Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Новости

К списку новостей
29 декабря 2021

Интервью профессора СПбГУ Александра Пученкова газете «Санкт-Петербургские ведомости»

Некролог великой стране. Историк – о распаде СССР

Это событие, безусловно, памятно многим. Тридцать лет назад, 21 декабря 1991 года, на встрече руководителей союзных республик в Алма-Ате была подписана декларация, один из пунктов которой гласил: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Через несколько дней, 25 декабря, в отставку ушел президент СССР Михаил Горбачев. Вместо красного флага над Кремлевским дворцом был поднят российский триколор.Как отмечает наш постоянный эксперт доктор исторических наук профессор СПбГУ Александр ПУЧЕНКОВ, с Советским Союзом его граждане простились буднично. Большинство из них совершенно искренне надеялись, что в самом ближайшем будущем начнется иная, счастливая, жизнь, о судьбе СССР и уж тем более его президента не желал думать никто.

– Александр Сергеевич, припоминаю, что в конце лета в публикации на полосе «История», посвященной августовскому путчу 1991 года, вы отмечали, что после него СССР был уже обречен...

– Да, повторю: путч фактически обнулил и уничтожил все, что Горбачеву с таким трудом удалось достигнуть в рамках «новоогаревского процесса» по подготовке нового Союзного договора.

Дальше развитие событий в немалой степени определялось личным противостоянием Горбачева и Ельцина. До августа 1991 года они дрались за власть: Борис Николаевич давил, Михаил Сергеевич увещевал, но все осознавали, что реальная власть была за президентом СССР. И хотя Горбачев считал Ельцина опасным авантюристом (об этом он говорил бесчисленное количество раз), на определенном этапе сложившееся соотношение сил устраивало обоих. Но после путча все изменилось.

В августе нынешнего года последний пресс-секретарь президента СССР Андрей Грачев в одном из своих интервью сказал справедливую фразу: «Горбачев вернулся из Фороса в Москву заложником Ельцина». Действительно, советского лидера освобождали из изоляции люди Ельцина. Собственная же команда Горбачева выступила против него, предала его, и, собственно говоря, после путча с ним остались лишь немногие, но самые верные: Евгений Примаков, Александр Яковлев, Эдуард Шеварднадзе...

После провала путча Горбачев находился под колоссальным давлением победивших демократов. Он пытался спасти свое реноме, сложил с себя обязанности генсека ЦК КПСС, но этого уже было недостаточно. Ельцина, который после августа 1991 года достиг пика популярности, воспринимали как народного героя, и тот стремился забрать всю власть себе. Он в категорической форме вытребовал у Горбачева право согласовывать все высшие назначения в СССР.

По сути, в августе – декабре 1991 года в стране было два «сопрезидента». При этом «старший» Горбачев в действительности, скорее, был «младшим». И по популярности, которая неуклонно снижалась, и по объему власти.

– Но все это, в конце концов, вопрос личных амбиций двух политиков. При чем тут судьба единого государства?

– Огромная беда в том, что для огромного числа граждан страны Советский Союз стал ассоциироваться именно с непопулярным в ту пору Горбачевым. Многим очень хотелось избавиться от него, а получилось, что в результате избавились от СССР...

На протяжении четырех месяцев после провала путча происходила, по сути, агония, затронувшая и власть президента СССР, и весь союзный центр. Под нажимом российских властей был практически ликвидирован КГБ, разгромлены союзные силовые структуры. Горбачеву фактически даже запретили создать правительство СССР, и четыре месяца страна жила без правительства. Действовал не очень понятный Межреспубликанский экономический комитет, фактически безвластный.

По большому счету после августа 1991 года уже никто не воспринимал Союз существующим. Хотя формально его покинули только три прибалтийские республики, независимость которых теперь была признана и Советским Союзом, и всем миром.

Если мы посмотрим прессу того времени, которая была практически полностью настроена проельцински, то очень часто встретим выражение «бывший Союз». И это осенью 1991 года, когда юридически он еще существовал, а Горбачев оставался его президентом!.. В это время весьма влиятельная четвертая власть уже писала некрологи Союзу ССР.

Подытоживаем. Осенью 1991 года во главе СССР стоял крайне непопулярный президент. Ельцин в своем кругу не раз называл его «политическим трупом». В сентябре о временном приостановлении своей деятельности объявил Съезд народных депутатов СССР, который, по действовавшей тогда Конституции, являлся высшим органом власти. Союзный Верховный совет продолжал заседать, но он был не столь влиятельным, как съезд. Кроме того, во главе парламента не было такого сильного спикера, как томившийся в «Матросской тишине» пособник «путчистов» Анатолий Лукьянов.

Читать далее

 
 
 

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги