10 февраля 2004
Михаил Горбачев. Новый путь к миру и стабильностиПредстоящие Диалоги по проблемам Земли, проводимые совместно Международным Зеленым Крестом и руководством города Барселона, состоятся 5-6 февраля. Диалоги по проблемам Земли не ставят перед собой задачу «просто поговорить». Напротив, они задуманы, как в высшей степени динамичный и интерактивный форум, объединяющий не только мировых лидеров и ведущих промышленников, но и предусматривающий участие многих заинтересованных сторон, чье мнение необходимо учитывать. То есть в нем примут участие представители гражданского общества. Основной упор будет сделан на выработке конкретных стратегий, необходимых для реализации основных действий по обеспечению мира и устойчивого развития. Усиление напряженности на международной арене, рост терроризма и религиозной нетерпимости, ухудшающееся состояние природной среды, систематические нарушения прав человека, - все эти проблемы достигли особой остроты. Нельзя больше откладывать их решение. Сейчас, после войны в Ираке, мировое сообщество особенно остро нуждается в новом понимании глобальной ситуации. В обращении, с которым выступили семь кандидатов от Демократической партии США, говорится о том, что необходимо выстраивать новую парадигму безопасности и стабильности. Это заявление особенно актуально, потому что уже в самом начале XXI века возникли совершенно новые и смертельно опасные моменты, ставящие под угрозу глобальный мир и безопасность. Совсем недавно, 26 января, в журнале «Шпигель» было опубликовано интервью Генерального Директора МАГАТЭ Мохамеда Эль Барадеи, в котором он сказал, что сейчас мир как никогда близок к ядерной войне. Основная причина этого – незаконная торговля ядерными технологиями. Однако, несмотря на страшную угрозу, исходящую от международного терроризма, и на ужасающую перспективу ядерной войны в XXI веке, реальные условия ныне таковы, что безопасность в новом тысячелетии – это нечто большее, чем просто защита от агрессии. Безопасность означает необходимость защитить людей от болезней, экономических потрясений, экологической катастрофы и дефицита природных ресурсов. Для большинства государств мира угроза безопасности в меньшей степени ассоциируется со слабостью национальных границ и мощью внешних сил. Напротив, для них эта угроза связана с внутренними конфликтами, основной причиной которых является бедность, социальное неравенство, обнищание и маргинализация общества, а также отсутствие экономической стабильности и стремление взять под контроль ресурсы, которыми приходится пользоваться сообща, например воду и плодородную землю. Мы наблюдаем и еще одно важное явление: в глобализующемся мире правительства больше не в состоянии в одиночку обеспечивать безопасность своих граждан, не говоря уже о защите геополитических границ, которые становятся все более аморфными. Как же тогда должно развиваться общество, чтобы выполнить задачи нового тысячелетия и обеспечить выживание человечества в глобальном масштабе? Я считаю, что в качестве первого важного шага нам нужно заменить господствующую ныне культуру насилия и конфликта новой культурой мира. Для этого нужно не просто усилить и демократизировать уже существующие институты мира и безопасности, чтобы они могли более оперативно реагировать на насилие, войны и конфликты и предотвращать их проявление. Речь идет о том, чтобы утвердить на всех уровнях и во всех областях жизни систему установок, ценностей, представлений и правил поведения, которые будут содействовать не просто мирному урегулированию конфликтов, но будут обеспечивать взаимопонимание, дадут людям возможность жить в согласии друг с другом и с природой. Это, прежде всего, означает, что нам нужно выработать новую глобальную этику безопасности и стабильности. Когда я говорю о глобальной этике, я вовсе не имею в виду какую-то новую идеологию или надстройку. Новая глобальная этика отнюдь не отменяет конкретные этические нормы различных религий. Она не должна заменить собой Тору, Нагорную проповедь, Коран, Бхагавадгиту, учение Будды или постулаты Конфуция. Глобальная этика, сформулированная в Хартии Земли, напротив, является серьезной констатацией этических принципов устойчивого развития. Сегодня уже ее признают тысячи организаций и миллионы людей. Будучи одним из участников создания Хартии Земли, я хочу подчеркнуть, что глобальная этика, сформулированная в этой Хартии, не должна ограничивать представления людей, не должна игнорировать существование важных культурных различий. Это особенно важно для демократий, нарождающихся в разных странах мира, которые, по моему убеждению, должны иметь возможность свободно и самостоятельно определять для себя свой собственный путь к стабильности и безопасности. Вопреки попыткам отдельных стран действовать с позиции политического, социального и религиозного превосходства, стараясь навязать свою волю остальному миру, хартия Земли отражает равновесие, совершенно необходимое для обеспечения единства. Кроме того, новая глобальная этика утверждает, что реальная безопасность и стабильность могут существовать только в таком мире, где всеми силами охраняют ограниченные экологические и экономические ресурсы, направляя их на удовлетворение основных потребностей людей, на поддержание материального и духовного благополучия. В мире, где пышным цветом расцветают коррупция, жадность и эгоизм, нам нужны лидеры, наделенные нравственным мужеством и способные подчинить свои решения принципам этой новой глобальной этики. Нам нужны лидеры, которые понимают, что «когда удовлетворены главные потребности, человеческое развитие – это обогащение внутреннего мира, а не материальное обогащение». Так сказано в Хартии Земли. Нам нужны такие глобальные лидеры, которые понимают, что внимательный учет факторов, создающих напряженность в экологической, экономической и культурной областях, столь же важен для поддержания международного мира и стабильности, как и учет факторов военно-политических. В этом году, когда во многих странах мира должны состояться национальные выборы, нам особенно нужны лидеры, которых заботят не только результаты очередной избирательной кампании, но которые принимают решения, уважая растущую взаимозависимость внутри человеческого сообщества. Это означает, что нам нужны лидеры, наделенные моральной стойкостью, умеющие преодолевать узкие рамки национальной ограниченности и признающие, что новые проблемы глобального выживания можно разрешить только на пути взаимности, в духе поистине глобальной солидарности, которая признает, что культура мира и стабильности является единственным путем для реального продвижения вперед. Статья для газеты «Эль Паис», Испания
|
|