17 июля 2021
Личное послание Президента СССР М.С. Горбачева главам государств – участникам встречи «большой семерки» в Лондоне июль 1991г..
Глубокоуважаемый господин Президент (Премьер-министр)!
Хочу выразить Вам свою признательность за поддержку идеи о встрече глав госу-дарств «семерки» с Президентом СССР
На нашу встречу в Лондоне я возлагаю большие надежды. Есть все основания по-лагать, что она может стать поворотным пунктом в процессе органического включения Советского Союза в мировое экономическое сообщество.
За последние годы, благодаря нашим совместным усилиям, удалось добиться серь-езного поворота от конфронтации к взаимопониманию, от подозрительности к доверию на основе признания приоритета общечеловеческих ценностей, нахождения баланса интересов. Удалось покончить с «холодной войной», погасить ряд очагов международных конфликтов и военных столкновений. Положено практическое начало процессу разоружения. Немало сделано для создания обстановки, исключающей агрессию как средство политики.
Однако в области экономических отношений заметных перемен не произошло. Мы считаем, что пришло время сделать решительные шаги, предпринять согласованные уси-лия по налаживанию нового типа экономического взаимодействия, в процессе которого советская экономика с ее огромным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом, с богатейшими природными ресурсами и колоссальным внутренним рын-ком могла бы быть интегрирована в мировое хозяйство. Это укрепило бы и позитивные политические процессы в международных отношениях.
Такая позиция не носит конъюнктурного характера и продиктована отнюдь не эко-номическими трудностями, которые переживает наша страна, – она отражает наше пони-мание реальностей современного мира. Не буду приводить аргументы в доказательство того, что движение к созданию единого, по-настоящему всемирного хозяйства отвечает общим интересам. Сегодня это очевидно.
Наш подход к органическому включению советской экономики в мировое хозяйст-во исходит из следующего:
– мы рассчитываем прежде всего на мобилизацию собственных сил и ресурсов в целях стабилизации экономики и ее включения в мировое хозяйство;
– мы считаем необходимым «встречное движение» СССР и стран «семерки», при котором крупные меры в области экономических реформ и открытия советской экономи-ки для внешнего мира подкреплялись бы встречными шагами, облегчающими осуществ-ление этих мер;
– мы выступаем за перенесение центра тяжести в экономическом сотрудничестве на прямые рыночные отношения между компаниями и банками при предоставлении необходимых гарантий и режима наибольшего благоприятствования со стороны правительств;
– мы считаем необходимым дополнить двусторонние экономические отношения активным участием СССР в системе многосторонних связей и деятельности международ-ных финансовых и иных институтов.
Мы могли бы на предстоящей Лондонской встрече заявить о нашей приверженно-сти принципам равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, о готовности сделать встречные шаги на пути интеграции советской экономики в мировое хозяйство, а также договориться о рабочих контактах по этим вопросам.
Руководство Союза ССР отдает себе отчет в том, что успешность интеграции и вы-ход на качественно новый уровень взаимодействия во многом зависят от глубины и необ-ратимости перемен, происходящих в нашей стране. В связи с этим считаю необходимым изложить свою оценку происходящих процессов, перспектив политической и экономиче-ской реформ в СССР.
Первое. Советское руководство и сегодня в достаточно сложной обстановке твердо придерживается курса на обновление общества, последовательную демократизацию всех его сфер, радикальные политические и экономические реформы. Он предусматривает:
– признание в качестве высшей социальной ценности прав и свобод личности, включая экономическую свободу;
– коренное обновление государственного устройства, федеративных отношений;
– переход к смешанной экономике и социально ориентированному рыночному хо-зяйству.
Реформы не привнесены извне, не являются результатом давления с чьей-либо сто-роны. Это наш собственный выбор, основанный на критическом анализе пройденного пути и поиске способов обновления советского общества, перспектив его движения к новой цивилизации. Вместе с тем мы считаем, что он отвечает основным тенденциям мирового развития.
Реформы, начатые первоначально «сверху» и подготовленные относительно не-большим кругом политических лидеров и интеллектуалов, стали сегодня требованием подавляющего большинства советского общества.
По всем направлениям реформирования советского общества заметно продвижение вперед. Идет формирование многопартийной системы. Гласность стала реальностью нашей жизни, необратимым завоеванием перестройки. Законодательство в области прав человека в основном приведено в соответствие с международными правовыми нормами. Начался процесс демилитаризации экономики, конверсия оборонной промышленности.
