25 июля 2023
Избранные речи и выступления М.С. ГорбачеваВыступление М.С. Горбачева на открытии четвертой конференции Глобального Форума
духовных и парламентских лидеров за выживание человечества
Киото, Япония, 20 апреля 1993 года
Уважаемые члены Президиума!
Уважаемые делегаты Глобального форума!
Я хотел бы приветствовать всех вас, собравшихся здесь, в прекрасном городе Киото, городе, который сейчас утопает в цвету. Цветение сакуры напоминает всем нам о том, что мы собрались в то время, когда люди полны новых надежд, когда они думают о лучшем завтра. Я уверен, что из Киото будет слышен не только голос мудрости и озабоченности, но и голос надежды.
Я благодарю вас за все слова приветствия в мой адрес, а также в адрес членов Попечительского совета, которые собрались, откликнувшись на ваш призыв, чтобы после длительной подготовки дать старт здесь, на Глобальном форуме, новой всемирной организации - Международному Зеленому Кресту. Как видите, ребенок родился вовремя, в срок, ровно через девять месяцев после того, как в июне прошлого года Вы призвали к созданию этой организации. Я благодарю вас за поздравления и надеюсь, что мы будем работать вместе, рука об руку, думая о нашем общем будущем и ища ответы на самые сложные вопросы, с которыми нам предстоит столкнуться.
Тема моего сегодняшнего выступления - ценности и императивы философии выживания.
Сегодня, кажется, все согласны с тем, что человечество находится на переломном этапе своей истории. Современный глобальный ландшафт - это глубокий кризис, который может закончиться либо гибелью человечества, либо прорывом к новой цивилизации. Существовавшая на протяжении многих веков цивилизация близка к исчерпанию своего потенциала, не способна поддерживать жизнь на планете Земля и управлять ею.
Действительно, в прошлом не раз объявлялось о кризисе цивилизации. Но сегодняшний кризис качественно иной. На этот раз речь идет не просто о чем-то, вызывающем всеобщее недомогание, не о протесте людей против нечеловеческих условий их существования, а об угрозе - впервые в истории - самому существованию человеческого рода.
В последнее время напряженность в отношениях между человеком и природой переросла в открытый конфликт между ними. Возникла реальная угроза подрыва самих основ человеческого существования, что ставит под угрозу жизнь на Земле. Техногенный прогресс, основанный на совершенствовании технологий цивилизации, не только не смягчил конфликт между человеком и природой, но, напротив, усугубил его.
Впервые в истории человечества появились признаки нарушения стабильности биосферы. Я имею в виду парниковый эффект - реакцию биосферы на тревожный рост концентрации углекислого газа в ней, превышающий в настоящее время 17%. Пока рано делать из этого факта далеко идущие выводы, но он свидетельствует о том, что биосфера, возможно, теряет свою стабильность и изменения в ней становятся необратимыми.
Позвольте мне сказать еще об одном признаке возможной катастрофы, который часто игнорируется средствами массовой информации и научным сообществом. Я имею в виду принципиальную неспособность природы бесконечно, без ограничений, увеличивать свою продуктивность.
Разрыв между требованиями и возможностями увеличивается все быстрее и может принять характер планетарной катастрофы уже при жизни поколения, родившегося в XX веке. Мы должны со всей ответственностью и честностью признать и сказать об этом открыто, что при нынешнем уровне потребления, уровне жизни и технологий биосфера может однажды не выдержать такого антропогенного давления.
Говоря об этом, я не забываю, что в мире сотни миллионов людей голодают или недоедают. Тем не менее, человечество не может строить свою цивилизацию на ненасытной страсти к потреблению, на бездумном отношении к природе.
Современный кризис цивилизации - это прежде всего кризис наивной веры во всемогущество человека, веры в то, что нет предела его возможностям и его притязаниям на природу. Мы расплачиваемся за человеческую гордыню. Не всегда и далеко не везде промышленный прогресс приводил к росту свободы и человеческого счастья. Как метко сказал на нашей вчерашней встрече доктор Тур Хейердал, нам все труднее определять критерии и понятие счастья людей.
Я останавливаюсь на этих глобальных угрозах человеческому существованию потому, что, как правило, экологическое движение концентрирует свои усилия на локальных проблемах.
Пришло время понять, что сумма индивидуальных усилий и даже общая "экологическая грамотность", хотя они совершенно необходимы, недостаточны для решения проблемы выживания человечества. Необходимо нечто качественно большее.
