25 декабря 2019
Михаил Горбачев: «Я буду добиваться полноценного Союза, от этого не отойду»Михаил Горбачев: "Я постоянно говорю: Союз нужен нам, нельзя рвать нити, которые создавались столетиями. Но Союз нужен и нашим партнерам на международной арене"
По мере того, как приближается дата 25 декабря - день, когда М.С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР - СМИ публикуют материалы о событиях конца 1991 года, закончившихся распадом СССР. К сожалению, выборочное цитирование, необъективные и, зачастую, недобросовестные комментарии, которыми сопровождаются многие публикации, недвусмысленно направлены на то, чтобы исказить позицию М.С. Горбачева, возложить на него вину за распад СССР.
Документы того времени, напротив, свидетельствуют о том, что Горбачев до конца боролся политическими методами за сохранение и обновление союзного государства. Это детально представлено в материалах интернет-проекта Горбачев- Фонда «СССР. Хроника распада». Горбачев убеждал в необходимости сохранения единого пространства безопасности и обороны, предупреждал об опасностях дезинтеграции, настаивал на совместном решении проблем, возникающих при переходе к рыночной экономике. Президент СССР твердо и неуклонно придерживался этой линии и в своих контактах с руководителями других стран. Мы публикуем два документа из архива Горбачев-Фонда.
Первый представляет собой полную запись беседы М.С. Горбачева с Королем Испании Хуаном Карлосом, премьер-министром Ф.Гонсалесом и президентом США Дж. Бушем, состоявшейся 29 октября в Мадриде в связи с началом Международной конференции по Ближнему Востоку. Текст беседы с сокращениями был ранее опубликован в книгах: «Союз можно было сохранить», вышедшей в 2007 году в издательстве АСТ, и «Отвечая на вызов времени, 2010 год, издательство «Весь мир».
Второй документ – запись телефонного разговора Президента СССР М.С. Горбачева с Президентом США Дж. Бушем, состоявшегося 25 декабря 1991 года. Эта запись передает содержание разговора более точно, чем неполная и данная в обратном переводе с английского языка на русский недавняя публикация Центра Ельцина в газете «Комсомольская правда».
ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ
Президента СССР М.С.Горбачева, Президента США Джорджа Буша, премьер-министра Испании Фелипе Гонсалеса и короля Испании Хуана Карлоса I
29 октября 1991 г.
Мадрид, Испания
...М.С.ГОРБАЧЕВ. Я постоянно говорю: Союз нужен нам, нельзя рвать нити, которые создавались столетиями. Но Союз нужен и нашим партнерам на международной арене. Потому что хаос и постоянная нестабильность у нас будут создавать угрозу для всех. И я сделаю все, чтобы сохранить Союз, конечно, обновленный, с большими правами суверенных республик, но в то же время с таким центром, который им нужен, который обслуживает единое экономическое пространство, обеспечивает оборону за счет единых вооруженных сил, обеспечивает согласованную внешнюю политику и все то, что рвать просто нельзя, - единую энергосистему, транспорт и связь, экологию и т.д.
У нас сейчас многие думают, что можно разойтись, а потом сойтись, что достаточно иметь лишь свободную ассоциацию или содружество. Но я буду добиваться полноценного Союза, от этого не отойду.
Дж.БУШ. Нас всех волнует этот вопрос. Каковы, на Ваш взгляд, шансы, что Ваш замысел удастся осуществить? Как Вы расцениваете действия Украины? И как воспринимать последнюю речь Ельцина?
Кстати, М.Фитцуотер сообщил мне, что первые отклики средств информации в США на нашу совместную пресс-конференцию идут под таким примерно заголовком: "Буш поддерживает Горбачева, поворачивается спиной к Ельцину". Не знаю, может быть, он драматизирует, но было бы плохо, если бы им удалось создать такое впечатление. Вы знаете, что ничего подобного не было. И на пресс-конференции я стремился акцентировать необходимость сотрудничества центра и республик, хотя были вопросы в ином плане.
М.С.ГОРБАЧЕВ. Да, я ценю это, Джордж. Я убежден, что противопоставления Горбачева и Ельцина нельзя допустить.
Дж.БУШ. Вы обещали сегодня, что вечером подробнее обо всем этом расскажете.
М.С.ГОРБАЧЕВ. Да, в этом нелегко разобраться. Я в своем анализе делю речь Ельцина на две части. Первая - это то, что касается экономики. Здесь, хотя и есть некоторые моменты, которые могут вызвать возражения, есть вещи волюнтаристские, без механизмов реализации (но это - объективно, потому что над ними у нас сейчас ведется работа), но выделить надо позитивную сторону. Фактически, это в русле того, что я говорил на Верховном Совете, развивает и конкретизирует ряд положений. Он говорит о необходимости финансовой стабилизации, либерализации цен Это болезненные меры, и он наконец решился на них. И я буду его поддерживать. Потому что он, надо отдать должное, берет на себя ответственность за радикальные, болезненные шаги. А без них действительно не обойтись.