С 1988 по 1991 год ассигнования на закупку вооружений в реальном исчислении снижены на 29 %. Производство танков за этот период уменьшилось в 2,1 раза, боевых самолетов – в 1,8 раза, артиллерии – в 2,9 раза, боевых машин пехоты и бронетранспорте-ров – в 4,2 раза.
По принципиальным вопросам реформирования складывается согласие между рес-публиками, представляющими более 90 % населения страны, между основными общест-венно-политическими силами и движениями. Это убедительно демонстрируется результа-тами встреч «9+1», широчайшей поддержкой их со стороны советских людей. И напротив, попытки повернуть развитие вспять, отказаться от идеалов перестройки решительно отвергаются большинством населения страны.
Все это открывает возможности для дальнейшего движения страны по избранному пути, достижения политического согласия и консолидации.
Говоря о реальных достижениях перестройки, я вовсе не хочу упрощать проблемы и преуменьшать трудности, которые нас ожидают. Но мы полны решимости довести начатое дело до конца.
Второе. Поворотное значение для дальнейшего развития страны будет иметь за-ключение нового Союзного договора. Работа над ним практически закончена.
Достигнута договоренность о том, что в течение полугода после подписания Дого-вора будет подготовлена и принята новая Конституция Союза ССР, и в соответствии с ней еще через несколько месяцев на основе демократических выборов будут сформированы высшие органы государственной власти и управления.
Новый Союзный договор отражает волю подавляющего большинства советских граждан о сохранении СССР как единого федерального государства, выраженную на Все-союзном референдуме 17 марта 1991 года. Вместе с тем в нем получит более полное во-площение суверенитет республик в соответствии с принятыми ими декларациями и зако-нами.
В Союзном договоре четко определены права и полномочия Союза, добровольно передаваемые ему республиками, а также совместная компетенция Союза и республик.
Союз и республики будут проводить единую внешнюю, оборонную, внешнеэконо-мическую политику, а также основанную на общей валюте единую финансовую, кредит-ную, денежную, налоговую и ценовую политику. Они будут осуществлять управление энергетической системой, железно дорожным, воздушным и морским транспортом, уста-навливать основы природопользования и охраны окружающей среды, осуществлять общесоюзные программы и фундаментальные научные исследования.
Возникает вопрос: что будет с республиками, которые не подпишут новый Союз-ный договор? Мы будем решать все возникающие проблемы на правовой, конституцион-ной основе и действовать не силовыми, а демократическими методами с учетом свободного волеизъявления населения. На договорной основе, с учетом норм и принципов международной практики будут отрегулированы экономические отношения между ними, оборонные, имущественные и другие вопросы.
Третье. Оставив сомнения и колебания, мы прочно встали на путь радикальной экономической реформы. Завершается создание правовой основы для функционирования рыночной экономики. Начался процесс разгосударствления и приватизации, либерализа-ции цен. Создается сеть коммерческих банков, товарных бирж и других институтов ры-ночной инфраструктуры.
Осознавая историческую ответственность перед своим народом и перед миром, ру-ководство СССР видит свою задачу в том, чтобы ускорить осуществление радикальных экономических преобразований.
В то же время мы не имеем права на необоснованный риск, вынуждены тщательно взвешивать каждый шаг. Приходится считаться:
– с состоянием общественного мнения в стране;
– с неподготовленностью к условиям рынка широких слоев населения;
с крайне высокой степенью монополизации народного хозяйства, утяжеленной, де-формированной структурой экономики, в которой современные технологии и высококва-лифицированные кадры оказались сосредоточены в отраслях военно-промышленного комплекса;
– с отсталой системой коммуникаций, неразвитой сферой услуг и запущенностью отраслей агропромышленного комплекса.
Осуществление экономических реформ осложняется серьезным спадом производ-ства и нарастающей инфляцией.
За прошедшие шесть месяцев нынешнего года произведенный национальный доход сократился на 11 %, объем промышленного производства – на 5, 8%, в том числе производство товаров народного потребления – на 4 %, розничный товарооборот в реальном исчислении – на 12,2 %. Остро ощущается нехватка продовольственных товаров, товаров детского ассортимента, лекарств.
В кризисном состоянии находится финансово-кредитная система. Нарастает дефи-цит государственного бюджета. Сократились экспортные поставки и валютные доходы.