Необходимо, прежде всего, объявить эту проблему выживания человечества и спасения планеты Земля главной проблемой сегодняшнего дня, приоритетной среди проблем, стоящих перед человечеством; понять, что для ее решения необходимо совершенно иное представление о месте человека в биосфере. Пришло время понять, что человек, как и любой другой живой вид, является лишь одним из компонентов биосферы и не может жить вне ее.
Что касается самой биосферы, то она существовала миллиарды лет без человека и будет существовать, даже если однажды человека в ней не останется. Пора понять, что человечество живет в рамках законов развития биосферы, взаимодействуя с ней как часть единого целого.
* * *
Я призываю объединить усилия естествоиспытателей и обществоведов в деле выживания человечества, поскольку кризис взаимодействия человека и природы усугубляется кризисом социального знания.
Мы должны понимать, что человечеству трудно адекватно осознать свои собственные интересы. Слишком часто человек заблуждается и движется к истине через эти заблуждения и всевозможные мифы. Мы пока не нашли выхода из идеологического кризиса, который стал столь очевиден в последние годы. Традиционные формы идеологии, в том числе и религиозные, не всегда способны объяснить происходящее, а тем более объединить людей, чтобы вместе искать выход из сложившегося кризиса и решать проблемы того масштаба, который мы наблюдаем сегодня.
Мы должны увидеть, что нынешний кризис нашей цивилизации в значительной степени вызван кризисом наших фундаментальных ценностей. В конце XX века в основах наших знаний об обществе и его прогрессе проявились драматические внутренние противоречия.
На фоне усиливающейся интеграции и интернационализации экономики мы наблюдаем небывалую вспышку национализма и явные тенденции к автаркии, сепаратизму, этническому и религиозному обособлению. Вновь проявляются самые архаичные синдромы, выходят на первый план скрытые этнические конфликты, сопровождающиеся насилием и беспрецедентной жестокостью.
Мы до сих пор не нашли путей гармонизации принципов, лежащих в основе международных отношений. Нам еще предстоит выработать механизмы гармонизации демократического принципа государственного самоопределения наций и основополагающего принципа международных отношений - принципа нерушимости границ, целостности существующих государств.
Слишком часто идея развития, прогресса вступает в противоречие с необходимостью сохранения нашей планеты, обеспечения выживания человечества. Идея сотрудничества, совместной работы часто вступает в противоречие с инстинктом соперничества. Слишком часто современные государства, преследуя свои эгоистические цели, подрывают глобальные условия, необходимые для жизни на Земле, и тем самым приближают собственную гибель.
Несомненно, освобождение от последствий советского тоталитаризма и окончание холодной войны стало большим благом, поскольку значительно снизило угрозу ядерной катастрофы. Но мы должны видеть, что даже это великое событие XX века - окончание холодной войны - не уменьшило конфликтов и напряженности в мире.
В России и во многих странах Восточной Европы мы наблюдаем резкий поворот вправо в общественных настроениях, рост националистических настроений, усиление влияния фундаментализма в различных его формах. Конфликты одного рода сменяются новыми конфликтами, что еще сильнее подчеркивает, как мало мы знаем об обществе и человечестве.
Сегодня стало ясно, что гибель тоталитаризма сама по себе не ведет к демократии. Люди, боровшиеся с тоталитаризмом, не всегда оказывались способными укреплять и питать демократию.
Политическая свобода - величайшая ценность. Но наш опыт показывает также, что рост свободы сам по себе не приводит автоматически к росту нравственности, к облагораживанию мотивов поведения людей. Мировое сообщество должно видеть, например, что распад Советского Союза привел к обострению криминогенных факторов в странах СНГ, к взрыву преступности и наркомании в России. Мы столкнулись с явлениями, природу которых нам трудно понять.
В целом можно сказать, что современный кризис природной среды и всей человеческой цивилизации протекает на фоне кризиса традиционных методов разрешения социальных противоречий. Общественные науки и тем более политическое мышление все еще не свободны от идеологических предпочтений и предвзятости, мы все еще ходим по замкнутому кругу классовых, национальных, узкогосударственных и даже партийных установок.
Так в чем же выход? На что мы должны опираться в своих усилиях по обеспечению выживания человечества?
Первый и самый важный вывод очевиден.
Без экологии духа и человеческого мышления все эти усилия бессмысленны. Когда наука и разум не могут помочь, спасти нас может только одно - наша совесть, наша нравственность. Необходимо нравственное укрепление корней гуманизма XVIII века, на котором зиждется большинство основ нашей современной цивилизации.
Выживание человечества невозможно без закрепления и настойчивого отстаивания простой мысли о том, что жизнь как таковая является величайшей нравственной ценностью, которая должна лежать в основе современной цивилизации. Сегодня недостаточно сказать: "Не убий". Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, уважение и любовь к каждому живому существу. Именно здесь экологическая культура пересекается с религией.
