16 сентября 2004
М. Горбачёв: "Это заблуждение, что все можно решить без народа"
«Это заблуждение, что все можно решить без народа»
Возможно ли бороться с терроризмом методом
ограничения демократических свобод и процедур?
Из того, что в эти дни было предложено, я считаю, есть смысл восстановить министерство, ответственное за региональную и национальную политику. Ведь от того, как будет развиваться жизнь в регионах, как будут развиваться дальше межнациональные отношения, зависит общая стабильность. Что касается всяких перемещений – Козак на место Яковлева и т.п. – это существенного значения не имеет. Что касается мер по усилению борьбы с терроризмом, то, я думаю, мы еще должны услышать эту программу. Пока ничего особенного не сказано, видимо, эти проблемы еще прорабатываются.
А вот решения об усилении вертикали исполнительной власти и то, каким образом это собираются сделать, вызывают сомнения. В дополнение к нынешней ситуации, когда Совет Федерации формируется, по сути дела, без участия граждан, предлагается еще и отменить выборы в Госдуму по округам, оставив только партийные списки (хотя у нас еще нет серьезных партий), и перейти к назначению губернаторов. По-моему, это опрометчивые предложения, от которых больше будет потерь, чем каких-то позитивных моментов.
Я не думаю, что укрепление власти связано с такими мерами. Укрепление власти – это прежде всего укрепление ее связи с народом, с избирателями. А тут делается все наоборот: народ отодвигается от участия в выборах, и подвергается существенной ревизии вся выборная система.
И вообще получается, что все будет взвалено на плечи президента. Это, во-первых, не по плечу даже самому что ни на есть супердеятелю. Государственные проблемы надо решать за счет разделения властей, за счет взаимоконтроля между властями, а главное – за счет повышения их ответственности перед народом. И самое главное, чтобы сам народ участвовал, контролировал, получал информацию о деятельности властей. Если собираются все без народа решить, то это заблуждение. Надеюсь, что высказаны только предложения, что это не окончательные решения, а лишь начало проработки, обсуждения. Президенту еще надо над этим подумать, да и в парламенте это еще будет обсуждаться.
Попытки решать проблемы путем ограничения демократии черпаются из военного времени. Когда идет война, государство в какой-то мере вынуждено прибегать к ограничениям, которые заложены в Конституции на период войны. Но у нас же войны нет. Если кто-то считает, что терроризм – это война, тогда этим можно оправдать все что угодно. Тогда надо создавать комитет по обороне, ставку главнокомандующего - ну это же невероятно! Мне думается, у нас в системе много разных органов: одни должны решать социальные, другие – национальные, третьи – экономические, четвертые - правоохранительные задачи. Их надо просто заставить работать.
Я не думаю, что чрезвычайщина сильнее демократии и участия людей. Без позиции людей, без их решительности, без их поддержки власти ничего не будет, в том числе борьбы с терроризмом. Более того, я не считаю, что единственный инструмент борьбы с терроризмом – это силовые методы. Нужно думать о бедности, фундаментализме политическом и религиозном – вот где корни терроризма. Но эту проблему ведь не решить танками, самолетами и ракетами. Это требует огромной политической, дипломатической работы. Но уж никак не таких методов, как назначения губернаторов президентом. Как же так: люди, отвечающие за ситуацию в регионе, каждый день решающие проблемы региона, вдруг выходят из-под контроля граждан! Непонятно.
Повторяю: я надеюсь, что это только начало обсуждения, что до принятия законов еще далеко.
По сути, пересматривается вся система демократических механизмов. И политикам, и гражданам надо понимать свою ответственность накануне принятия таких решений. Куда мы движемся? По пути укрепления демократии, а значит, и укрепления государства, или по пути свертывания демократических завоеваний и дальнейшего обюрокрачивания?