Несмотря на то, что в мае-июне падение производства приостановилось, угроза дальнейшего спада сохраняется. Трудности, которые выпадут при этом на долю населе-ния, могут оказаться чрезмерными, чреватыми крупными социальными конфликтами и опасностью для демократических преобразований.
Создавшаяся ситуация потребовала разработки специальной антикризисной про-граммы, призванной стабилизировать экономическую ситуацию в стране. При ее подго-товке были решительно отвергнуты рекомендации отложить на неопределенное время переход к рынку, попытаться выйти из кризиса иным путем. Мы придерживаемся твердого убеждения, что преодоление кризиса возможно только на основе решительного перехода к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации собственности, снятия всевозможных запретов и ограничений, стимулирования трудовой и деловой активности, поддержки и защиты предпринимательства.
Хочу особенно подчеркнуть, что программа – результат совместной работы Каби-нета министров и правительств 13 республик. Ее осуществление направлено на предот-вращение дальнейшего разрушения народного хозяйства и восстановление нормальной работы прежде всего в отраслях жизнеобеспечения населения. Намечаются крупномас-штабные меры:
– по макроэкономической стабилизации, оздоровлению финансов и денежного об-ращения;
– по либерализации цен, нормализации потребительского рынка;
– по разгосударствлению, приватизации и демонополизации производства;
– по осуществлению земельной реформы;
– по обеспечению открытости экономики в отношении мирового рынка.
Программа совместных действий Кабинета министров СССР и республик является документом открытым, гибким. Она рассчитывалась в основном на внутренние возмож-ности, но при соответствующих условиях, прежде всего при выходе на новый уровень нашего взаимодействия, может быть серьезно радикализирована.
Синхронизация наших общих усилий существенно облегчила бы решение нако-пившихся задач, уменьшила социальные издержки в процессе перехода к рынку, позволи-ла сохранить и упрочить достижения демократизации. С этой целью можно было бы соз-дать совместные научно-экспертные группы с участием международных финансовых ор-ганизаций для обсуждения соответствующих проблем и разработки рекомендаций.
Четвертое. Среди первоочередных наиболее важными мы считаем меры по макро-экономической стабилизации, в области финансов и денежного обращения.
Пока ситуация в этой сфере в силу разных причин складывается неблагоприятно. В первом полугодии текущего года дефицит бюджета страны значительно превысил намеченный предельный уровень.
В целях оздоровления финансов и денежного обращения:
– с 1 июля проводятся более жесткий режим финансирования расходов бюджета, сокращение в реальном исчислении финансирования военных и других государственных расходов вплоть до приостановления реализации отдельных социальных программ;
– намечено дальнейшее сокращение инвестиционных программ за счет приоста-новления сооружения объектов с низким уровнем готовности и концентрации ресурсов на важнейших объектах базовых отраслей, а также предприятий и производств, ориентированных на выпуск товаров народного потребления;
– принимаются меры по укреплению доходной базы бюджета. В частности, пред-полагается повысить налог на прибыль предприятий, которая в результате реформы цен значительно возросла, а также ввести акцизы на бензин и газ. Кроме того будет осуществ-лено перераспределение доходов между различными уровнями бюджетов с целью обеспе-чения их расходов источниками финансирования;
– в целях покрытия бюджетного дефицита предусматривается осуществить выпуск и реализацию на рыночных условиях среди предприятий и населения государственных ценных бумаг, а также привлечь средства предприятий на цели приватизации.
В 1992 году будет проведена согласованная с республиками налоговая реформа, предусматривающая разграничение полномочий Союза и республик в налогообложении, расширение круга объектов обложения, введение налога на добавленную стоимость, до-полнительных акцизов, а также новых таможенных пошлин. Дефицит бюджетной систе-мы должен составить в 1992 году не более 5-6 % ВНП СССР.
В целях нормализации денежного обращения ужесточается кредитная политика за счет повышения учетной ставки (до 12%) и норм обязательного резервирования средств коммерческих банков в Госбанке. Одновременно вводятся лимиты на предоставление банками кредита, предназначенного на покрытие бюджетного дефицита.
Макроэкономической стабилизации будет способствовать дальнейшая либерализа-ция цен, в том числе розничных.
Уже в этом году удельный вес нерегулируемых государством цен в общем товаро-обороте страны может быть доведен примерно до 70 % против 40 % ныне. При либерали-зации цен будут значительно сокращены бюджетные субсидии.
Одновременно намечено усилить контроль за доходами населения, включая усиле-ние регулирования уровня оплаты труда на основе соглашений между правительством и профсоюзами, проведения частичной индексации доходов населения в связи с ростом розничных цен.