Еще одна важная мысль, прозвучавшая во время наших встреч здесь, заключается в том, что красота и уникальность жизни заключается в единстве многообразия. Самоидентификация каждого человека и множества различных наций, этнических групп и народностей - важнейшее условие сохранения жизни на Земле.
Философия выживания опирается на философию разнообразия. Если сама жизнь является величайшей ценностью, то не менее ценным является и особый характер каждого народа и каждой расы как уникального творения природы и человеческой истории.
Мы должны отказаться от философии и императивов покорения человеком природы, питающих современную индустриальную цивилизацию, в пользу философии пределов, заставляющей нас проснуться и увидеть бездну возможной катастрофы. Нам нужна философия, обуздывающая гордыню и страсти человека. Сегодня недостаточно настаивать на том, что и так очевидно, - на органическом единстве человека и природы. Сегодня мы должны убедиться в том, что нравственный императив Канта распространяется на отношение человека к жизни и природе. Даже в мыслях человек не должен желать природе того, чего он не желает себе.
Никто не имеет права жить и наслаждаться жизнью за счет других. Человек не имеет права стремиться к благополучию за счет другого человека. Процветающие страны не должны стремиться к благополучию за счет бедных, развивающихся стран, большие страны - за счет малых. Но самое главное - человек не должен жить за счет природы, ибо, грабя природу, мы обкрадываем самих себя.
Пришло время сформулировать условия экологического императива - провести некую черту, которую человечество не должно переступать ни при каких обстоятельствах. Если человечество окажется способным выполнить эти условия, то у него появится шанс перестроить свою нишу в окружающей среде и свой образ жизни таким образом, чтобы он соответствовал потребностям среды.
Экология нравственного и духовного здоровья предполагает абсолютный отказ от расизма, шовинизма и национального высокомерия в любой форме.
Сегодня недостаточно понимать, что человек - это элемент природы и что его судьба зависит от разумного сосуществования с ней. Мы должны также понимать, что есть вещи, которые человек не может осуществить в принципе. На наших встречах мы много говорили о том, что необходимо изменить мотивацию, перенести акцент с технологического на духовный прогресс. Еще одна важная задача - изменить образ жизни, чтобы противостоять потребительству. Но в то же время мы не имеем права требовать невозможного: лозунг изменения природы человека не менее разрушителен, чем лозунг покорения природы человеком.
Сегодня бережное отношение к природе предполагает прежде всего бережное отношение к человеку со всеми его противоречивыми страстями, достоинствами и недостатками. Да, мы должны понять природу человека - для того, чтобы жить в гармонии с собой и самосовершенствоваться. Но мы не должны пытаться переделать или изменить ее, не должны стремиться к невозможному. Представление о человеке как о неком божестве - одна из самых опасных и роковых идей.
Я совершенно уверен, что сейчас необходимо осознать пределы эластичности человеческой природы, понять, что не только человек, но и жизнь общества уникальна. Это требует от нас бережного отношения к нему, учета присущих ему законов развития. Действительно, не развиваясь, общество погибнет. Но мы должны также понимать, что общество имеет объективные пределы своего развития, степень своего совершенствования. Мы в России ценим опыт Японии именно потому, что она сумела найти баланс между преемственностью и ростом, найти такие формы развития, которые укрепляют важнейшие основы японской культуры. Япония - нация XXI века прежде всего потому, что она сумела сохранить традиции и наполнить их новым содержанием.
Философия выживания предполагает более серьезное отношение к традиции, к тому, что проверено веками.
Старое представление о том, что самые радикальные и революционные действия обеспечивают длительные изменения и прогресс, было совершенно ошибочным. Сегодня мы можем сказать, что эволюционное развитие, путь постепенных реформ, соответствующих природе человека и общества, более эффективен, чем революционный путь.
Координация всего сосуществующего, взаимодействие и сотрудничество гораздо более продуктивны, чем взаимоуничтожающая борьба противоположностей. Борьба и конфликты выжигают все многообразие жизни, оставляя после себя социальную пустошь. Революционный путь не гарантирует конструктивного развития, а неизбежно ведет к жертвам и разрушению.
Цивилизация будущего может быть только планетарной. Однако происходящие процессы глобализации человеческого бытия не означают и никогда не будут означать всеобщего выравнивания мышления и действий человека, ибо это противоречит его природе. Цивилизация будущего, безусловно, будет характеризоваться высокой степенью разнообразия, сохраняя аутентичность различных культур и гарантируя их полное самовыражение. Но в центре ее внимания всегда и везде будет находиться человек.
