28 июня 2004
М. Горбачев. Новая гласность для планеты
Как ни парадоксально, но, несмотря на многочисленные гуманитарные и экологические катастрофы, свидетелями которых мы явились в последние несколько десятилетий, я приветствую выход в свет первого номера журнала «The Green Cross Optimist», к изданию которого приступил «Green Сгоss (International» (Международный Зеленый Крест). Выбор такого названия журнала кого-то может удивить: нарастающий ныне поток все более мрачных прогнозов ближайшего и более отдаленного будущего не оставляет вроде бы места для особого оптимизма. Но оптимист не тот, кто, подобно вольтеровскому герою, смотрит на мир через розовые очки и упорно твердит, что все хорошо, когда на него обрушиваются несчастье за несчастьем. Оптимист, в моем понимании, тот, кто не удовлетворен существующим положением вещей, но не смиряется с этим и сознательно ищет, в меру своих сил, возможности сделать мир лучше, помочь решению практических задач, стоящих перед людьми здесь и сейчас. Я бы назвал это оптимизмом действия и полагаю, что такая философия жизни могла бы служить катализатором столь необходимого процесса перехода к устойчивому развитию. А для этого необходимо в первую очередь повысить уровень осведомленности и мотивированности населения.
Двадцать лет назад, инициируя советскую перестройку, основным стержнем которой стала политика гласности, я исходил из убеждения в необходимости прежде всего разбудить инициативу граждан, привлечь их к участию в общественно-политической жизни, помочь им ощутить себя творцами своей судьбы. Одним из реальных результатов политики гласности стала общественная дискуссия об экологических проблемах в стране. Это, в частности, привело к отказу от экологически ущербного проекта переброски части стока северных рек на юг, к закрытию тысяч вредных производств.
По моему глубокому убеждению, сегодня нам необходима «гласность в новом формате», которая бы направляла граждан планеты на использование ограниченных природных ресурсов во благо всех людей. Нельзя допустить отката к временам чрезмерных военных расходов и боязни людей, чье мировоззрение отличается от нашего собственного. Как можно спокойно жить на планете, осознавая, что миллионы детей не имеют доступа к чистой питьевой воде и страдают от недоедания, когда в наших силах изменить такое положение дел. Я верю в человечество, и именно благодаря этой вере я остаюсь активным оптимистом.
Человечество наносит планете непоправимый вред. Вновь явственно ощущается угроза мировой безопасности, ставки растут, и остается все меньше времени, чтобы взяться за обеспечение трех принципов устойчивого развития и связанных с ними задач: мир и безопасность, бедность и лишения, и окружающая среда. Международный терроризм, угроза распространения оружия массового уничтожения и учащающиеся локальные военные конфликты держат мир в напряжении и требуют постоянных усилий по поддержанию мира и стабильности. Массовая нищета в мире неприемлема по этическим соображениям, с ней нельзя мириться, тем более что она служит питательной почвой для экстремизма, насилия, организованной преступности, не знающих границ. Все более угрожающей становится экологическая ситуация на Земле: вследствие глобального потепления меняется климат, учащаются и становятся все более разрушительными природные катаклизмы, тают ледники, сокращается толщина арктического ледяного покрова, истощаются рыбные запасы океанов, подвергаются эрозии почвы, исчезают тысячи видов растений и животных.
Мы ставим на карту свое будущее в угоду эфемерному процветанию, основанному на загрязнении и эксплуатации. Беда, будь то разлившееся нефтяное пятно, утечка ядовитого химического вещества или даже взрыв на атомной станции типа Чернобыльской, может прийти в любой день, и делается откровенно мало, чтобы ее не допустить. Большинство нежелающих менять привычный образ жизни или нарушать основы экономической системы, которая оплачивает их счета, стали участниками заговора молчания, а большинство политиков проявляют ужасное малодушие и отказываются признать реальный масштаб и характер современных вызовов.