В целях социальной защиты прежде всего малообеспеченных слоев населения пре-дусматривается возможность использования нормированного распределения ограничен-ного круга товаров первой необходимости.
В сложившихся условиях масштабы либерализации цен будут зависеть от возмож-ности проведения «товарных интервенций», способных сдержать чрезмерный рост цен, сбить ажиотажный спрос и стабилизировать потребительский рынок. Для этого мы попы-таемся мобилизовать все внутренние ресурсы. Но одних их, видимо, будет недостаточно, и большую помощь здесь могли бы оказать поставки из-за рубежа.
Пятое. Сложная экономическая и финансовая ситуация в стране в немалой степени обусловлена обострением проблемы внешнего долга.
Если общий его размер в свободно конвертируемой валюте (свыше 65 миллиардов долларов на середину 1991 года) по сравнению с масштабами нашей страны не столь ве-лик, то его состав, в котором около половины составляют краткосрочные и среднесрочные кредиты с высоким уровнем процента, вызывает серьезную обеспокоенность. Вместе с сокращением экспортных ресурсов это привело к тому, что на погашение долга и уплату процентов идет более половины валютной выручки страны в свободно конвертируемой валюте. Вынужденная необходимость снижения импортных закупок уже привела к заметному спаду производства в легкой и пищевой промышленности, в машиностроении, нефте- и газодобыче, в химии.
Без разрешения проблемы внешнего долга нам крайне сложно выйти из экономического кризиса, добиться макроэкономической стабилизации, осуществить крупные акции по переходу к рынку. Без этого нам трудно нормализовать экономические связи по всем линиям с восточноевропейскими странами.
Мы исходим из того, что решать валютно-финансовые проблемы нам предстоит прежде всего собственными усилиями. Предпринимаются меры по наращиванию экспор-та. Проводится работа по рационализации импорта. Делаются шаги по формированию валютного рынка, установлению более реального курса рубля, переходу к его конвертируемости.
Для нашей страны нет вопроса – платить или не платить. Все долги и все платежи по обслуживанию кредитов будут выполнены. Это у нас общее мнение с республиками. В то же время мы рассчитываем на благоприятное отношение лидеров «семерки» и международных финансовых институтов к предложениям о консолидировании и реструктурировании нашего внешнего долга.
Мы готовы рассмотреть и другие возможности решения проблемы долга, в том числе изучить идею перевода части его в иностранные инвестиции на территории СССР.
Шестое. Решающим условием перехода к рынку мы считаем разгосударствление и приватизацию собственности, демонополизацию экономики. Советский Союз широко использует опыт других стран, уже осуществивших или осуществляющих переход к рынку. Разумеется, мы воспринимаем этот опыт с учетом наших особенностей и исторических традиций.
Наш выбор сделан: мы за смешанную экономику, за равноправие всех форм собст-венности – государственной и частной, всех разновидностей собственности. Все они те-перь находятся под защитой закона, для всех создаются равные условия, обеспечивается свободное рыночное соперничество.
В первую очередь предусматривается осуществить «малую приватизацию» – путем продажи государственных магазинов, ресторанов, организаций сферы услуг, небольших предприятий и производств частным лицам, кооперативам, трудовым коллективам, совместным предприятиям и иностранным фирмам. Государство будет содействовать этому процессу.
До конца 1992 года имеется в виду приватизировать в той или иной форме примерно 80 % общего числа предприятий розничной торговли, общественного питания, сферы услуг и ряда других отраслей.
«Большая приватизация» будет проводиться прежде всего путем преобразования крупных и средних предприятий в акционерные общества, различные паевые товарищества, коллективные предприятия. В приватизации смогут принять участие не только советские, но и иностранные физические и юридические лица.
В качествепервого шага в ближайшие месяцы будет начат процесс коммерциализа-ции предприятий. Мы понимаем под ним освобождение государственных предприятий от прямого административного управления и перевод их работы на коммерческую основу. В результате эти предприятия, равно как и предприятия других форм собственности, будут целиком отвечать за результаты своей финансовой деятельности и действовать по правилам рыночной экономики.
Разгосударствление и приватизацию предусматривается осуществлять параллельно с поощрением предпринимательства, с демонополизацией экономики, развитием конку-ренции.
