1 апреля 2020
ГОРБАЧЕВ - ФОНД ОНЛАЙНМ.С. Горбачев. Из Нобелевской лекции, 1991 г.
Мир сейчас предполагает восхождение от простого сосуществования к сотрудничеству и сотворчеству стран и народов. Мир - это движение к всеобщности, универсальности цивилизации. Никогда раньше истина о неделимости мира не была так справедлива, как сейчас.
Мир - это не единоподобие, а единство в многообразии, сопоставлении и согласии разностей. И в идеале мир - это отсутствие насилия, этическая ценность.
…Движение к цивилизации XXI века не будет, конечно, ни простым, ни легким. От тяжелого наследства прошлого, от угроз, созданных в послевоенные годы, нельзя избавиться в один день. Мы переживаем момент поворота …и находимся лишь в начале нового, надеюсь, в основном мирного, длительного периода в истории цивилизации.
…На пути к прочному миру много уже видимых препятствий и опасностей:
— усиление национализма, сепаратизма, дезинтеграционных процессов в ряде стран и регионов;
— нарастающий разрыв в уровне и качестве социально-экономического развития «богатых» и «бедных» стран; сами грозные последствия этой бедности сотен миллионов людей в условиях, когда информационная прозрачность позволяет видеть, как живут в развитых странах…
— угрожающе быстрое накопление издержек прежних форм прогресса: опасность экологической катастрофы, истощение источников энергии, сырья, неуправляемая перенаселенность, общемировые эпидемии, наркомания и т.д.;
— расхождение между в принципе миролюбивой политикой и эгоистической экономикой, тяготеющей к своего рода «технологической гегемонии». Если расхождение этих векторов не преодолеть, дело пойдет к распаду цивилизации на несовместимые сектора;
— дальнейшее совершенствование современного оружия, пусть под предлогом укрепления безопасности. Это чревато не только новым витком гонки вооружений, гибельной перевооруженностью многих государств, но и окончательным разрывом между процессом разоружения и развития, более того — подрывом основ и критериев нарождающейся новой мировой политики.
Как мировому сообществу справиться со всем этим? Все это задачи неимоверно сложные. Откладывать их нельзя. Завтра может быть поздно.
Убежден: для их решения нет иного пути, как отыскать и освоить неординарно новые формы взаимодействия. Мы попросту обречены на такое взаимодействие. Иначе не укрепить позитивные тенденции, которые возникли, набирают энергию и жертвовать которыми мы просто не вправе.
Но для этого все члены мирового сообщества должны решительно избавиться от стереотипов и побудительных мотивов, вскормленных «холодной войной», от привычек выискивать друг у друга слабые места и использовать их в собственных интересах. Уважать особенности и различия, которые будут всегда, даже тогда, когда права человека и свобода народов будут соблюдаться повсеместно. Не перестаю повторять: преодоление конфронтации позволяет превратить различия в источник здорового соревнования, в важный фактор прогресса. Это — стимул к взаимному изучению друг друга, к обменам, предпосылка роста взаимного доверия.
Из Обращения М.С. Горбачева к участникам Форума Нобелевский лауреатов в Хиросиме, 2010г.
Сегодня главные вызовы человечеству – это угроза климатической катастрофы, деградация окружающей среды, массовая бедность, порождающая экстремизм, миграционные потоки, недееспособность государственной власти, болезни и эпидемии, организованная преступность, наркоторговля, массовые нарушения прав человека. На эти вызовы нет военного ответа. И мы не должны оставаться безучастными, когда государства вместо того, чтобы решать эти проблемы, продолжают бессмысленные расходы на вооружения, в особенности ядерные.
Милитаризм, это тяжелейшее наследие XX века, не раз ставивший нашу планету на грань катастрофы, должен навсегда остаться в прошлом, а принцип мирного урегулирования споров должен стать абсолютным императивом в международных отношениях. Лишь в этом случае мир… будет безопасным и справедливым.
Из книги М.С. Горбачева «Что поставлено на карту: будущее глобального мира»(2019 г.)
Глобальные экологические угрозы – это «изнанка», непредвиденные последствия существующей модели экономики и обусловленных ею промышленных и технико-экономических решений. Эти угрозы невозможно устранить в национальных рамках и зачастую даже на основе существующих форм международного сотрудничества. По сути, глобальные риски – это выражение новой формы глобальной взаимозависимости. Они требуют новых форм международного взаимодействия.
<…>
Технологии XXI века – это искусственный интеллект, робототехника, нанотехнологии, генная инженерия, клонирование, эксперименты с виртуальной реальностью, другие перспективные направления. Как и подавляющее большинство людей, я не могу сказать, что хорошо представляю себе, что происходит в каждой из этих сфер. Но очевидно, что они таят в себе много неожиданного, непредсказуемого. Вижу опасность в том, что новые технологии, знания о них оказываются в руках сравнительно небольших групп людей. Где гарантия, что они всегда будут действовать дальновидно и нравственно?
Возникает перспектива «генетического программирования», «детей на заказ» и тому подобных чудес. Но здесь главный вопрос: а пришло ли время человеку вмешиваться в собственный генетический код? Не побуждает ли нас наука очертя голову броситься в пропасть? Ведь еще не до конца ясны даже последствия широкого применения генетически модифицированных растений. Требования поставить исследования в области генной инженерии под контроль – это не страх перед будущим, а разумная осторожность.
Не меньший риск связан, возможно, и с разработками в области искусственного интеллекта, робототехники. Несколько десятилетий назад американский писатель Айзек Азимов в своих книгах поставил проблему отношений человека и созданных им роботов. Его предостережения, возможно, актуальнее сегодня, чем в те годы, когда он писал свои произведения в жанре научной фантастики.
Главным принципом должна быть ответственность человека. Он не должен выпускать такие сложные и потенциально опасные процессы из своих рук.
Думаю, назрел вопрос о том, какие механизмы надо создать на национальном и международном уровне, чтобы безграничные возможности человеческого ума не ставили под угрозу будущее человечества. Здесь я за разумный консерватизм, за осторожность продиктованную заботой о будущих поколениях.
|
|