14 февраля 2018
«Новое мышление» и конфликты XXI столетия» (опыт Перестройки в современном мире) Опубликованы материалы Круглого стола, состоявшегося в рамках XXII Международного симпозиума «Пути России. Война и мир» 27-28 марта 2015 г.Материалы Круглого стола опубликованы в сборнике Пути России. Война и мир: Сборник статей.
Том XXII / под общ. ред. М.Г. Пугачевой и В.П. Жаркова. — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. – 296 с. ISBN 978-5-4469-1163-9
Перестройка (1985 – 1991) – процесс политических преобразований, начатых во второй половине 80-ых годов, в СССР, под руководством М.С. Горбачева, стала поворотным событием конца ХХ века, изменившим мир. С Перестройкой связано появление концепции «нового мышления», основанного на понимании возрастающих рисков противостояния политических систем, чреватого глобальным военным конфликтом. Соединение нового видения мировых процессов и политической воли дало возможность сойти с тупикового пути конфронтации и начать сотрудничество двух мировых общественных систем.
Значение «нового мышления» не ограничивается рамками исторического периода конца 80-х – начала 90-х годов. По своему замыслу «новое мышление» было ориентировано на диалог и сотрудничество между обществами с разными системами ценностей и политическими традициями. Между такими обществами затруднена, а иногда отсутствует коммуникация – и потому увеличиваются риски конфликтов и столкновений.
М.С.Горбачев, говоря о сути «нового мышления» как феномена политической мысли, возникшего во второй половине 80-х годов, отметил, что под этими словами «тогда понимались в общем-то простые и понятные вещи: отказ от идеологической и всякой иной предвзятости, готовность к пересмотру привычных стереотипов, способность по-новому и более широко взглянуть на изменившийся мир».
По единодушному мнению участников «круглого стола», возникновение этого явления и основанной на нем новой политики в международных отношениях стало возможным благодаря определенному набору условий, которое в политической практике встречается довольно редко.
Во-первых, существовала реальная угроза ядерного уничтожения человеческой цивилизации, вновь ставшая актуальной в начале 1980-х годов. Это время иногда еще называют вторым изданием «холодной войны», наступившим после периода разрядки 70-х годов.
Во-вторых, сложилось равноправие субъектов переговорного процесса – Соединенных Штатов Америки и Советского Союза, которые являлись ведущими силами мировой политики. Они не были равноправными партнерами в полном смысле этого слова, в частности по размерам экономического потенциала. Но они были равны в одном, во всяком случае, решающем измерении, в том, что касалось военной мощи, и, главное – ракетно-ядерного потенциала. Если бы этого условия не существовало, то американцы вряд пошли бы на серьезные переговоры с Советским Союзом.
В-третьих, важнейшую роль в переходе к новой политике сыграл субъективный фактор, а именно то, что у руля обеих сверхдержав оказались политики, искренне ненавидевшие ядерное оружие и хотевшие найти выход из состояния опасной конфронтации – это Михаил Сергеевич Горбачев и Рональд Рейган. Стремление тогдашних лидеров СССР и США было обусловлено их личными моральными качествами.
Необходимо упомянуть еще одно очень важное условие появления «нового мышления». Именно во второй половине 80-х - начале 90-х современный мир стал глобальным, и он начал восприниматься мировыми политическими, деловыми, общественными, интеллектуальными кругами как единое взаимосвязное целое, многие проблемы которого имеют общий, планетарный характер.
Таким образом, пересечение отмеченных факторов открыло новое окно возможностей для мировой политики. Оно кардинальным образом изменило мир, таким, каким он сложился во второй половине ХХ столетия.
Полностью материалы Круглого стола читать здесь
|
|