Другая часть речи - политическая. Он звонил мне вчера, мы кое-что обсуждали. Спрашивал, что сказать про Украину. Я посоветовал сказать, что мы продолжаем надеяться на то, что Украина будет с нами, в Союзе, и это было сказано. В речи есть подтверждение необходимости Союза, говорится, что Россия не будет разваливать Союз, но есть вещи, которые уводят от договоренностей, зафиксированных в проекте Союзного Договора, который мы с ним разослали в республики. И большинство республик поддержали эту концепцию, прислали свои соображения. Ельцин тоже прислал.
ХУАН КАРЛОС. Я понимаю, речь сложная. Но здесь все обратили внимание на политический аспект и прежде всего на одно: призыв к сокращению МИД СССР на 90%. Надо же все-таки думать, как воспринимаются подобные вещи за рубежом!
Ф.ГОНСАЛЕС. Это, так сказать, метафора. Но единое государство не может существовать при такой "метафоре".
М.С.ГОРБАЧЕВ. Я полностью согласен с этим. И поэтому я говорю, что предстоит серьезная борьба, ибо я не за какой-то аморфный союз, не за амебу, а за союзное государство. И в проекте Союзного Договора, который мы с Ельциным разослали, так и сказано: союзное государство. А в речи есть такие вещи, которые от этого уводят.
Дж.БУШ. И ведь он мне звонил, сказал, что хочет познакомить с содержанием речи, и заверил, что она будет посвящена экономике, говорил все хорошие вещи. А о другой части ничего не сказал. Как же так? Я этого не понимаю.
ХУАН КАРЛОС. Господин президент, может быть, это звучит жестоко, но наши отношения позволяют задать Вам этот вопрос: не подрезает ли он Вам крылья?
М.С.ГОРБАЧЕВ. Я бы сказал, что вопрос не в этом. Дело в другом. Я думаю, в душе он действительно за Союз, понимает, что ни одной республике, даже России, без этого не обойтись. И это находит выражение в том, что он работает в контакте со мной, в последнее время мы взаимодействуем довольно тесно, очень интенсивно работали над Союзным Договором. Но он - хотя и производит впечатление человека сильного, уверенного - в действительности очень легко поддается влияниям, в частности, влиянию определенных сил, людей, которые говорят: России надо сбросить это бремя, республики только мешают, союз с ними невыгоден, и надо идти вперед самостоятельно. Отсюда идея о том, что Россия должна взять на себя правопреемство бывшего Союза. И эта идея, хотя и в завуалированном виде, вроде бы в форме отрицания, но появилась в речи. И один из сопровождающих меня здесь людей, Егор Яковлев, сказал: прочитав эту речь, можно сказать, что Ельцин будет разрушать Союз, но так, чтобы свалить вину на другие республики. Но этот путь - опасный, гибельный. И для России это была бы беда…
ЗАПИСЬ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА
Президента СССР М.С.Горбачева с Президентом США Д. Бушем
25 декабря 1991 г., 10:03 – 10:25
Кремль, Москва – Кемп-Дэвид, США
М.С.Горбачев. Приветствую тебя, Джордж.
Дж.Буш. Привет, Михаил. Очень рад, что ты позвонил, спасибо.
М.С.Горбачев. Начну с личного - поздравляю тебя с рождественскими праздниками, всего наилучшего тебе, Барбаре, всей вашей семье.
Я размышлял, когда сделать свое заявление - во вторник или в среду, но с учетом всего решил сделать это сегодня в конце дня.
По традиции начну. Через два часа я сделаю заявление по московскому телевидению, оно будет передаваться и в Америке. В этом кратком заявлении я сообщу о своем решении.
Я направил письмо тебе, Джордж. Надеюсь, ты его вскоре получишь. О главном я в нем сказал. Хочу сейчас, перед своим выступлением по телевидению, еще раз подтвердить: я очень ценю то, что мы сделали вместе с тобой - сначала в качестве вице-президента, а затем президента США.
Надеюсь, что все руководители Содружества и прежде всего России понимают, какой капитал мы накопили за годы сотрудничества как в отношениях между нашими странами, так и в целом в мировой политике, понимают свою ответственность перед страной и перед миром.
Я по-прежнему убежден, что сотрудничество республик в рамках Союза позволило бы быстрее решить наши проблемы. Но развитие пошло не по тому пути, который я отстаивал. Тем не менее я намерен использовать свой политический авторитет и свою роль, чтобы помочь Содружеству стать жизнеспособным и результативным.
Я доволен договоренностью, которая достигнута в Алма-Ате относительно ядерного и стратегического оружия. Надеюсь, что и по другим вопросам, от которых зависит будущее Содружества, в Минске 30 декабря будут приняты решения, способствующие налаживанию сотрудничества и взаимодействия республик. Это сейчас самое главное.
