21 ноября 2024
Избранные речи и выступления М.С.ГорбачеваВыступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США)
8 октября 2007 года
Уважаемые дамы и господа!
Меня попросили на нашей сегодняшней встрече поделиться своими размышлениями на тему о современном лидерстве.
Должен сказать, что мои поездки и встречи в разных аудиториях показывают, насколько огромен интерес к проблеме лидерства в настоящее время.
Мне приходится слышать очень много высказываний о дефиците лидерства. Более того, есть и категоричные суждения, что все беды современной политики (ее отставание, неадекватность глобальным вызовам и т.д.) – в отсутствии подлинного лидерства.
Но если верно суждение о том, что каждая эпоха рождает своих лидеров, то будем надеяться, что и нынешняя эпоха, связанная с переходом мирового сообщества в глобальный взаимосвязанный, взаимозависимый мир, выведет на политическую арену новых лидеров.
Мне кажется, что обстоятельства складываются так, что выход на арену новых лидеров, способных выразить вызовы эпохи, уловить гул истории, - это дело уже ближайшее будущего.
А может быть, мы станем свидетелями благоприятного стечения обстоятельств, когда на арену выйдет целая плеяда лидеров, как это случилось в середине 80-х годов. Тогда в разгар, может быть, даже в самый напряженный период, «холодной войны», когда, казалось, уже ничего не удастся сделать, и прежде всего не удастся остановить опасные процессы, появились и новое видение, и политическая воля – вывести мир из «холодной войны», отвести ядерную угрозу, появилось и взаимодействие лидеров того времени.
И научные исследования, и опыт жизни показывают, что лидеру присуща совокупность черт, необходимых для его лидерской роли. Это:
- способность оценить ситуацию (мировую, национальную, региональную, ситуацию компании, состояние научных поисков на разных направлениях);
- способность воодушевить, убедить, объединить людей, сформулировать цели.
Как правило, особенно сейчас, огромное значение имеют интеллектуальные качества, знания, авторитет личности, который часто связан и с умением вести дело, и с моральными качествами.
Лидерство проявляется и в способности создать эффективную командупо руководству управления государством, регионом, научным подразделением, компанией, другими структурами.
Особо высокие требования предъявляются к лидеру при трансформации системы в период реформ.Как известно, это всегда сопровождается немалыми трудностями, нестабильностью. Отсюда необходимо умение сочетать решение перспективных задач с повседневной жизнью страны, предприятия, учреждения.
Лидер должен обладать хладнокровием (что неравноценно безразличию), способностью держать удары.
Сказав все эти вещи – понятные и вроде бы совершенно правильные, - делаю вывод, который сводится к тому, что я сказал в самом начале: каждая эпоха рождает своих лидеров.
Можно иметь набор тех самых позитивных качеств, которые нужны для лидерства. Но, пожалуй, очень важно оказаться подходящим человеком, в подходящем месте и в подходящее время.
Попутный вывод сводится еще к тому, что не надо переоценивать себя, не впадать в зазнайство, высокомерие. Это очень важно иметь в виду.
И еще надо иметь в виду: политик, руководитель компании, научного учреждения и т.д. может проявить свои лидерские качества и успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других.
Меня часто спрашивают: как я мог оказаться на самом верху власти? Я исходил из своего опыта, уже пережитого, оцененного мною. В моем случае имелись и какие-то природные качества. Имели значение и Московский университет, многолетний опыт работы в провинции и стечение обстоятельств.
Я пришел к руководству в СССР в момент нарастания кризисных явлений в обществе, когда общество все чаще и с большей силой ставило вопрос о переменах. Я пришел в тот момент, когда стабильность, которую обеспечило брежневское руководство, начала оборачиваться застойными явлениями в кадрах, экономике, политике.
Мне выпала ответственность возглавить переход страны (СССР) от тоталитаризма к демократии.
Это был беспрецедентно сложный, трудный и рискованный проект.
Тоталитарная система в СССР была:
- всеохватывающей и всепроникающей. Она сковывала всё общество, держала его в железных тисках;
- она опираласьна полное господство государственной собственности;
- советскоеобщество было монополизировано коммунистической партией: любое инакомыслие подавлялось вплоть до репрессий;
- по Конституциивсе выглядело «вполне» демократически. На деле вся жизнь декретировалась и направлялась партийными структурами;
- массы народабыли отчуждены от собственности, от власти, от самодеятельности и творчества;
- общество оказалосьзабюрократизированным, окостеневшим.