XXI век будет либо веком крайнего обострения смертельного кризиса, либо веком, когда человечество начнет свое восстановление - свое возрождение.
* * *
В заключение позвольте мне коснуться некоторых организационных аспектов нашей работы. Прежде всего, из сказанного совершенно ясно, что нам необходима целенаправленная программа исследований, которая позволила бы гораздо полнее и точнее определить набор ценностей и императивов, лежащих в основе философии выживания. Мы должны с самого начала осознать уникальную сложность этой задачи. Исследования такого рода должны интересовать и волновать не только ученых, но и политиков.
Мы должны определить ценностные цели, актуальные не только для экологических движений, но и для политиков и международных организаций. Мы не можем претендовать на роль мирового правительства. Но мы обязаны прояснить для человечества складывающуюся экологическую ситуацию и выявить зоны, запретные для деятельности человека.
Масштабы таких исследований должны выходить за рамки чисто академических интересов. Они должны быть аналогичны той программе, которую международное сообщество пытается реализовать в области разоружения, ликвидации ядерного оружия и обеспечения ядерной безопасности.
Политические лидеры должны начать исходить из того, что вопросы гармоничного развития человечества и остальной биосферы станут частью их обязанностей. Экология все больше будет становиться вопросом первостепенной важности как во внешней, так и во внутренней политике. Основные усилия в экологической сфере должны осуществляться на международном уровне. Многие экологические проблемы могут быть решены только совместными усилиями всех стран. Кроме того, государства должны нести моральную, юридическую и финансовую ответственность в зависимости от того, насколько они понимают смысл экологического императива и решают ли они локальные экологические проблемы в контексте проблем общего выживания человечества.
Наши исследования должны быть в значительной степени независимы от правительств, в действиях которых неизбежно присутствует элемент национального эгоизма. Нам нужны объективные знания, объективная информация, не подверженная влиянию переменчивых политических ветров. Те, кто ищет эти знания, должны быть независимы от национальных, религиозных, географических и других ограничений. Они должны быть ответственны перед всем человечеством.
Пришло время создать специальный институт по изучению планетарных экологических проблем. Он должен стать независимым исследовательским центром, координирующим научную деятельность национальных групп в области глобальной экологии. Целесообразно создать такой институт в рамках неправительственной организации "Зеленый крест", но при финансировании со стороны правительств. Такой смешанный правительственный/неправительственный статус позволил бы и частным донорам и фондам принять участие в этой общечеловечески значимой работе.
Исследования такого рода должны носить системный характер. Поэтому целесообразно использовать для этих целей существующий Международный институт прикладного системного анализа, расположенный недалеко от Вены. Правительства ряда стран уже финансируют этот институт.
Для утверждения новой морали в нашем распоряжении имеются эффективные средства обучения и воспитания. В их основе лежит знание, опирающееся на достоверную информацию и культурный контекст нашего времени. Человечество должно найти в себе достаточно мужества, чтобы изменить подход к воспитанию молодежи, привить ей новую грамотность, новый язык общения с природой и новые смыслы традиционных понятий.
Здесь нам придется многое начинать с нуля. Нам нужно срочно объявить конкурс на учебник по экологии для средней школы и подготовить учителей в этой области. Другая чрезвычайно важная задача - создание глобальной сети, объединяющей мировые экологические организации.
Среди ключевых проблем нашей цивилизации - разработка программы и стратегии создания ноосферы. В мире есть немало мест, которые морально готовы стать ноосферными центрами. В России такие точки можно найти в окрестностях старинных монастырей, таких как Тихонова Пустынь в Калужской области. Русская религиозная традиция вполне созвучна идеям коэволюции человека и биосферы.
Наметившаяся экологизация нашей цивилизации и необходимость энергичных действий в интересах всего мирового сообщества неизбежно приведут к многочисленным политическим последствиям. Пожалуй, самым важным из них станет постепенное изменение статуса Организации Объединенных Наций. Она неизбежно должна принять на себя некоторые функции мирового правительства. Собственно, такой процесс уже начался. Однако однажды придется пересмотреть всю структуру организации.
При ООН необходимо создать консультативный орган, поскольку работа этой организации не может быть поручена только политикам. Такой консультативный совет должен объединять не столько представителей государств, сколько представителей различных профессий, включая ученых как естественных, так и общественных наук. Это должна быть группа ученых с известным послужным списком и моральным авторитетом, мнение которых имеет авторитет для всех стран. Такой совет можно назвать Палатой профессий или Кабинетом выдающихся деятелей. Этой группе людей должно быть поручено утверждение исследовательских программ и планов глобальной образовательной деятельности. В эпоху экологического кризиса, когда человечество выступает как единый вид, прозрачность информации и доступ к ней приобретают особое значение. Поэтому, помимо разработки планетарной стратегии отношений между человечеством и остальной биосферой, Совет должен взять на себя ответственность за создание и контроль глобальной сети экологической информации.