По Закону о предпринимательской деятельности, принятому Верховным Советом СССР, свобода такой деятельности распространяется как на юридических лиц, так и на отдельных граждан. Легализовано частное предпринимательство с применением наемного труда.
На обсуждении в Верховном Совете СССР находится проект Закона об основах антимонопольного законодательства. Он будет принят в этом месяце.
Масштабы свободного рыночного обмена будут неуклонно увеличиваться в связи с последовательным снижением объемов государственных заказов. Их оставшаяся часть будет размещаться на выводных для предприятий условиях, по контрактным ценам.
В деле приватизации мы также рассчитываем на участие иностранного капитала. Финансовое содействие программе разгосударствления и приватизации может вылиться в участие зарубежных компаний, фирм, коммерческих банков в приобретении в СССР акций, ценных бумаг, имущества. Мы приветствовали бы создание фондов для осуществления приватизации и поддержки советских предпринимателей, в том числе малого бизнеса. Мы готовы пойти на создание названных фондов под совместным управлением советских и западных банков.
Седьмое. Особое значение мы придаем осуществлению земельной реформы и ра-дикальному преобразованию форм собственности и хозяйствования на селе. Главным критерием в выборе экономических форм хозяйствования является добровольность. Если крестьяне захотят остаться в хорошо работающем колхозе или совхозе – это их право. А если они хотят отделиться со своим наделом, такая возможность им тоже дана.
Земля предоставляется за плату или на льготных условиях в бессрочное пользова-ние с правом наследования отдельным семьям или небольшим кооперативам для органи-зации фермерских хозяйств. Для их поддержки вводится льготный кредит, организуются земельные банки.
Хочу специально отметить, что условия землепользования в разных регионах но-шей страны весьма различны. Одно дело – республики с сохранившейся традицией хутор-ской системы, а другое дело Средняя Азия с высокой плотностью сельского населения в условиях ирригационного земледелия. Каждая республика сама решает с учетом свобод-ного волеизъявления своих граждан, будет ли в ходе земельной реформы осуществляться переход к долговременной аренде земли с правом наследования или будет вводиться ча-стная собственность на землю.
Международное содействие в этой сфере может выражаться в консультативной помощи, в льготной продаже техники для небольших фермерских хозяйств, минизаводов-по переработке сельскохозяйственной продукции, а также путем создания специальных фондов поддержки и содействия фермерским хозяйствам.
Восьмое. Руководство СССР исходит из того, что переход к рынку, преодоление сегодняшних трудностей невозможны без открытия экономики, либерализации внешне-торговых связей, свободного передвижения товаров, рабочей силы и капиталов. Опреде-ленные шаги в этом направлении нами сделаны. И хотя этот процесс идет непросто, мы твердо намерены держать курс на открытость советской экономики.
Мы прилагаем и будем прилагать усилия по привлечению иностранного капитала. В принятом недавно Законе об иностранных инвестициях предусмотрены правовые нор-мы, общепризнанные в мировом сообществе, в том числе право покупки акций, организа-ция предприятий со 100 % иностранной собственности, длительная аренда земли и при-родных ресурсов, концессии. Этот Закон снимает многие существующие до сих пор пре-пятствия. Создается льготный режим инвестирования средств в нашу экономику.
В долговременном плане мы предлагаем осуществление ряда крупных проектов, связанных со структурной перестройкой советской экономики, которые могли бы пред-ставлять интерес для западных компаний и банков. Учитывая национальные потребности СССР и интересы наших партнеров, мы предлагаем программы сотрудничества в сле-дующих областях:
– конверсия оборонной промышленности;
– топливно-энергетический комплекс;
– продовольствие;
– инфраструктура рынка;
– защита окружающей среды;
– исследования и разработки;
– кадры и образование.
В данном случае речь идет о нашем широком и взаимовыгодном сотрудничестве с иностранным капиталом. Реализация названных программ сулит их участникам укрепле-ние позиций на внутреннем и международном рынке, стабильную загрузку мощностей и немалую прибыль. Поэтому мы рассчитываем на коммерческий интерес частных корпо-раций и банков.
Что касается правительств Советского Союза и заинтересованных в осуществлении этих программ стран, то они могли бы оказать поддержку данных крупномасштабных проектов на основе принятых в мировом сообществе норм.
Девятое. Одно из основных направлений нашей интеграции в мировое хозяйство – конвертируемость рубля. В качестве первого этапа на этом пути мы намечаем введение частичной конвертируемости. Она предполагает переход от существующей централизо-ванной системы распределения валютных ресурсов к их свободной купле-продаже по единому рыночному курсу, в том числе при репатриации прибыли.
