12 февраля 2004
Имя Горби Грэммит вместе с Софи Лорен
Бывший президент СССР получил «Грэмми» за «перестройку» Прокофьева
В прошлое воскресенье в Лос-Анджелесе опять раздавали «Грэмми». Вручили Эминему, Outkast, Evansence и Джастину Тимберлейку. Нашим тоже перепало: за «лучшее исполнение классической музыки» по граммофончику получили Мстислав Ростропович и Максим Венгеров.
То, что наши классические музыканты — лучшие, в общем, не удивляет. Главная новость 46-й церемонии «Грэмми» в другом — Билл Клинтон, Софи Лорен и Михаил Горбачев получили по заслугам за лучшее чтение аудиокниги для детей.
Эта влиятельная компания приняла участие в записи музыкальной сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк».
На диске в исполнении трио — две сказки: прокофьевская классика «Петя и волк» и ее продолжение «Волк и Петя» — плод озарения композитора Жана-Паскаля Бейнтуса.
Во французском ремейке волк не попадает в зоопарк благодаря пионерским усилиям Петра и гуляет себе по лесу, загаженному современной цивилизацией.
Лорен озвучивает оригинал Прокофьева, Клинтон — экологическую сказку Бейнтуса, Горбачев зачитывает прологи и эпилоги. Общественность рукоплещет.
«Новая» присоединилась к поздравлениям и обратилась за комментариями к виновнику торжества — Михаилу Горбачеву…
— Михаил Сергеевич, не удивительно ли вам, что не самая популярная среди детей сказка «Петя и волк» с вашим участием обошла в номинации «Альбом для детей в разговорном жанре» такие детские хиты, как «Винни-Пух» и «Гарри Поттер»?
— А вам неудивительно, что такой состав принимал участие — я, Клинтон, Софи Лорен? Думаю, у жюри вызвала отклик именно новизна идеи. Я считаю, наградив нас, жюри поступило очень мудро — тем самым оно простимулировало политиков, чтобы они не только занимались тем, что обвиняли друг друга в разных грехах, но и задумались о каких-то вечных ценностях, о детях например.
— Знаете ли вы о том, что великому кубинскому певцу Ибрагиму Ферреру, номинированному на «Грэмми», не дали американскую визу, так как признали подозрительной личностью, способной на террористический акт? Что вы думаете об этом?
— Да что вы говорите! Я об этом вот только что от вас узнал! Конечно, я знаю, Феррер — хороший музыкант. Ну неужели этот достойный человек преклонного возраста мог как-то угрожать безопасности Штатов? Я просто поражен. Неужели можно было дойти до такого абсурда?
— Важно ли было для вас получить премию «Грэмми» хоть примерно так же, как «Нобеля»?
— Это разные вещи. Политика — это то, чему я отдал всю жизнь, и очень приятно, что меня оценили, дали мне Нобелевскую премию. С другой стороны, что может быть более приятным и важным, чем что-то сделанное для детей. Поэтому получить «Грэмми» для меня тоже очень приятно. Но это разные радости. И потом, я, честное слово, совсем не ожидал получить «Грэмми». Меня не приглашали даже на вручение, вроде как я автоматом должен был приехать, попав в список номинантов. Но я что-то не сообразил. Ну и я не мог, потому что в это время был в Барселоне на форуме «Диалоги о земле», который устраивал «Зеленый крест».
— Говорят, вы собираетесь отдать «Зеленому кресту» весь свой гонорар?
— Не факт, что весь, в зависимости от размера. Но в любом случае отдам все деньги за «Грэмми» на благотворительные цели.
— Кто первый обратился к вам с предложением поучаствовать в записи диска «Петя и волк»? Сразу ли вы дали согласие?
— Ко мне обратились президент «Зеленого креста» Лихоталь и директор РНО Марков. Мне понравилась идея сразу, а когда я узнал, что будет участвовать такая хорошая компания, то тем более согласился.
— Нравится ли вам музыка Прокофьева? Кто ваши любимые композитор, музыкант?
— Я вообще люблю музыку. Композитор номер один для меня Чайковский. Очень люблю Берлиоза, Вагнера и Малера. Недавно ко мне пришло понимание новизны, которую внес в музыку Прокофьев. Я вообще только с возрастом осознал, что музыка — это отражение человеческих переживаний на философском уровне.
Помимо классики, я люблю русский рок — Гребенщикова, Макаревича, Шевчука. У Шевчука мне больше всего нравится песня «Осень» — очень она лиричная и еще одна — она политическая, поэтому название не могу сказать.
Что касается современной музыки, конечно, есть что-то, что меня оглушает, ослепляет, но в принципе я человек достаточно продвинутый. Я считаю: нельзя говорить, что попса — это разрушение основ. Это нам, зрелым людям, хочется уже что-то поспокойнее, а молодым нужна разрядка.
— А сами не поете?
— Когда-то я любил петь Раисе Максимовне. Мне особенно нравился романс «Утро туманное, утро седое». Раиса говорила, что это гимн перестройки.
— Не хотите еще поучаствовать в каких-нибудь проектах, имеющих отношение к музыке?
— Возможно, почему нет. Но, конечно, в общем-то, это не мое призвание.
— Как относитесь к тому, что Мстислав Ростропович и Максим Венгеров тоже получили «Грэмми»?
— Я очень рад. Хочу поздравить наших, особенно Славу. У нас с ним хорошие отношения, он называет меня Михаил. Всегда удивлялся этому человеку — у него столько сил, в стольких проектах он участвует! Мне приятно, что его усилия наконец вознаградили по заслугам. Я, кстати, поздравил и своих коллег по работе — сегодня направил телеграммы Биллу и Софии.
— Как вы думаете, почему так мало наших музыкантов номинируются на «Грэмми», а победы приходят только в области классической музыки или в вашем случае?
— Вы знаете, в этом я совсем не разбираюсь. Лучше задайте этот вопрос Троицкому.
— Встречались ли вы с Биллом Клинтоном во время записи диска?
— Нет, не встречались. Мы все записывались по отдельности.
— Не знаете ли, почему вместе с двумя экс-президентами «Петю и волка» пригласили озвучивать именно Софи Лорен? Не логичнее было бы позвать Маргарет Тэтчер?
— Мне кажется, София не уступает Маргарет Тэтчер. Мы как-то были с Раисой на юбилее журнала «Тайм» и оказались с ней за одним столиком. С нами еще сидели Кевин Костнер, Мухаммед Али. Мы беседовали, а потом София выступала там с речью. Я поразился, какая это умнейшая, благородная женщина. Мне приятно было записываться с ней за компанию.
Беседовала Юлия САНКОВИЧ
Новая газета. 2004. № 10. 12-15 февраля. С. 24.