XX век был, по сути, веком предупреждения. В силу логики исторического развития его призвание состояло в том, чтобы предостеречь человечество, подготовить его к необходимости выработки нового сознания, новых способов жизни и действия. Выполнил ли он эту роль? Нет, по крайней мере, не полностью.
Повторюсь, XX век станет либо веком крайнего обострения смертельного кризиса, либо веком возрождения человечества. В настоящее время мы ведем гонку со временем. Что произойдет дальше - критическая эскалация глобальных угроз и крах нашей цивилизации или критический рост надежд, готовности и способности международного человеческого сообщества выработать новые, подлинно гуманные правила совместной жизни, способные спасти цивилизацию через ее обновление?
Ответ на этот вопрос зависит от всех нас, живущих сегодня на этой планете.
Заявление М.С. Горбачева
на пресс-конференции в Киото 20 апреля 1993 года
Мы собрались здесь сегодня, чтобы сообщить представителям средств массовой информации о создании новой неправительственной глобальной экологической организации – Международный Зеленый Крест.
Человечество находится на переломном этапе своей истории. Мы являемся свидетелями серьезного кризиса, который может завершиться либо гибелью человечества, либо выходом к новой цивилизации. Человечество – часть единой и целостной биосферы. И впервые в истории появились признаки нарушения ее стабильности. Это выражается прежде всего в «парниковом эффекте». Нельзя допустить, чтобы изменения приобрели необратимый характер.
Совершенно очевидно, что такую проблему невозможно решить усилиями на национальном уровне. Нужно нечто качественно большее. Именно с этой целью мы собрались в этом прекрасном японском городе и провели первое заседание Совета Попечителей Международного Зеленого Креста.
Идея создания всемирной организации в защиту окружающей среды родилась три года назад на Глобальном форуме духовных и парламентских лидеров за выживание человечества, в Москве.
За прошедшее время состоялись многочисленные дискуссии специалистов в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Канаде и других странах. В июне 1992 года Всемирная парламентская встреча в верхах по проблемам экологии в Рио-де-Жанейро единогласно приняла резолюцию, учредившую в принципе Международный Зеленый Крест, и обратилась ко мне с предложением стать его первым Президентом. После глубоких раздумий я согласился с этим предложением. Я чувствую свою моральную ответственность, поскольку неоднократно выступал по вопросам охраны окружающей среды, в частности в Организации Объединенных Наций и на Глобальном Форуме в Москве.
Международная рабочая группа провела большую работу по подготовке созыва учредительной встречи Совета Попечителей. Сегодня я рад сообщить вам, что такая встреча состоялась здесь, в Киото, и приняла ряд учредительных документов. Это означает рождение Международного Зеленого Креста.
Человечество реально подошло к экологической революции, что требует глубоких размышлений и переоценки ценностей. Международный Зеленый Крест должен стать механизмом планетарного масштаба для выработки политики, адекватной вызовам времени. От Международного Зеленого Креста ждут большой интеллектуальной работы, содействия в выработке международного экологического права. Лучшие интеллектуальные силы мира будут привлечены к работе с целью оптимизировать отношения человека и среды обитания.
Международный Зеленый Крест будет работать в тесном контакте с национальными и другими экологическими организациями, оказывать им посильную помощь.
Обращение
Совета Попечителей Международной неправительственной организации
«Зеленый Крест» к народам мира, правительствам государств
На исходе великого в свершениях и трагедиях ХХ века, на рубеже второго и третьего тысячелетий прозревающий мир все отчетливее осознает серьезность угрозы, нависшей над нашей планетой. Деградация биосферы приобретает злокачественный характер. Если в ближайшие годы кардинально не изменить отношение каждого индивида и мирового сообщества ко всему комплексу экологических проблем, процесс «мирного» самоуничтожения человечества примет необратимый характер.
Это понимание побудило участников Всемирного Экологического Форума в Рио-де-Жанейро (1992 г.) поддержать призыв духовных и парламентских лидеров и учредить международную организацию «Зеленый Крест», Президентом которой дал согласие стать М.С. Горбачев.