В середине 70-х годов кризис тоталитарного общества обострился, стал давать большие сбои: оно никак не могло адаптироваться к вызовам НТР.
Попытки перемен предпринимались. Но они не дали желаемых результатов, ибо они были нерешительными, не затрагивали систему.
Нужны были не отдельные меры – нужен был новый путь. Такой политикой стала перестройка. Она стала возможной в связи с переходом к руководству новых людей.
С 1985 года началсятрудный поиск. Сначала и я, и мои сторонники пытались заставить заработать систему. Напрасно.
По сути, перестройка началась с 1988 года: мы пришли к выводу о смене системы. Второй раз в ХХ веке Россия изменилаисторический путь развития, встав на путь кардинальных перемен.
Мы должны были признать – коммунистическая модель потерпела историческое поражение. Стране было необходимо новое направление. Были сделаны важные шаги на новом пути, что дало исторические результаты:
- ликвидация тоталитарного режима;
- переход к демократии;
- свободный выбор веры, свобода слова;
- политический плюрализм;
- экономическая свобода, частная собственность, рынок;
- конец господства КПСС.
Во внешней политике:
- нормализация отношений с США и подписание соглашений о ликвидации ядерного оружия;
- нормализация отношений с Китаем;
- дальнейшее развитие отношений с Индией;
- установление демократических режимов в странах Центральной и Восточной Европы;
- объединение Германии;
- наконец, ликвидация «холодной войны».
Перемены в СССР привели к кардинальным изменениям мировой ситуации.
Уроки для лидерства:
1. Не допустить ошибки в выборе направления (или Проекта). Рассчитывать шаги. Корректировать по ходу реформ.
2. Командаединомышленников.
3. Всесторонний учет обстоятельств, состояния общества, национальных и культурных особенностей.
4. Темп преобразований:
- нельзя допускать отставания;
- но нельзя подстегивать.
5. Стиль ведения:
- опора на демократическиеподходы, на институты;
- умение объединять.
6. Держать удары!
Сейчас я думаю о том, что за годы перестройки, - а это без малого семь лет, - удалось провести такие перемены, которые сделали невозможным возврат к прошлой системе, к прошлым методам руководства.
Перестройки оборвалась, но она довела общество до такой точки, откуда возврат в прошлое невозможен.
Не все было гладко в моей деятельности на посту руководителя Советского государства. Были достижения, о чем я уже сказал. Но были и промахи, просчеты, опоздания. А это значит, что моя политическая деятельность и мои действия на каком-то этапе не поспевали за набравшими силу процессами. Так бывает со многими.
Не надо удивляться, что появляется потребность в смене лидера. Это тоже драматический период.
Но есть и счастливые люди, которые способны к развитию своего видения, осуществлению анализа на каждом этапе перемен, которые способны корректировать свою позицию и методы управления.
Конечно, очень важная задача для всякого лидерства в разных сферах – это осуществление поставленных целей с наименьшими социальными потерями. Какой ценой достигаются перемены – это вопрос вопросов.
Для меня была неприемлемой формула: цель оправдывает средства. Я считал, что реформы в СССР должны пройти без крови, с вовлечением народа в процесс обновления страны и с тем, что называется демократией.
Это, я бы сказал, сложный тип лидерства.
Как я уже сказал, не всё у меня получилось. И то, что перестройка оборвалась и деструктивным силам удалось осуществить свои планы, связано с тем, что на каком-то этапе была нарушена связь между мною и обществом, нарушено взаимопонимание. Это ослабило поддержку граждан и развязало руки моим противникам.
Я, все время говоря о лидерстве, употребляю такое понятие, как руководитель. Эти понятия – лидер и руководитель – похожи по значению. Но это все-таки неоднозначные понятия. Лидер все-таки рождается в конкретных условиях, рождается как ответ на вызов обстоятельств, получает доверие большинства на осуществление своего проекта, своих планов.
Руководитель – это человек, занимающий официальную должность. Он может обладать и лидерскими качествами. Это так.
Несколько итоговых соображений.
Вначале я уже сказал, что мы живем в быстроменяющемся мире.
Но мир не только меняется, он уже очень изменился и продолжает стремительно меняться, без преувеличения, становясь неузнаваемым на протяжении жизни одного поколения. Говорят, что это закон развития человеческой цивилизации вообще: чем дальше от исходного пункта, тем быстрее. На многих людей происшедшие изменения производят обескураживающее впечатление и воздействие. Настолько быстро и радикально все меняется, становится «иным»: прически, одежда, вкусы, развлечения, профессии, технологии, отношения, причины конфликтов, характер войн и т.д.