Три вызова устойчивому развитию связаны между собой и по своим источникам, и по последствиям, и по тому, какие императивы они диктуют человечеству. Невозможно противостоять фанатизму, преступности, терроризму, обеспечить глобальную безопасность, не борясь с нищетой. Невозможно преодолеть нищету, не обеспечив равного права всех на основные средства существования, защиту окружающей среды и доступ к ресурсам. Развитие и защита окружающей среды - взаимообусловленные задачи. Как можно запретить беднякам в бассейне Амазонки вырубать тропические деревья, чтобы засеять поле, если у них нет других средств существования? Как требовать от бедной страны принятия дорогостоящих мер по охране природы? Но если не думать о природе, то и усилия по созданию более справедливого и прочного мира будут обречены на провал.
Размышляя об этом, мы не можем не задаваться вопросом - в чем причины такого положения? Без понимания причин невозможны какие-то разумные, осмысленные, целесообразные действия. Проблемы и противоречия, с которыми сталкивается мировое сообщество, возникли, конечно, не сегодня; предпосылки для них накапливались в процессе стихийного развития человеческой цивилизации на протяжении всей ее истории. Но теперь они приобрели поистине глобальные масштабы и становятся угрозой для самого существования человечества. И связано это с глобализацией как доминирующим ныне фактором мирового развития. Глобализация обнажает и обостряет все прежние проблемы и противоречия и создает новые, доводя их до опасных пределов.
Рыночной глобализации (а это ее суть) присуща тенденция навязывать не только экономике - всем сферам жизни формальную рациональность, определяемую соотношением затраты-выпуск. Эффективность накопления капитала и индивидуального потребления ставится выше социальных, гуманитарных ценностей или культурного наследия. Идеология и политика неолиберального глобализма, инициируемая странами, получающими наибольшие выгоды от глобализации, усиливает эту тенденцию. Совокупные результаты основанных на этой логике индивидуальных решений в долгосрочном плане ведут к непредвиденным и опасным последствиям, которых никто вроде бы не желает.
Нередко можно встретиться с утверждением, что глобализация - в этой ее форме - процесс объективный, неизбежный и безальтернативный. Особенно напирают на это те, кто стремится внушить людям, что противодействие глобализации невозможно и бессмысленно, что она не поддается какому-либо контролю. Между тем роль политического выбора как фактора, направляющего процессы стихийной глобализации в определенное русло, к выгоде наиболее сильных игроков на глобальном рынке, убедительно доказана весьма авторитетными западными исследователями. Да она и так достаточно очевидна.
Более того, события последних лет создают впечатление, что неоконсервативные круги США стремятся использовать глобализацию для проведения имперской силовой политики и навязывания своей воли остальному миру. Причина, по которой силовой фактор выдвигается на первый план, заключается, возможно, в понимании того, что земные ресурсы конечны, их использование уже превысило критический порог, а присвоение львиной их доли меньшей (и сокращающейся) частью человечества лишает остальной мир (растущее большинство) равноправного доступа к этим ресурсам и, соответственно, к необходимым средствам существования.
Пренебрежение к остальному миру наглядно демонстрируют такие действия президента Буша, как отзыв подписи США под Киотским протоколом и военные действия против Ирака, предпринятые на основе сфальсифицированной информации, в нарушение международного права и в обход ООН. За первые два года своего президентства Дж. Буш, под предлогом финансовой экономии, произвел ряд существенных изменений в национальной экологической политике, которые привели к существенному ослаблению ранее введенных законов о защите окружающей среды. В то же время он не остановился перед расходованием десятков миллиардов долларов (не говоря уже о человеческих жизнях) на войну в Ираке.
Это опасный курс, он приводит к истощению природных ресурсов Северной Америки, способствует нагнетанию конфронтации между Севером и Югом, между богатыми и бедными странами. Трагические события 11 сентября 2001 года наглядно продемонстрировали всему миру, насколько серьезна такая угроза. К сожалению, все необходимые выводы из этих событий пока не сделаны.
Есть ли альтернатива существующему положению вещей? Убежден: история не фатальна. Поиски альтернативной модели мирового развития привели в свое время к разработке программы устойчивого развития. Она получила поддержку Организации Объединенных Наций, ее одобрили главы государств и правительств большинства стран мира в 1992 году. Впервые в истории мировому сообществу удалось выработать и согласовать общий стратегический план, направленный на решение жизненно важных проблем человечества. Однако реализация этого плана натолкнулась на серьезные препятствия. Правительства промышленно развитых стран отступили от принятых обязательств, в их политике возобладала философия экономического либерализма, дерегулирования и форсирования экономического роста.