Джордж, я хочу высказать одно замечание. Конечно, учитывая независимость республик, надо идти по пути их признания. Но я хотел бы, чтобы вы учитывали один момент, имеющий важное политическое значение для будущего страны, Европы и всего мира: не дезинтеграцию, не разрушительные процессы, а сотрудничество - вот что надо стимулировать, и это наша общая обязанность. Хотел бы это акцентировать.
Теперь что касается России. Это второй акцент того, что я хотел сказать. У меня на столе лежит Указ Президента СССР. В связи с прекращением выполнения мной обязанностей Верховного Главнокомандующего я передаю право на использование ядерного оружия Президенту Российской Федерации.
Я придаю большое значение тому, что все идет до конца в конституционных рамках, все находится под надежным контролем. Как только я сделаю свое заявление, указ вступит в действие. Так что вы можете спокойно праздновать Рождество, спокойно спать этой ночью.
Сейчас мы все - и я, и, надеюсь, ты, как и другие мои партнеры - должны сделать все возможное, чтобы поддержать Россию, которая взяла на себя главное бремя ускорения реформ в стране.
Что касается меня, то я не собираюсь уходить прятаться в тайгу. Я будут оставаться в политике, в общественной жизни. Мысль моя состоит в том, чтобы помочь налаживанию процессов у нас в стране, утверждению нового мышления в мировой политике.
Представители американской прессы много раз спрашивали меня о том, что я думаю об отношениях с тобой. Я хотел бы, не только через прессу, но и непосредственно тебе в этот день сказать, что очень высоко оцениваю наше сотрудничество, партнерство, дружбу. Наши роли могут меняться, и они фактически изменятся. Но то, что между нами сложилось и совместно сделано, останется навсегда.
От себя и от Раисы передаю самые теплые приветы и наилучшие пожелания в этот рождественский день.
Дж.Буш. Михаил, прежде всего хочу тебя поблагодарить за этот телефонный звонок. Я с большим интересом выслушал твои соображения о приоритетах на будущее. Хочу заверить, что мы сохраним заинтересованность в ваших делах. Будем очень стараться помочь, особенно Российской республике, учитывая те проблемы с которыми она сейчас сталкивается и которые могут обостриться зимой.
Я очень рад, что ты не собираешься "прятаться в тайге", будешь продолжать политическую и общественную деятельность. Уверен, что это пойдет на пользу новому Содружеству.
Я написал тебе письмо, которое будет отправлено сегодня. В нем я выражаю свое убеждение, что сделанное тобой войдет в историю и будущие историки в полной мере оценят твои достижения.
Я с удовлетворением отмечаю то, что ты сказал по вопросу о ядерном оружии. Этот вопрос имеет важнейшее международное значение. Я приветствую то, как ты и руководители республик подошли к нему. Я также отмечаю твои слова о том, что передача права применения Ельцину осуществляется в конституционных рамках. Хочу заверить, что мы и впредь будем самым тесным образом сотрудничать в этом важном вопросе.
Теперь о личном. Я обратил внимание на твои замечательные, вполне определенные высказывания об отношениях, сложившихся у тебя со мной и с Джимом Бейкером. Я очень ценю эти слова, они в точности отражают и мои чувства.
Твой звонок застал меня в Кемп-Дэвиде. Мы здесь с Барбарой и с тремя из наших внуков, другие сейчас во Флориде и в Вирджинии. Хочу сказать, что мы бережем площадки для игры в "подковку", где ты в прошлом году сделал точное попадание. Я храню воспоминания о наших встречах и беседах и пишу об этом в моем письме.
Надеюсь, что наши дороги вскоре снова сойдутся. Ты будешь здесь желанным гостем, мы рады будем тебя принять - после того, как все уляжется - может быть, здесь, в Кемп-Дэвиде.
Мое дружеское отношение к тебе неизменно и по мере дальнейшего развития событий будет таковым всегда. На этот счет не может быть никаких сомнений.
Конечно, я буду с должным уважением, открытостью и позитивно - и, надеюсь, на прогрессивной основе - строить отношения с руководителем Российской республики и руководителями других республик. Мы будем вести дело к признанию, с полным уважением суверенитета каждой республики. Будем работать с ними по широкому кругу вопросов как работали с вами. Но это никак не повлияет на мою решимость поддерживать контакты с тобой, прислушиваться к твоим соображениям уже в твоем новом качестве, беречь нашу дружбу с тобой и Раисой. Мы с Барбарой очень дорожим ею.
Итак, в этот особый день в году, в день исторического перепутья я салютую тебе и благодарю за все, что ты сделал ради мира, благодарю за дружбу.
М.С.Горбачев. Спасибо, Джордж. Я был рад услышать то, что ты сказал. Это были очень теплые слова и очень важные мысли. Желаю тебе всего доброго.
Дж.Буш. Всего доброго. До свидания.
М.С.Горбачев. До свидания.
|
|