18 мая 2020
Анатолий Черняев: В «новом мышлении» Горбачева Папа нашел что-то сходное своим размышлениям. Горбачев, в свою очередь, в выступлениях Иоанна-Павла II увидел нечто, совпадающее с его идеями и намерениями…В лице Папы Иоанна Павла II мы имеем дело с соединением должности и личности.. Во-первых, окажись на его месте другой, ничего бы такого важного для всего мира не было сделано – от Латинской Америки до буддистской Индии, до Японии. По urbi et orbi, по городам и весям не прошествовал бы этот экуменический призыв. Папа сумел превратить это движение в серьезный фактор, причем не только и не столько религиозный, но в равной степени политический и нравственный. Он совершил множество поездок и во всех храмах молился за объединение человечества. …С государством Ватикан у Советского Союза отношений не было. Были спорадические контакты. Была довольно энергичная попытка сблизиться в 1962 году, инициированная зятем Хрущева Аджубеем. Но потом она была выставлена Никитой Сергеевичем как «криминал». При Брежневе в Ватикане время от времени появлялись наши журналисты. Их принимал Папа Павел VI, который наследовал Иоанну ХХ. Но Папа Павел VI пробыл на престоле всего около года, а после него пришел Войтыла (Иоанн Павел II). Контакты продолжались на уровне журналистов и общественных деятелей низкого ранга. Советское руководство при Брежневе относилось к этому либо с безразличием, либо отрицательно. Никаких инициатив на этот счет не проявляло и не нуждалось в этом. …Журналисты ходили в Ватикан, а потом докладывали кому надо. Вот «правдисты» имели выход на самый верх со своим собственным шифром, а «известинцы» не всегда имели свой шифр, только когда корреспондент одновременно «состоял при погонах». Из «гнезда мракобесия и реакции» они докладывали прямо на Лубянку. Были у нас и другие разногласия с Ватиканом, кроме идеологических. Проблема заключалась в том, что граница наша с Польшей не совпадала с границами католических епархий. Епархия на территории Польши и Западной Украины. …Папа Иоанн-Павел II поставил этот вопрос перед Горбачевым. Ватикан – не рядовое государство. Это – выражение власти и авторитета Католической Церкви среди сотен миллионов людей во всем мире. Налаживание дипломатических отношений – это канал для регулярного общения с Папой, а значит, и с католическим миром. С такой силой необходимо было иметь нормальные отношения. Ватикан, в принципе, против этого не возражал. Каждого более или менее значительного советского человека, появлявшегося в Риме, если он просил аудиенции в Ватикане, принимали – либо кардиналы, либо сам Папа. Открылся туннель легализации отношений с центром католического мира. …Он возник в контексте новых отношений с церковью. Горбачев провозгласил в своем «новом мышлении» свободу совести. Не просто «ля-ля», когда в Конституции все есть и все правильно записано, а на деле – всех давили и реальной свободы совести не было. Он решил вернуть этот пункт Конституции к жизни. Ипригласил к себе Патриарха Алексия II. И хорошо поговорили. Примерно так: «У нас светское государство. То, что положено кесарю, – кесарево. Пожалуйста, в эти дела не лезьте. А то, что Богово, – пожалуйста, занимайтесь всем этим. Я постараюсь, чтобы РПЦ получила какую-то компенсацию за то, чего вас лишили после 1917 года. Во всяком случае, вы получаете полную свободу для религиозной деятельности в светском государстве». Таков смысл сказанного. Папский легат кардинал Казароли встречался с Горбачевым именно в контексте реализации свободы совести в Советском Союзе. Государственный секретарь Ватикана Казароли появился в Москве в связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси (1988 г.). Горбачев не мог и не должен был отказываться от встречи с ним. Как он мог отказаться принять посла Папы, который уже завоевал всемирный авторитет, который объявил себя по существу объединителем человечества? Он посетил уже синагогу, мусульманские святыни. Он заявил себя противником войны, осудил эксплуатацию человека человеком, насилие. … Папа не раз говорил: на Западе тоже очень много несправедливости, и вообще человечество должно понять, что наступило время, когда надо друг с другом разговаривать, надо учиться друг друга понимать. В «новом мышлении» Горбачева Папа нашел что-то сходное своим размышлениям. Горбачев, в свою очередь, в выступлениях