Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Новости

К списку новостей
27 апреля 2024

Показ документального фильма «Горбачева»

Ирина Петровская, журналистка, Надежда Ажгихина, журналистка, писательница, директор ПЭН-Москва.
1/7

     25 апреля в Горбачев-Фонде состоялся показ документального фильма о Раисе Максимовне Горбачевой.Это работа киностудии «Амурские волны» и журналистки Когершын Сагиевой. Фильм основан на документальных кинокадрах и фотографиях разных лет, редких записях телевизионных интервью, беседах с людьми, знавшими Раису Максимовну, некоторые из которых присутствовали в зале. Прослеживая жизнь супруги первого Президента СССР – от нелегкого детства в предвоенные и военные годы и учебы в МГУ до тех лет, когда она с достоинством выполняла миссию первой леди СССР, и ее смерти от лейкемии, фильм рисует портрет яркой, умной, неравнодушной женщины, оставившей неизгладимый след в истории страны и мира.

     После показа фильма Когершын Сагиева ответила на вопросы зрителей, рассказала об интересных эпизодах создания фильма, о поиске творческих решений, призванных прежде всего приблизить героиню фильма к поколениям зрителей, которые не были современниками перестройки. Яркая, неординарная личность Р.М. Горбачевой на фоне исторических, драматических событий тех лет запечатлена в фильме рельефно и убедительно.

Фотографии предоставлены Юрием Феклистовым.

Разговор с Когершын Сагиевой, автором сценария фильма
«Горбачева. Первая леди СССР»
25 апреля 2024 года
 