Возникает вопрос о сроках проведения такой работы. Буду откровенен и скажу, что и здесь мы рассматриваем два возможных сценария.
По первому из них частичная конвертируемость рубля вводится без использования внешней финансовой поддержки. В этом случае переход будет зависеть от того, насколько быстро и успешно пойдут внутренние рыночные преобразования экономики, преодоление кризисной ситуации. По оценкам специалистов, процесс может растянуться на ряд лет. Это явно замедлит и другие наши шаги по переходу к рынку.
По второму сценарию переход к конвертируемости рубля будет осуществляться при международной финансовой поддержке. В этом случае частичная конвертируемость рубля и либерализация внешнеторгового режима могут осуществляться форсированно с начала 1992 года. Такая поддержка могла бы выразиться в образовании международными финансовыми институтами специального стабилизационного фонда, который использо-вался бы (в случае необходимости) для поддержания экономически приемлемого курса рубля и регулирования колебаний соотношения спроса на валюту и ее предложения. Кон-вертируемость рубля качественно изменит весь экономический механизм, окажет сущест-венное влияние на процесс внутреннего ценообразования и либерализации цен. Поэтому полагал бы целесообразным создать с участием специалистов международных финансо-вых организаций и СССР совет по мониторингу процесса перехода к конвертируемости рубля.
Десятое. Составной частью включения советской экономики в мировое хозяйство является участие СССР в деятельности международных экономических организаций. Мы положительно расцениваем то, что наша страна получила статус наблюдателя в ГАТТ и стала учредителем Европейского банка реконструкции и развития. В нынешнем году ак-тивизировались контакты, связанные со вступлением СССР в Международный валютный фонд и Мировой банк. Мы понимаем, что для вхождения в эти ключевые для мировой финансовой сферы организации потребуются существенные шаги с нашей стороны.
Мы готовы уже сегодня предоставить МВФ экономическую информацию, преду-смотренную международными нормами, привлечь иностранных специалистов к работе над перестройкой нашей экономики, совместно с республиками обеспечить безусловные гарантии иностранным инвесторам.
В связи с переходом к рынку особое значение приобретает развитие связей Совет-ского Союза, в т.ч. и входящих в него республик, с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Мы считаем весьма перспективным путь развития договорных отношений СССР и Европейского сообщества. Думается, что такое сотрудничество является стержневым эле-ментом в плане формирования будущей единой Европы.
К числу приоритетных направлений нашей внешнеэкономической политики отно-сится также сотрудничество с государствами и региональными экономическими органи-зациями Азиатско-тихоокеанского региона.
* * *
Таковы некоторые соображения о перспективах политической и экономической реформы в СССР и о возможных направлениях международного содействия их осуществ-лению.
Изложенная мною концепция вобрала в себя результаты широких дискуссий как в Советском Союзе, так и за рубежом, выводы и расчеты ряда официальных и инициатив-ных программ.
Кроме Программы совместных действий Кабинета министров СССР и прави-тельств республик в ней учтены выводы и рекомендации, высказанные в парламентских дебатах в Верховном Совете СССР и Верховных Советах республик; заключения экспер-тов МВФ, МБРР, ОЭСР, ЕвБРР, а также Комиссии Европейских сообществ; программа, разработанная группой советских экономистов при участии ученых из Гарварда; материа-лы последней конференции «Союза взаимодействия» (Шмидт, Трюдо, Жискар д’Эстен, Киссинджер, Каллагэн и др.); выводы из обсуждения на разных уровнях проблем пере-стройки с видными зарубежными государственными и общественными деятелями.
Концепция получила одобрение высших руководителей девяти союзных респуб-лик, и мною получен своеобразный мандат для переговоров с лидерами «семерки».
В заключение хочу выразить надежду, что сложившиеся за последние годы взаи-моотношения между нами, личный контакт и откровенный обмен мнениями позволят найти разумные и приемлемые подходы к поставленным вопросам. Что касается конкретных решений, то они могли бы быть подготовлены группами экспертов и специалистов, а затем отражены в межправительственных и иных соглашениях.
Одновременно с посланием направляю Вам пакет предложений по программам экономического и научно-технического сотрудничества, а также перечень законодатель-ных актов СССР по вопросам перехода к рыночной экономике и соблюдения прав и сво-бод человека.
С искренним и глубоким уважением
Президент СССР
Горбачев