В апреле 1993 года в Киото (Япония) собрался Совет Попечителей «Зеленого Креста» для принятия основных программных документов. Сформулированы основные задачи, принят устав «Зеленого Креста». Никакое государство уже не в состоянии в одиночку решить такие проблемы, как «парниковый эффект», спасение озонового слоя или восстановление стремительно гибнущего Аральского моря. Всемирная организация «Зеленый Крест» не подменяет собой многочисленных национальных и международных экологических групп и движений, но будет стремиться к активному сотрудничеству со всеми, кто способствует созданию новых, бережных отношений между человеком и природой.
Совет Попечителей, официально объявляя о начале деятельности всемирной неправительственной организации «Зеленый Крест», обращается к народам, правительствам, духовным и парламентским лидерам с призывом всемерно поддержать новую организацию, участвовать в работе, направленной на решение самой актуальной в наше время задачи спасения Природы и Человека.
Земля подарила нам жизнь, сохраним жизнь матери-Земле!
Выступление М.С. Горбачева на инагурации национальной организации
Международного Зеленого Креста Японии
Токио, 2 февраля 1995 года
ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
Наша давно запланированная встреча проходит в драматический для Японии момент. Страшное землетрясение болью отозвалось в миллионах сердец во всем мире. Оно еще раз напомнило нам о том, что человек - часть природы, притом весьма уязвимая. Я искренне соболезную родным и близким погибших и предлагаю почтить их память минутой молчания...
(17 января 1995 года на западе крупнейшего японского острова Хонсю в районе города Кобе произошло одно из самых разрушительных землетрясений в истории страны магнитудой 7,3 балла по шкале Рихтера. Погибли более 6,4 тыс. человек, более 40 тысяч получили увечья. – Прим.ред.)
Каждая жизнь, унесенная страшной бедой, - невосполнимая потеря, ибо каждая жизнь неповторима и уникальна, как неповторима и уникальна вообще жизнь человека, культура нашей цивилизации. Можем ли мы что-то сделать, чтобы защитить этот хрупкий цветок планетарной эволюции, не дать ему бесследно исчезнуть в безбрежном океане мироздания?
Вот об этом мне хотелось бы поделиться с вами своими соображениями.
1.
Конец нашего века характеризуется глубочайшим кризисом цивилизации, я бы сказал, ощущением невозможности связать старыми, традиционными способами идею прогресса и гуманистические ценности мировой культуры.
Кризисы такой глубины означают исчерпание духовного, культурного ресурса самого типа цивилизации, а за ним - и истирание той картины мира, которая легитимировала этот тип жизнеустройства, придавала ему статус естественного.
Человечество приближается к третьему тысячелетию. Современный человек - хочет он того или нет, готов ли он к этому или нет - человек выбирающий. Определяющий не только свою собственную долю, но и судьбу цивилизации, ее цели и нравственный смысл.
Опыт столетия, из которого мы уходим, показал, что самое трудное в выборе - не опоздать с ним, точно определить момент решения, не проскочить развилку истории. Одно из самых трагических опозданий человечества все жестче напоминает о себе. Только сейчас, через столетия экономико-технологического хищничества и потребительской эскалации мы начинаем понимать, что, вступив на этот путь, не задумываясь принесли в жертву то, без чего не сможем жить - природу, что человечество - лишь одна из составляющих биосферы.
Итак, планета и общество вступают в совершенно новую стадию своего развития. Первыми этот факт осознали естествоиспытатели. Вспомним, что еще на заре нынешнего века В.И.Вернадский первым заметил, что "человечество превращается в основную геологообразующую силу планеты". Через двадцать лет Ле Руа и Тейяр де Шарден ввели в обращение термин ноосфера. А на грани 60-х годов В.А.Ковда показал, что именно человечество является основным мусоропроизводителем: оно производит отбросов органического происхождения, т.е. исключающих этот материал из естественного кругооборота веществ, в 2ООО раз интенсивнее всей остальной биосферы. Постепенно становилось очевидным, что нагрузка на окружающую среду от человеческой деятельности превращается не просто в фактор, определяющий ее эволюцию, но и нарастет так быстро, что говорить о каком-либо равновесии биосферы и одновременно о сохранении человечества уже не приходится.
Предстоит мучительный поиск. Наши современные взгляды на особенности мирового эволюционного процесса выражаются в форме представления о коэволюции биосферы и общества, т.е, их соразвитии как абсолютно необходимом условии сохранения человека на Земле.
Вопрос о возможности такого соотношения природы и общества, т.е. вопрос о предотвращении деградации человечества, как элемента биосферы, сводится по существу к формированию новой цивилизации (или новых цивилизаций).
