11 апреля 2017
Международная конференция «Девичество в эпоху перемен: Гендерное равенство как культурная норма и социальная практика». 7 апреля 2017 г.Международная конференция «Девичество в эпоху перемен: Гендерное равенство как культурная норма и социальная практика» Нынешнее поколение девочек-подростков и юных девушек крайне неоднородно и вызывающе непонятно взрослому миру. В этом отношении Россия не уникальна –тревога, иногда «моральная паника», равно как и целый клубок социальных проблем, сопутствующих взрослению девочек, характерны для всех современных обществ. Очевидно, что необходимы исследования современных практик и образов девичества, как в контексте конкретной страны, так и сравнительные международные исследования.
Хотя существует давняя традиция изучения подростковых и молодежных субкультур, девочки и юные девушки далеко не сразу были «замечены» и выделены как самостоятельный объект исследований. Поэтому сам термин исследования девичества (Girlhood Studies) до сих пор является собой своего рода интеллектуальным вызовом. Вместе с тем девичество – важнейший период в становлении личности женщины, который составляет около двенадцати лет (с шести до восемнадцати). Постепенно складывается междисциплинарное направление Girlhood Studies, сочетающее исследовательскую и гражданскую активность. В нем широко используются методы феминистских и гендерных исследований, предполагающие активное участие самих девочек.
Дискурс Girlhood Studies обогащает теоретическое видение, сформировавшееся в гендерных исследованиях, открывает целые пласты социальной информации, которую необходимо осмыслить. В России презентация Girlhood Studies и первое обсуждение повестки дня и перспектив исследований девичества состоялась в Горбачев-Фонде в декабре 2012 г. Это обсуждение дало старт проекту «Девичество в эпоху перемен: диалоги исследователей». Он инициирован «Клубом Раисы Максимовны» (Горбачев-Фонд), Журналом Исследований социальной политики, Фондом имени Генриха Бёлля и международным журналом «Girlhood Studies: an Interdisciplinary Journal». В рамках проекта был подготовлен и опубликован специальный тематитический выпуск "Girlhood Studies in Post-Socialist Times" журнала «Girlhood Studies: an Interdisciplinary Journal. Презентация прошла на Круглом столе, который состоялся в НИУ Высшая школа экономики
Таким образом, международная конференция «Девичество в эпоху перемен: Гендерное равенство как культурная норма и социальная практика» является частью проекта «Девичество в эпоху перемен: диалоги исследователей» В конференции приняли участие исследователи и активисты из России, Кыргызстана, Швеции, Канады, ЮАР. Выступающие представили широкую палитру результатов и выводов, свидетельствующих о том, что современные исследования девичества сформировали сферу интеллектуальной и гражданской активности, которая становится все более значимой в современном мире и непосредственно связана с действиями и решениями, от которых зависит наше будущее. Это создает стимулы для продолжения диалога между исследователями и активистами, а также для более широкой общественной дискуссии.
Конференцию вели Ольга Здравомыслова (Горбачев-Фонд), Елена Ярская-Смирнова (Журнал исследований социальной политики), Ирина Костерина (Фонд имени Генриха Бёлля)
Видеозапись конференции и стенограмма будут размещены на сайте.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Сессия 1. К транснациональному диалогу о гендерном равенстве и благополучии девочек и молодых женщин в современном мире
Модератор Елена Ярская-Смирнова, Журнал исследований социальной политики
Введение
Ольга Здравомыслова, Горбачев-Фонд
«Круги в кругах»: инициированные девушками транснациональные диалоги для борьбы с сексуальным насилием
Клаудиа Митчелл, Университет Мак-Джилл (Канада))
Девушки как «воины»: гендерное неравенство в эпоху перемен в ЮАР
Найдин де Ландж, Университет им. Нельсона Манделы (Порт Елизабет, ЮАР).
Стратегии успеха для девочек и молодых женщин: СМИ как пространство общественной дискуссии
Надежда Ажгихина, МГУ им. Ломоносова, Европейская федерация журналистов
Проводя гендерные исследования в режимах подавления: вызовы и возможности
Катарина Йиритли Нюгрен и Ангелика Шёстед Ланден, Средне-Шведский университет (Сундсвалль, Швеция)
Сессия 2. Взросление и гендерное (не)равенство: культурные нормы, практики расширения возможностей девочек
Модератор Ольга Здравомыслова
Введение
Ирина Костерина, Фонд им.Генриха Белля
Является ли гендерное равенство открыто обсуждаемой проблемой в шведских школах? Результаты исследования по методике photovoice среди девочек в программе профессионального обучения
Катя Гилландер Годин, Средне-Шведский университет (Сундсвалль, Швеция)
Взросление девочки в атмосфере «интенсивного материнства»: ученицы «лучших» школ больших городов
Ольга Исупова, НИУ Высшая школа экономики (Москва)
«40 запретов для девушки»
Салтанат Боронбаева, активист-феминистка города Ош (Кыргызстан)
Социальная роль проекта «Группы развития девушек» в Чеченской Республике
Разет Гримсолтанова, социальный работник (Грозный, Чеченская Республика)
Опасности истории об исключительности скандинавской девушки. Кросспоколенческий диалог между исследованиями и практикой.
Арбреша Реджепи, координатор молодежного центра «Фрюсхусет» (Готенбург, Швеция), Бодил Формарк, FlickForsk! Скандинавская сеть исследований девичества, Университет Умео, (Умео, Швеция)
Сессия 3. Взросление и гендерное (не)равенство: формирование девичьей идентичности
Модератор Ирина Костерина
Введение
Елена Ярская Смирнова
Гендерное (не) равенство в дошкольном учреждении: скрытый учебный план и формирование идентичности девочки
Ольга Савинская, НИУ Высшая школа экономики (Москва)
На пути к взрослости: освоение тела девочками-подростками и девушками
Елена Онегина, НИУ Высшая школа экономики (С.-Петербург)
Ценить и быть послушными: преподавание литературы в школе и гендерная социализация
Любовь Борусяк, НИУ Высшая школа экономики (Москва)
Девушки в школе и университете: представления о гендерных отношениях и гендерном равенстве
Елена Зверева, НИУ Высшая школа экономики (Москва)
Кризис идентичности в девичестве: гендерно-эмоциональные стереотипы и гендерное равенство в эпоху перемен
Ольга Симонова, НИУ Высшая школа экономики (Москва)
|
|