историк. Поэтому для меня самым ценным в работе стал точный ракурс: кино как часть истории страны. Истории во всем ее многообразии: от рок-музыки до спорта и политики. Еще об одном человеке сегодня необходимо вспомнить. О возглавлявшем Союз кинематографистов в перестроечные годы режиссере Элеме Климове. Он помог осуществиться перестройке в кино.
Михаил Горбачев: Да, вспоминаю ваш знаменитый съезд…
Андрей Плахов: Михаил Сергеевич, сейчас затевается новая книга, посвященная памяти Элема Климова, не согласились бы и вы написать для нее статью?
Михаил Горбачев: Непременно. Мы — современники. ХХ век ушел. Это мой век. Моя жизнь. Есть три события столетия, оказавшие влияние на все стороны жизни не только в нашей стране: революция 17-го года (как к ней ни относись), победа в Великой Отечественной войне и перестройка, без которой движение вперед было невозможно.
Нормальное человеческое существование было отвергнуто на уровне культуры. Вся жизнь мыслящих людей переместилась на кухню. У нас и у США было накоплено столько ядерного оружия, что если разделить его на 1000, то каждой доли хватило бы, чтобы уничтожить мир. Зачем уничтожать мир 1000 раз? Безумие. И внутри страны ситуация доходила до абсурда. Чтобы решить вопрос дефицита женских колготок, собирали комиссию ЦК под руководством Капитонова. Зато построили 64 тысячи танков… Сейчас мы переживаем этап унижения, депрессии. 36% людей из опрошенных считают, что не надо было начинать перестройку. Людей загнали в беду, особенно пожилых. Молодежь думает иначе.
Лариса Малюкова: Михаил Сергеевич, знаю о том, что вы принимали участие в судьбе многих фильмов и их авторов. К примеру, помогли состояться премьере «Ассы» в МЭЛЗе. Есть, наверное, много подобных сюжетов…
Михаил Горбачев: Приходилось помогать, поддерживать. Начиная со знаменитого «Покаяния» Абуладзе. Помните, там был гроб, который никак не удавалось похоронить. А мы фильм никак не могли выпустить, такое было противодействие. Солженицына не могли опубликовать. Вот взял тут книжку с полки, «Дети Арбата» — с дарственной надписью Рыбакова, держал в руках и вспоминал, как пробивали ее публикацию. (Лопушанскому.) И ваши «Письма мертвого человек» имели непростую судьбу. Фильм помню, он мне понравился.
Лариса Малюкова: А из последних российских киноработ вам что-нибудь запомнилось?
Михаил Горбачев: Смотрю очень много. На 70-летие Шахназаров мне подарил мосфильмовскую коллекцию. Начиная с «Волги-Волги». Из новых работ… «Свои» мне очень понравились. Я сам пережил вступление немцев. В 42-м году в Ставропольском крае полицаи стали управлять. Мой дед — председатель колхоза, отец — фронтовик, вот меня и прятали. Кто были «свои»? Люди из нашего села Привольное упросили одного немолодого человека стать старостой, чтобы своих спасать. И после прихода наших все село за него боролось. А ему все равно 10 лет присудили. В лагере умер. «Водителя для Веры» видел. С Говорухиным нередко общались. Он мне кассету подарил. На его фильм «Ворошиловский стрелок» у меня неоднозначная реакция. Так хотелось, чтобы наказали этих молодых подонков, девочку унизивших. Именно так, как поступил старик, сыгранный Ульяновым, и именно по этому самому месту… Но ведь нельзя так. Опасно. Цепная реакция может пойти по стране. (Александру Прошкину.) А вот если бы я отбирал 20 лучших российских фильмов, то среди них непременно оказалась бы ваша работа «Холодное лето 53-го».
Вообще с кино меня связывают и дружеские связи. У Кевина Костнера мы дома бывали, чудесный человек… С Де Ниро дружу, с Форманом. У него идея возникла снимать обо мне кино. Кстати, смотрю я на вас (Чулпан Хаматову), Чулпан, и думаю, может, если кто бы и подошел на роль Раисы, то это вы. А Майкл Дуглас — он опытный, меня отговаривал — не нужно, говорит, игрового фильма, лучше — телевизионный. Не такой дорогой, зато более точный…
P.S. На ХV Московской международной книжной выставке-ярмарке Энциклопедия победила в конкурсе «Книга года». Среди наград: премия Гильдии киноведов и кинокритиков России; приз имени Виктора Демина на КФ архивного кино в Белых Cтолбах; приз Петербургской Ассоциации кинопрессы.
Записала Лариса Малюкова
"Новая газета", 30.05.2005 г.