И если бы исчезло то, что остается незыблемым, «прежним» - привычки и обычаи, традиции и каноны, - то рвалась бы связь времен, из-под ног уходила бы почва. Поэтому хорошо, что есть нечто устойчивое, неизменное, ибо новому надо еще доказать свою необходимость, а старое еще может послужить человеку и человечеству.
Меня считают и называют реформатором, а я, не отказываясь от этого почетного звания, являюсь одновременно и консерватором. Для меня идея сохранения мира не менее важная, чем идея его изменения и обновления. Я бы их так и ранжировал, соотносил: обновление мира ради его сохранения и совершенствования, единство и преемственность развития во имя умножения многообразия и духовного обогащения.История человечества накопила немало примеров варварского отношения к прошлому, разрушения ценностей и памятников без достойного возмещения. Будущим реформаторам и революционерам советую никогда не перечеркивать минувшее («до основанья, а затем…»), чтобы не оказаться потом в плену новоявленного варварства и дикости.
Настаивая на примате общечеловеческих ценностей как важнейшем признаке нового мышления, я тем самым не принижаю значение национальных интересов и патриотического чувства. Меня интересовала и волновала объединительная сила этой идеи: без осознания духовного родства нельзя не только решить, но даже подступиться к разрешению вышеназванных проблем. Позднее, когда я отошел от практической политики и мог больше внимания уделять размышлениям,я еще больше укрепился в своей позиции, восприняв в качестве личного кредо моральную и философскую установку Льва Толстого, который сказал: я не принимаю прогресс, если он отвергает Восток. Имеется в виду Запад и Восток не в географическом, а в цивилизационном смысле, что не одно и то же. Речь идет о том, можно ли преодолеть разделенность современного мира, раскол цивилизации, и если можно, то как это сделать, добиться.Если не ошибаюсь, то это старый философский вопрос – на что надеяться, которым издавна задавались религия, искусство и просто люди в своей обыденной жизни.
Момент сомнения и разумного пессимизма, разумеется, возможен и вполне допустим, но без потери веры в познавательные и деятельные силы человечества, не раз подтверждавшего на протяжении собственной истории свою способность находить выход из кризисных ситуаций.
Я считаю, что любая капитуляция мирового сообщества перед вызовами современности была бы не только сомнительна в нравственном отношении, но и совершенно неосновательна по сути дела. Она бы свидетельствовала об исчерпанности человеческого ресурса, чего нельзя допустить даже в мысли.
И потом, в принципе нет таких проблем, которые были бы непосильны человеческому разуму и воле, особенно те из них, которые возникли по вине и недомыслию самого человека. Жизнь многократно убеждала меня в том, что в неверии в возможности человека и человечества гораздо больше политики, чем разума.
Беды и проблемы современного мира не в природе цивилизаций, и нет оснований ссылаться на творцов, породивших этот мир, и на многообразие, которое якобы ведет к столкновению, борьбе и взаимному уничтожению. Если что-то и приведет нас к краху, то это ошибки в политике, наше нежелание или неумение решать социальные и собственно человеческие проблемы современности.
Винят и на чем свет ругают глобализацию, которая сама по себе не благо и не зло. Важно, какими руками и в чьих интересах она будет осуществляться.
Многие политики уповают на силу: «сила есть – ума не надо», в то время как нужно изменить общий контекст мировой политики, зараженной многими сомнительными и просто порочными идеями. Вроде того, что глобализации мирового сообщества мешает демократия, и потому ХХI век неизбежно будет развиваться под знаком авторитаризма.
Провал проекта всеобщей «коммунизации» мира пытаются заменить и заместить проектом его «американизации».
Стратегию устойчивого развития пытаются заменить стратегией свободной торговли – ясно, в чьих интересах. Все это настораживает, вызывает тревогу и чревато социальными катаклизмами.
В этой ситуации акцент и ставка на диалог цивилизаций и культур приобретает особое значение. Те, кто ориентируется и опирается на силу, тянут мир в прошлое, недавнее и давнее. Напротив, сторонники диалога – взаимопонимания и взаимодействия, согласования интересов и базисных ценностей – открывают путь в будущее. Но при одном очень важном условии. А именно: если диалог для всех станет, пусть не единственным, но наиболее предпочтительным способом сосуществования и коммуникации культур и цивилизаций, составляющих основное богатство современного мира.
Признаемся: до этого нам еще далеко, но величие цели достойно самых больших усилий.
|
|