Противники принципа устойчивого развития немало потрудились над тем, чтобы постараться дискредитировать его в глазах публики. Тем не менее интерес к нему не угас. В пользу альтернативной модели мирового развития выступает т.н. «антиглобалистское» движение (в действительности, движение против рыночного фундаментализма), его лозунг - «иной мир возможен». Принцип устойчивого развития поддерживает международная социал-демократия, «зеленые» движения многих стран, многие другие неправительственные организации, которых теперь сотни тысяч - с миллионами участников. Это большая сила, общественное давление которой реально ощущают на себе правящие элиты.
Так что же надо делать, чтобы изменить положение? Прежде всего, нужен критический анализ тех структурных факторов, которые препятствуют переходу к устойчивому развитию. Нужно разобраться в механизмах глобализации, которые направляют развитие по опасному руслу. Нужно преодолеть отставание нашего мышления, этического сознания от вызовов времени. Потребительская психология и национальный эгоизм остаются серьезным препятствием для реализации принципов устойчивого развития. Трудно рассчитывать на коренной поворот без того, чтобы преодолеть разрыв между объективной необходимостью изменить доминирующие ныне поведенческие стереотипы и субъективной неготовностью к этому государств, сообществ и отдельных людей. Необходима подлинная духовная реформация, охватывающая систему ценностей, приоритетов, жизненных ориентаций, включая как отношения между людьми, так и взаимоотношения человека и природы.
Отсюда - роль и ответственность науки, образования, средств массовой информации. Предостережения авторитетных ученых о грозящих человечеству опасностях звучат давно; к сожалению, к ним мало прислушиваются, их часто игнорируют, о них забывают. Накопленные наукой знания о глобальных вызовах должны становиться достоянием большинства грамотных людей. Главным средством трансляции выводов науки для массового восприятия, в доступной для понимания форме, являются средства массовой информации. Их роль в формировании «общества знания» исключительно велика. Проблема взаимодействия науки и СМИ приобретает ныне исключительно важное значение. Чем больше общество зависит от истинного знания, тем больше оно ему необходимо.
Но роль СМИ, как мы знаем, не всегда последовательна, подчас противоречива. Существует проблема доверия между учеными и СМИ. Слишком часто последние не столько информируют своих читателей, слушателей, зрителей, сколько дезинформируют. Перебиваются легковесными сенсациями, идя на поводу у примитивных вкусов, позволяют использовать себя для манипулирования общественным сознанием. Да и сами ученые недостаточно координируют свои действия.
Наряду с наукой и информацией важнейшим каналом усвоения знаний о глобальных проблемах, об устойчивом развитии являются системы образования. Почти любой вид деятельности в наше время требует знаний в области охраны окружающей среды. Важно, чтобы люди со школьной скамьи осваивали необходимые навыки бережного отношения к живой природе, экономии энергии, водных ресурсов, сортировки отходов. Школы всех уровней призваны к тому, чтобы приобщать своих воспитанников к осознанию общности человечества, целостности мира, к культуре солидарности и мира.
Все это можно объединить одни словом - гласность. По моему глубокому убеждению, сегодня нам необходима «гласность в новом формате». Нам необходим такой уровень гласности, который помогал бы вовлекать как можно больше граждан в поиски альтернатив, в продвижение решений, направленных на достижение целей устойчивого развития. Гласность - это не просто прозрачность в деятельности правительств и корпораций (что, конечно, важно, но остается пока труднодостижимой целью), это активизация демократических процессов, повышение роли гражданского общества, усиление требовательности людей к поведению и действиям политических лидеров. Гласность призвана способствовать восстановлению доверительных отношений между правительствами, общественностью и крупным бизнесом, столь необходимых для достижения целей тысячелетия к 2015 году.