В.А. Поляков. Хочу представить Когершын Сагиеву – автора фильма. Она скажет несколько слов. Если будут вопросы – Когершын ответит на них.
Когершын Сагиева. Спасибо вам за то, что вы на всех этапах поддерживали этот проект. Вы сами видели своими глазами все эти уникальные пленки. Это все предоставил Горбачев-Фонд. И мы буквально по миллиметру выбирали каждый кадр. Это была практически ювелирная работа.
Если есть какие-то вопросы – я готова ответить. На самом деле сложно оценивать свой труд. Потому что я видела этот фильм сегодня, наверное, в 101 раз.
Вопрос. Скажите, пожалуйста, предлагали ли этот фильм для показа на различных каналах, с Запада на Восток, включая Казахстан?
Когершын Сагиева. Не знаю, честно говоря. Сейчас фильм размещен на платформе «Премьер». Это крупный онлайн-кинотеатр. Я заходила на этот сайт. Фильм висел на главном большом баннере. Вообще онлайн-кинотеатры, как вы знаете, сейчас самые зарабатывающие и самые востребованные. Они даже более востребованы, чем кинотеатры, в которые ходят по старинке люди. Потому что после карантина в связи с эпидемией ковида, люди  стали смотреть всё в сети.
И я рада, что фильм есть на этой крупнейшей платформе.. Это была их инициатива разместить его у себя.
Реплика. Спасибо Вам за доброжелательность.  Были опасения, что фильм будет как минимум сдержанный при современном отношении... Вы молодец. Спасибо.
Когершын Сагиева. Спасибо большое. Я не понимаю, зачем делать что-то такое… - то, о чем вы говорите. Потому что это было бы просто нечестно. А если кто-то хочет поговорить о Раисе Максимовне, о тех событиях нечестно, то, по-моему, так много раз делали,  и  это просто неинтересно.
Вопрос. А что Вас побудило, что стало толчком к тому, чтобы сделать фильм о Раисе Максимовне Горбачевой?
Когершын Сагиева. Ко мне обратились коллеги из продакшн «Амуарские волны». Я их много лет знаю. Они позвонили и говорят: есть такая идея – сделать фильм про Раису Горбачеву. Я была абсолютно счастлива. Я сказала: Боже, какая прекрасная идея. И почему фильм про Раису Горбачеву последний раз выходил еще в конце 90-х. Хороший, адекватный фильм. Я пропаганду вообще не считаю за работу. И почему никто до сих пор не сделал еще фильм?  – ведь прошло больше двадцати лет. И, конечно, я была рада, что ко мне обратились мои коллеги.
Вопрос. Добрый день. Спасибо. У меня вот какой вопрос. А не было ли каких-то цензурных покушений на ленту, которая уже была сделана?
Когершын Сагиева. Цензурных - не было. Были очень адекватные комментарии. У нас было гораздо больше титров в фильме. Нам сказали, что сейчас аудитория больше слушает. То есть люди не сидят у экрана, как сейчас мы с вами. Если смотрят в онлайн-кинотеатре, то человек может на секунду отвлечься. Поэтому должна быть более звучащая история. В общем, были технические комментарии. А сама история именно такая, какой мы ее придумали. Мне кажется, она полностью реализована.
Вопрос. Что Вы знали о Раисе Горбачевой до создания этого фильма?
Когершын Сагиева. Знала. Так как я все-таки бывший сотрудник телеканала «Дождь», и в целом политика – это одна из тем, которой я занималась много лет. Лично о Горбачевой я многого не знала. Например, то, что Раиса Максимовна окончила философский факультет, училась с такими прекрасными людьми, как Мамардашвили, Левада, и что это была такая встреча умнейших, прекраснейших молодых людей, которая во многом определила их будущее. Этого я не знала. Для меня было важно это узнать. Потому что сейчас, например, я очень верю в моих друзей. Мне кажется, у них у всех большое будущее. Когда где-то встречаются в молодом возрасте, потом эти люди идут вместе по жизни, может быть, они не дружат так тесно, но все равно определяются их общие взгляды, и это остается с ними навсегда. Это для меня было таким открытием.
Конечно, диссертация. О диссертации никто не говорил почему-то. То есть это какая-то неподсвеченная страница в жизни Раисы Горбачевой. Я была счастлива, что про это никто не рассказал. В фильме, если обратите внимание, не такая большая история любви, хотя все равно это прослеживается: поддержка, взаимопомощь, дружба. Это есть. Но мы на этом не стали целиком строить историю. Потому что как раз об этом многие показывали, писали: как в тексте, так и в формате видео - в разных вариантах.
Идея равенства мужчины и женщины, такого социалистического равенства - тоже, для меня было новым.
И, конечно же, стиль Раисы Максимовны. То, что она была стильной женщиной, - это было известно. А то, что она, в общем-то, одевалась всегда у местных портних, в том числе и переехав уже в Москву, - это тоже было интересно узнать.
В общем, много-много-много разных деталей. И Бурда Моден, и Сотбис. Понятное дело, что есть благотворительность. Об этом тоже все знали. Благотворительность, любовь - это обязательно должно было прозвучать. Но появились какие-то такие новые детали, которые было здорово обнаруживать, изучая биографию Раисы Горбачевой.
Вопрос. Встречались ли Вы когда-нибудь с Раисой Горбачевой?
Когершын Сагиева. Нет, к сожалению, нет. Мне было 12 лет, когда она умерла.
Вопрос. Спасибо Вам за этот фильм. Хороший фильм. Все вспоминается: это время, эти люди.  А не планируете ли Вы показать этот фильм в тех регионах, в тех республиках, о которых идет речь? Например, на Ставрополье? Или еще где-то?
Когершын Сагиева. Хорошая идея. Я не думала об этом, честно говоря. Пойду к продюсерам, и будем обсуждать. Они должны дать разрешение. Все-таки фильм не принадлежит мне.