Естественные науки способны предвидеть общие изменения планетарной экологической обстановки, возможное изменение климата, реакцию на антропогенное воздействие и даже сформулировать многие условия экологического императива. Но - не способны предсказать реакции общества на эти изменения, его способность к переустройству соответственно с условиями экологического императива. К сожалению, и наука не предложила еще необходимого инструментария.
Положение усугубляется тем, что явно устарел и идейно-политический инструментарий нашей цивилизации. Социализм не сумел создать жизнеспособную модель общественного устройства и безнадежно забуксовал на переходе в постиндустриальную фазу развития. Либерализм еще держится, но задача создания сбалансированной модели роста ему явно не по плечу. Нет не только практики, но и теории, способной встать вровень со временем.
Где выход? Я глубоко убежден в том, что усилиями только политиков нам не спастись от надвигающейся катастрофы. Сейчас надо мобилизовать огромный потенциал доброй воли сотен миллионов женщин и мужчин. Надо сделать ставку на духовный иммунитет, врожденные защитные механизмы различных культур, создававшихся веками и тысячелетиями.
2.
Процесс саморазрушения основ цивилизованного существования и развития зашел слишком далеко, и наша реакция должна быть адекватной. Сегодня недостаточно оздоровить политический климат планеты. Надо изменить культурную, духовную рамку, в которой мы осознаем себя и окружающий мир, отделяем главное от второстепенного, определяем, ради чего жить. Другими словами, нужна новая система ценностей, этика глобальной ответственности, философия органичной включенности во вселенские процессы, определяющие общие и индивидуальные судьбы.
Рождение Международного Зеленого Креста (МЗК), по сути, стало своеобразной реакцией на новые угрозы и новые вызовы, которые встали перед мировым сообществом. Это - свидетельство необходимости и нового масштаба концептуального осмысления и практических шагов ключевой проблемы современной цивилизации.
В то же время не следует рассчитывать на какие-то "чудесные" кардинальные перемены в поведении людей. Мы не вправе требовать от человека невозможного. Лозунг переделки природы человека не менее разрушителен, чем лозунг покорения природы.
Сегодня бережное отношение к природе предполагает прежде всего бережное отношение к человеку во всем присущем ему противоречии достоинств, слабостей, страстей. Познать человека - да. Познать для того, чтобы жить в гармонии с самим собой, совершенствовать себя. Но не ломать, не переделывать, не стремиться к невозможному. Идея богочеловека - одна из самых опасных и роковых идей.
Сейчас поиск альтернатив развития, альтернативных цивилизаций - главная задача. У человечества сохранился огромный цивилизованный потенциал.
Разнообразие культур может послужить бесценным источником для формирования пространств "устойчивого развития". Мне кажется, именно на этом пути и лежит одно из решений проблемы "Север-Юг". Но это - другая тема.
Свое выступление я хотел бы сделать оптимистическим. Алармистских докладов сегодня достаточно. Бессмысленно еще и еще пугать страшными цифрами о том, что, например, сорокалетний человек съел за свою жизнь 28 килограммов ядохимикатов. Вы хорошо знаете и неприличные цифры о сверхпотреблении небольшим числом стран основной массы энергетических и природных ресурсов Земли.
Мне бы хотелось сегодня отметить те обнадеживающие ростки нового, которые позволяют надеяться на то, что человечество окажется достойным своего предназначения.
Все чаще приходится слышать о призывах в самых разных социальных группах к отказу от высокого уровня жизни, об изучении и применении норм и стиля жизни отставших народов, о доминанте природоохранительного типа развития общества, о переходе от потребительского эгоистического мышления к экоинтернациональному.
Недавно я ознакомился с результатами молодежного семинара в Братиславе, на котором были добровольно приняты обязательства изменить собственный образ жизни, взяв на себя ответственность за будущее Земли. И таких инициатив становится все больше.
Экологическая проблема - это не только проблема окружающей человека природной среды. Это проблема корректировки культурно-исторического пути человечества. Взяв несколько столетий назад курс на безграничное наращивание и удовлетворение потребностей, человечество накрепко привязало к нему не только экономику, политику, технику, науку, но и социальные нормы, правила поведения людей.
А вот нравственные критерии, долг перед всеми живущими и еще не родившимися мы не захотели сделать такими же обязательными, как критерии эффективности и пользы. Исказив тем самым природу человека, мы искривили, следовательно, и свой исторический путь.
И сейчас, припугнув нас озоновой дырой, двухголовыми телятами и СПИДом, история опять говорит человечеству: "в чем-то твой путь неверен". Испытания, которые история (а может быть, уже и природа) насылает на нашу несовершенную цивилизацию, - это сигнал, напоминание, которыми она подталкивает нас к поиску нового пути.
