18 июня 2003
Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпорацийНа первом этапе эксперты пришли к выводу, что СМИ в ряде случаев отражают интересы отдельных государственных структур либо частных корпораций в ущерб интересам общества в целом, что зачастую превращает СМИ из источников разносторонней и объективной информации в инструменты дезинформации и манипулирования общественным мнением. В целях глубокого анализа причин и последствий сложившегося информационного дисбаланса между государством, частными корпорациями и гражданским обществом, поиска механизмов оптимизации сложившегося положения дел и был реализован данный независимый общественный проект. Основная задача исследования - осуществить комплексную, подробную и компетентную оценку ситуации, сложившейся в информационно-коммуникативной сфере, формализовать эту оценку в виде аналитического доклада и рекомендаций, которые должны быть доведены до сведения государственных структур, частных корпораций, широкой общественности, СМИ; а затем - способствовать внедрению рекомендаций в практику. Результатом проекта стала выпущенная книга «Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций», состоящая главным образом из аналитического доклада и итогового отчета экспертного исследования. Открыл официальную презентацию проекта генеральный директор «Международного пресс-клуба», доктор политических наук, профессор Александр Чумиков. Во вступительном слове он представил организаторов проекта и авторский коллектив, после чего была показана мультимедийная презентация основных результатов исследования. По итогам исследования выступили также организаторы и члены авторского коллектива. Декан факультета журналистики МГУ им М.В. Ломоносова Ясен Засурский обратил внимание на актуальность данного исследования: Сейчас очень своевременно обнародовать данное исследование, так как в скором времени СМИ лишат возможности участвовать в предвыборных кампаниях. Представленное исследование убедительно показывает, как опасна концентрация СМИ в одних руках, будь то государство или частные структуры». Профессор Российской Академии государственной службы при Президенте РФ Татьяна Иларионова высоко оценила проведенную работу и выразила надежду, что она консолидирует медийное сообщество и сможет помочь объединить усилия для становления СМИ как действенного инструмента демократии. Член–корреспондент РАН, советник «Горбачев-Фонда» Вадим Медведев также признал актуальность и практическую ценность данного исследования: «Еще не было в России представлено похожего исследования, это фундаментальный анализ того, что произошло в России со СМИ за последнее время. И хотя перемены были коренные, мы еще очень далеки от того,чтобы называть наши СМИ «демократическими». Академик Российской академии естественных наук Михаил Ненашев высказал мнение о том, что несмотря на то, что уровень доверия населения к СМИ в России довольно низкий, тем не менее, у центральной прессы сейчас очень высокие тиражи. Заведующая сектором «Информационное право» Института государства и права РАН Иллария Бачило порекомендовала собравшимся задуматься над вопросом, в каком соотношении сейчас в России находится гражданское общество и государство, дабы потом определить место и роль СМИ в этом обществе. Президент группы компаний «РОМИР-Monitoring», кандидат философских наук Елена Башкирова также подтвердила высокий уровень представленного исследования, заметив, что аналогов ему еще не было. Завершил презентацию Президент «Горбачев-Фонда» Михаил Горбачев. По его мнению, многие ученые взялись за этот проект из–за беспокойства по поводу «полу - придушенного» состояния СМИ. «Демократическое общество не может существовать без свободной прессы, а от нее во многом зависит то, как будет развиваться демократия в нашей стране». Михаил Горбачев предложил вернуться к идее создания общественных советов при ведущих СМИ. Их деятельность могла бы помочь становлению свободной и, что самое важное, социально ответственной прессы. По завершении выступлений журналистам была предоставлена возможность в неформальной обстановке пообщаться с участниками проекта, а также задать им интересующие вопросы. Презентация показала, что выводы экспертов исследовательского проекта, как никогда, актуальны именно сегодня. В условиях обсуждения нового Закона о СМИ необходим постоянно действующий «круглый стол» с представителями основных категорий субъектов информационного рынка (власть, бизнес, общественность и сами СМИ) для обсуждения актуальной медийной проблематики. Необходимо также продолжить практику организации Международный пресс-клубом независимых пресс-клубов «Выборы» в регионах для открытого диалога субъектов медийного рынка по широкому спектру проблем, волнующих российских граждан в преддверии выборов 2003-04 г.г. |
|