20 августа 2015
Памяти Эгона БараИзвестие о смерти Эгона Бара потрясло меня. Только что, в конце июля, он, приехав в Москву, посетил меня в моем Фонде. Мы проговорили часа полтора. Это был, как всегда при встрече с Баром, глубокий содержательный разговор о важных наболевших проблемах наших стран, о ситуации в Европе и в мире. И я с восхищением видел, насколько бодр и силен духом в свои 93 года этот знаменитый ветеран мировой политики. Эгон Бар был другом и соратником Вилли Брандта, выдающимся деятелем германской и мировой социал-демократии. Он был одним из тех немногих политических деятелей, которые во второй половине ХХ века оказали реальное влияние на судьбы собственной страны, Европы и всего мира. Он стал одним из инициаторов «новой восточной политики», которую проводило правительство Брандта с участием Вальтера Шееля и Ганса-Дитриха Геншера. Он закладывал основы той атмосферы взаимопонимания, в которой позднее стало возможным окончание «холодной войны» и восстановление единства Германии. Бар и в ХХI веке не ушел на покой. В Москву он прилетел, чтобы принять участие в презентации книги баварского журналиста и политика Вильфрида Шарнагля, посвященной российско-германским отношениям. Для него эта тема была очень важна. Он ставил ее выше межпартийных различий. Приведу его слова, сказанные во время презентации, которые кажутся мне знаковыми. «Вильфрид Шарнагль, политический соратник Франца-Йозефа Штрауса, и я были в старой ФРГ политическими противниками, - сказал Бар. - Но сегодня в Москве мы представляем схожие позиции и настаиваем на сохранении связей с Россией, как это делали до нас такие разные личности, как Гельмут Коль, Генри Киссинджер, Гельмут Шмидт и Михаил Сергеевич Горбачев».
Получилось так, что призыв к новым усилиям ради нормализации отношений между Россией и Германией стал как бы политическим завещанием Эгона Бара. Я очень надеюсь, что к нему прислушаются политические деятели наших стран в это непростое время.
Хотел бы выразить глубокое сочувствие семье Эгона Бара, всем его друзьям. Мои соболезнования правлению Социал-демократической партии Германии, правительству ФРГ, всем немцам.
Память об Эгоне Баре останется в сердцах людей.
Михаил Горбачев
Москва, 20 августа 2015 года |
|