3.
Возможно ли в принципе создание какой-то общей универсальной модели перехода мирового сообщества к новой цивилизации? Думаю, да, но лишь в том случае, если а) она не будет очередной моделью "идеального общества; б) если эта модель окончательно отряхнет с себя груз дихотомии "социализм-капитализм"; в) если она будет базироваться на признании многообразия и глубокой взаимозависимости мира.
Я думаю, что исследования в этом направлении следует проводить в рамках Нового Мышления и развития его центральной концепции о взаимосвязанном и взаимозависимом мире.
Но в последнее время, под воздействием этнических конфликтов, возник вопрос: а не угрожает ли нам столкновение цивилизаций?
Но разве огромный опыт человечества не говорит о взаимообогащении культур, об их взаимодополняемости.
Да и едва ли существует значительная культура, про которую можно было бы сказать, что она полностью самобытна. Смешение народов в результате миграции или завоеваний имело значение для общего прогресса.
Признавая уникальность развития и накопленного исторического опыта за каждой культурой, можно указать на несомненную перспективность исследования исторических и культурных традиций разных народов для понимания интеграционных процессов в мире.
В общем, как вы уже поняли, я связываю свои большие надежды на успешное построение новой цивилизации с утверждением нового мышления, для развития которого понадобится целый комплекс новых идей.
Итак, нужен поиск.
4.
Но уже сейчас нужны практические меры.
Есть неотложная нужда в кодексе международного экологического права. Необходимо создать глобальную систему природоохранных ведомств, располагающую всеми средствами и полномочиями. Не мешает и под эгидой ООН создать экологические силы быстрого реагирования, "зеленые каски", способные защитить наиболее уязвимые экосистемы.
Необходимо всячески стимулировать природоохранную деятельность, международное экологическое сотрудничество. И использовать для этого весь имеющийся инструментарий - от налоговых скидок за разработку экологически чистых технологий до присуждения высших наград, столь же престижных, как Нобелевская премия мира.
К сожалению, программа, одобренная в 1992 году Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, находится пока под вопросом, поскольку требует крупных финансовых расходов.
Что в этой связи, мне видится, могли бы мы с вами сделать конкретно в рамках М3К?
В каких направлениях и каких областях мы вместе как партнеры могли бы поддержать нарождающиеся тенденции?
Прежде всего это проблема определения индикаторов устойчивого развития. Куда двигается цивилизация, более ли счастлив стал человек, насколько справедлива та или другая общественная система и каковы соотношения свободы и справедливости в них, сколько осталось бедных, как защищаются леса, что происходит с пустыней, какова ситуация с водой?
Известный советский фантаст Иван Ефремов считал, что в конце века у землян появится Институт горя и радости. Как бы развивая эту идею при формировании МЗК, Тур Хейердал определил стратегическую цель нашей организации в выборе критериев оценки развития цивилизации.
Почему бы нам вместе не заняться этой задачей?
Другая область сотрудничества - создание информационного банка данных для обмена новыми технологиями, отвечающих требованиям устойчивого развития, а также структур, содействующих изобретателям этих технологий.
Вообще, поддержка новых изобретений - проблема чрезвычайно деликатная, ответственная и трудная. Мне кажется, что совместное создание некоторой структуры, поддерживающей инновационные проекты, было бы чрезвычайно полезным делом.
Третья область сотрудничества - это совместное участие в создании телевизионных программ, ориентированных на пропаганду идей и принципов устойчивого развития. Мы понимаем, что мощная "четвертая власть" средств массовых коммуникаций имеет жесткие границы, создаваемые отнюдь не цензурой. Эти границы - в душе каждого человека, которая автоматически отбирает информацию и корректирует внушения.
Но я уверен, что совместными усилиями, привлекая ведущих деятелей культуры, международные организации, такие как ЮНЕСКО, мы могли бы проложить тропу к разуму человека. Мы в России уже начали готовить такую программу.
Подытоживая, хотел бы оказать, что сейчас самое время вернуться к инициативе ряда крупных деятелей культуры, которые еще несколько лет назад выступили с предложением ознаменовать вступление в третье тысячелетие общепланетарной встречей. Такая встреча могла бы стать и смотром достижений цивилизации и, одновременно, демонстрацией наработанных ею идей для будущего.
Без активных действий науки, культуры, религии политики не справятся с новыми вызовами. Ибо политика основывается прежде всего на интересе. А интеллектуальные, духовные силы человечества способны действовать, исходя из признания самоценности человеческой жизни, из вечных общечеловеческих ценностей.
Соединение одного и другого - не просто благородная задача, но императив выживания человека. |
|