Обострение глобальных проблем во многом связано с отставанием мировой политики от реальных процессов, происходящих в мире. Она пробуксовывает, оказывается неспособной должным образом реагировать на вызовы глобализации. Я лично глубоко разочарован в том, что идея многополярности мироустройства терпит неудачу, несмотря на новые возможности, появившиеся после окончания «холодной войны». Я убежден: современная мировая политика должна основываться не на традиционном принципе баланса сил, а на балансе интересов, а ее главным средством и методом должен быть диалог культур и цивилизаций. Политика должна строиться на поиске путей сотрудничества и способах преодоления тупиковых ситуаций посредством справедливых, долгосрочных и реалистичных решений, а не полумер или неравных компромиссов.
На протяжении ряда лет авторитетные общественные и политические деятели мирового уровня предпринимали усилия, чтобы выработать интегральные этические основы устойчивого развития. Плодом этих усилий стала Хартия Земли (2000). Это своего рода моральный кодекс планеты. В современных условиях особенно настоятельной задачей становится продвижение в жизнь всеобъемлющего кодекса базовых этических принципов, соблюдение которых и правительствами, и корпорациями, и организациями гражданского общества диктуется императивом выживания человечества. В мире, где властвуют коррупция, алчность и своекорыстие, необходимы лидеры, наделенные силой духа принимать решения, основанные на соблюдении принципов устойчивого развития и новой мировой морали.
Среди этих принципов особое место принадлежит солидарности. Принцип солидарности во все времена играл важную роль, особенно на уровне малых групп, общностей, социальных движений. В наше время на первый план выходит императив глобальной солидарности, то есть солидарности более высокого порядка, отвечающей условиям глобализации как доминирующей тенденции современного мирового развития. Базовой ценностью устойчивого развития является именно солидарность - в ее общечеловеческом и межгенерационном измерениях.
В создании или обострении социальных и экологических проблем часто - и небезосновательно - обвиняют крупный бизнес, особенно в лице транснациональных корпораций. Будучи частью доминирующей социально-экономической системы, бизнес, конечно, несет на себе печать ее известных недугов; это проявляется, например, в столь частых скандальных нарушениях хозяйственной этики и коррупции. Вместе с тем, придерживаясь эффективного этического кодекса поведения, бизнес может сыграть свою роль и в защите окружающей среды, и в борьбе с бедностью. Подобные примеры уже существуют.
Поэтому заслуживает поддержки идея Глобального договора, выдвинутая в свое время Кофи Аннаном в качестве механизма сотрудничества ООН с частным бизнесом в решении проблем развития.
Присоединившиеся к Договору корпорации берут на себя обязательства по реализации определенных принципов, касающихся соблюдения прав человека, норм трудовых отношений и охраны окружающей среды, а также готовности регулярно предоставлять ООН соответствующую отчетность. Важным шагом к налаживанию партнерства между ООН, правительствами, крупным бизнесом и организациями гражданского общества в деле мобилизации ресурсов для решения глобальных проблем экологии, сохранения биоразнообразия и борьбы с бедностью стала Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.).
В Декларации тысячелетия, провозглашенной на сессии ООН в сентябре 2000 г. (т.н. Саммит тысячелетия), мировые лидеры вновь заявили о поддержке принципа устойчивого развития и выразили озабоченность препятствиями, с которыми сталкиваются развивающиеся страны в деле мобилизации ресурсов для финансирования программ устойчивого развития. В Декларации подчеркнуто значение солидарности как одной из фундаментальных ценностей, имеющих существенное значение для международных отношений в XXI веке. Конкретным выражением этого являются сформулированные там же Цели развития на рубеже тысячелетия, зафиксированные по конкретным параметрам и срокам.
Одна из наиболее актуальных проблем, обсуждаемых сегодня в мире, - это проблема глобального управления, управления глобализацией. Оно должно основываться на этических принципах, признанных мировым сообществом. «...Глобализация, - говорится в Декларации тысячелетия, - может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии».
Хорошие, правильные слова, но важно, чтобы они не остались только красивой декларацией. За этим должна следить мировая общественность, проверяя слова политиков их делами. Ведь сказано: «не по словам, а по делам их будете судить их». Для этого нам и нужна «гласность в новом формате», способная побуждать граждан к общественной активности во имя лучшего будущего. Я верю в людей, и это позволяет мне оставаться - пусть осторожным - оптимистом.