Иоанна-Павла II увидел нечто, совпадающее с его идеями и намерениями. Горбачеву нужен был контакт с этим человеком, обладающим моральным авторитетом и уважением во всем мире. …Горбачев тоже занимался своего рода прозелитизмом. Да-да! Он навязывал свои идеи, идеи нового мышления, всему миру. Навязывал их Рейгану, навязывал их Тэтчер… Это – естественный и единственный путь для настоящего, стоящего политического деятеля, которому есть что предложить идейно мировому сообществу. Требований «прекратите ущемлять наши интересы!» недостаточно. И Горбачев добился очень многого. Он не мог пройти мимо Папы, не мог игнорировать Ватикан. Ватикан, конечно, не был конкурентом Горбачева, но они вместе работали в одном и том же направлении - для того, чтобы эти фронты, идеологические и политические, в конце концов превратить в собеседников. Наладить мировой диалог. И сделали все, он начался. Сейчас это признано всем миром. Похороны Папы Иоанна Павла II (8 апреля 2005г.) – лучшее тому свидетельство. Одномоментно человечество почувствовало, что оно едино. Несмотря на все барьеры – идеологические, религиозные, расовые и национальные. Все понимают, что Католическая Церковь – это сила, не только религиозная, моральная, но и политическая сила. И экономическая тоже. Это очень богатая организация. Но очень важно, что ее возглавил человек морали. Папа – образец соединения нравственности с политикой. А Горбачеву «холодную войну» удалось закончить благодаря включению морального элемента в политику. Иначе бы этого не произошло. И какое-то время этот принцип работал. …Я думаю, что Горбачев и Папа шли в одном и том же направлении. Не было бы Горбачева, и Папе не удалось бы сделать так много, и наоборот, не было бы Папы, и Горбачеву не удалось бы добиться таких результатов от политики «нового мышления». …Цель Горбачева была разоблачить представления о нас как об «империи зла». Разоблачить опасения в том, что нас надо продолжать бояться. Еще Тэтчер его предупреждала: «Мы вас боимся. Никак не ожидали, что нападете на своих союзников - а вы напали на Чехословакию. Мы никак не рассчитывали, что вы нападете на Афганистан, зачем вам это нужно, нас бы спросили, мы знаем, что из этого выходит». После подобных бесед Горбачев заявил на Политбюро: «Мы-то думаем, что все прогрессивное человечество нас обожает. И считает, что мы действительно миролюбивые, что хотим мира, что нас поддерживают. А на самом деле нас боятся. Товарищи дорогие, нас боятся! Вот от этого мы должны избавиться». Вот Горбачев и через Папу хотел сказать: «Мы нормальные люди, и не надо от нас шарахаться». Его книга о перестройке начинается со слов: «Я пишу для того, чтобы нас поняли». И в этом смысле ему нужен был Папа, который должен был сказать: «Да, так оно и есть». И это сработало. В отличие от Рейгана, который не сразу поверил Горбачеву… Если бы контакты с Папой произошли раньше, то этот мудрый человек все равно понял бы все, несмотря на разногласия. Вернувшись от Папы, Горбачев говорил с Алексием II о том, что Папа дал согласие приехать в Советский Союз и что это должно быть совместное с РПЦ приглашение. Однако когда стал разваливаться Советский Союз и Украина стала отходить от Союза, то пять миллионов униатов, разгромленных Сталиным, заявили, что они отказываются признавать Московскую Патриархию и хотят вернуться в лоно Ватикана. произошли серьезные столкновения между верующими, когда униаты стали силой забирать себе храмы... Алексий II отозвал свое обещание Горбачеву поддержать приглашение Папы в Советский Союз. Разгорелся скандал: Римско-Католическую Церковь обвинили в прозелитизме: она, мол, претендует на чужую паству, на чужое имущество. Фактически тогда Московская Патриархия повторила демарш Ивана Грозного: «Мы – Третий Рим. А они тут самозванцы!» К слову сказать, если вы боитесь, значит, не чувствуете за собой идейной силы, не рассчитываете на собственное влияние. Это комплекс неполноценности. Отсюда и довольно циничная апелляция к административному ресурсу в мирских делах РПЦ, в утверждении себя в качестве «института» государственной структуры Российской Федерации.
"Деловые люди", №170, май, 2005 г
Анатолий Сергеевич Черняев(1921-2017) - историк и политический деятель, замзав Международного отдела ЦК КПСС, а затем помощник Генерального секретаря КПСС и президента СССР Михаила Горбачева |
|