Вопрос. Огромное спасибо. Здорово получилось. Великолепный фильм. Скажите, пожалуйста: был ли кто-то, кого Вы хотели спросить о Раисе Максимовне, но не смогли, не получилось? Кто это?
Когершын Сагиева. Как Вы думаете – кто?
Вопрос (продолжение). Я имею в виду из тех, кого можно спросить?
Когершын Сагиева. Что значит можно? Мы, конечно, хотели бы, чтобы была семья. Но ее в фильме нет.
Наверное, уже в последний момент мы узнали об итальянской переводчице, которая была переводчицей Бродского. И она же переводила и для Горбачевых. Мне сказали мои знакомые, что есть такая прекрасная женщина (к сожалению, забыла ее имя). Но мы уже должны были сдавать материал. Очень жаль, что не поговорили.
Хотелось бы, конечно, в США поехать, там с кем-то поговорить.
Реплика (П.Р. Палажченко). Когершын, у меня вопросов нет. Я только хочу сказать, что у фильма, конечно, есть потенциал распространения не только в регионах, но и за рубежом. Меня, честно говоря, удивляет, что пока, видимо, ваши сотрудники, продюсеры, владельцы прав на фильм этим еще не занялись.
Когершын Сагиева. Мы можем им предложить, кстати, совместно подумать.
Реплика (П.Р. Палажченко). Надо обязательно предложить. Я говорил по телефону с проживающей сейчас в Лондоне Еленой Загревской. Она уже давно вышла замуж за британца, теперь у нее другая фамилия – Елена Дерден-Смит. Она знает, кстати, Вас, поскольку она сама из журналистских кругов. Она знает нашего общего друга Дмитрия Муратова. И она была готова, насколько я понимаю, этим заняться. И я со своей стороны был бы готов связать ваших людей с ней. У нее, естественно, есть для этого какие-то возможности и связи.
Я почти уверен, что этот фильм с удовольствием покажут во многих странах. Давайте не будем упускать этого. Фильм – не то чтобы приурочен к какой-то дате и т.д. Это фильм, который будет вызывать интерес, мне кажется, во многих странах довольно долгое время. Поэтому этим надо заниматься.
Когершын Сагиева. Мне интересно было бы узнать: может быть, кто-то из зрителей узнал из фильма то, чего не знал?  
Реплика. Я студент. На самом деле я мало узнал каких-то новых деталей в этом фильме. Потому что мой отец мне постоянно рассказывал о каких-то исторических событиях, о Горбачеве. Но было интересно узнать историю именно от лица Раисы Максимовны. Потому что все знают о тех событиях от Горбачева, от его соратников.
Фильм очень интересно было смотреть. У меня такой вопрос: были какие-то другие варианты кроме этого хода с  семьей «ватников»? Имеется в виду какое-то связующее звено?
Когершын Сагиева. На самом деле, почему-то на них все обращают внимание. Причем одни категорически против этого хода, а другие, наоборот, говорят: как здорово, что вы оттенили, что есть эта сторона. Но главный наш ход был не в этом. Он же в том, что голос Раисы Максимовны озвучен нейросетью. И многие даже этого не считывают, потому что настолько он естественно вписался в канву самого фильма. Мой знакомый, видимо, отвлекся в начале или в конце и не заметил – титр важный весит, он его не заметил. Он меня спросил: скажи, где вы взяли кассету с голосом Горбачевой? Вам в Фонде ее дали? Я отвечаю: не существует никакой кассеты, существует только текстовое интервью –  это новейшая технология, которую мы применили в этом фильме.
И действительно, получилось здорово. Это, наверное, такой главный ход. Поэтому есть эффект присутствия.
Для сравнения. Например, если взять Майю Плисецкую, то у нее невероятное количество интервью. Начнешь про нее делать фильм - устанешь все эти пленки смотреть.  А у Раисы Максимовны - устанешь искать ее высказывания. Потому что у нее очень мало было интервью, они все были короткие. И было единственное большое интервью, но в формате текста. Это была непростая задача. Мы решили ее при помощи нейросети. Каким-то чудом нашли специалиста, который это сделал не за миллионы долларов.
Вопрос. А видеофрагменты из ее выступлений – это она говорит или нейросеть?
Когершын Сагиева. Нейросеть читает то, что за кадром.
Вопрос. То есть в видеофрагментах  ее живой голос?
Когершын Сагиева. Да. Есть одна прикольная история. Когда мы уже сдали монтаж, я встретила случайно Екатерину Шергову (директора благотворительного фонда «Подари жизнь»). Я говорю: здравствуйте, фильм выйдет про Раису Максимовну, приходите посмотреть. Так как фонд «Подари жизнь» напрямую связан с тем, что делала Горбачева, мы, естественно, это обсудили. Она мне говорит: Вы знаете, в Нижнем Новгороде было такое большое интервью Раисы Максимовны. Оно у Вас есть в фильме? А в Горбачев-Фонде  не знали об этом интервью. Я спрашиваю Шергову: откуда Вы про это интервью знаете? Оказывается, когда Чулпан Хаматова готовилась к роли Раисы Горбачевой в спектакле «Горбачев», был кинут клич в ее соцсетях. И какие-то люди ей написали, что у них есть такое интервью. Чулпан Хаматова его смотрела и по нему готовилась к своей роли. В общем, конечно, мы достали это интервью. Оно есть в фильме. То, что Раиса Максимовна говорит про 90-е, – то самое интервью.
В.А. Поляков. Оно было в 96-м году. Только не в Нижнем Новгороде, а в Самаре. Действительно, это было единственное, еще и совместное интервью Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны. Больше такого не было. Они вдвоем сидят. Перед ней – букет. Это 96 год – избирательная кампания Горбачева, кандидата на пост Президента России.
Когершын Сагиева. Хочется еще какую-то историю рассказать…
(Аплодисменты.)
Когершын Сагиева. Спасибо.                                   

 
 
 
 

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги