18 августа 2015
Августовский путч: взгляд со стороны. Новые материалыВ 2011 году, к 20-летней годовщине путча Горбачев-Фонд подготовил и разместил на сайте специальный интернет-проект, посвященный попытке государственного переворота в СССР, предпринятой в августе 1991 года. Распад СССР в декабре 1991 г. отодвинул в тень события августа 1991 года, хотя именно путч стал спусковым механизмом, вызвавшим цепную реакцию, которая и привела к тому, что Советский Союз перестал существовать. Отчасти этим обстоятельством можно объяснить то, что в российской исторической науке путч представлен мемуаристкой, а не аналитическими исследованиями. Немалую роль играет также гриф «секретности» на материалах следствия Генеральной прокуратуры СССР и Российской Федерации по делу ГКЧП.
Ежегодные опросы общественного мнения показывают, что российское общественное мнение, в целом, мало знает о событиях, связанных с ГКЧП, и еще меньше понимает их роль в постсоветской истории.
Поэтому для понимания тех переломных для нашей истории дней августа 1991-го важен каждый новый источник, стремящийся к объективности в освещении событий.
В продолжение проекта «Августовский путч. Летопись событий», мы публикуем ряд новых документов, принадлежащих не журналистам, а дипломатам. В августе 1991 года эти материалы были призваны информировать политическое руководство США и руководство Центрального Разведывательного управления США (ЦРУ) о событиях, происходящих в Москве. Теперь, спустя почти четверть века, документы рассекречены и стали доступны всем. Мы публикуем их на языке оригинала, и впервые на русском языке.
В 2014 году вышло в свет серьезное исследование Игнаца Лозо «Августовский путч 1991 года. Как это было». Пер. с нем.— М.: РОСПЭН, 2014. Эта монография оказалась первым исследованием, получившим известность в России и на Западе, в котором предпринят анализ событий путча, основанный на многочисленных документальных источниках.
Автор книги, немецкий историк Игнац .Лозо ответил на вопросы сайта www.gorby.ru. Мы публикуем это интервью.
Интервью с Игнацем ЛозоВопрос. Почему, с Вашей точки зрения, в России нет аналитических исследований событий, связанных с Августовским путчем 1991? Игнац Лозо. Да, это, действительно, удивительно, что после того, как прошла почти четверть века с событий Августа 1991, российские историки не очень тщательно занимаются этой темой. Может быть, в первые годы после путча документов было мало, не хватало источников, обвинительные заключения были недоступны. Потом сами путчисты написали мемуары. В новом тысячелетии большинство из них – написали. Конечно, это тоже источники. Хотя они необъективны. Для историка, конечно, нужен большой объем документов и материалов. Кажется, что в 2000ые годы должны были бы заниматься этим вопросом. Потому что Августовский путч – ключевое событие советской и новой российской истории. Просто поразительно, что в принципе никто так и не занимается этой темой. Такая политическая атмосфера была в обществе, что эту тему оставили в стороне, и, может быть, исследователям не было «выгодно» ею заниматься.
Западные историки тоже мало занимались этой темой. Я спрашивал у видных немецких, американских исследователей. Они сказали следующее: "Дело в том, что у нас надежных источников не хватало. Мы бы с удовольствием этим занимались».
Кроме того существует ограниченный доступ к главным действующим лицам этих событий. Историкам с Запада очень трудно получить интервью, а это тоже важно, чтобы создать объективную картину.
И язык. Это тоже причина. Мало кто из западных историков говорит по-русски. Это, скорее, редкость. Поэтому они не могут читать мемуары, если они не опубликованы на английском или немецком языке. Тогда очень трудно все получается.
Но, в принципе, исследования событий Августовского путча – все-таки не главная задача западных историков. Такая задача есть у российских ученых, но они ее не решают. Поэтому само событие как-то «отошло в сторону» Я думаю, хотят специально забыть про него. Это при Ельцине еще было, потому что он так решил.
Вопрос. Может быть, было и есть опасение, что это событие не объединяет нацию, а раскалывает ее?
Лозо. У меня есть теория: Ельцин тоже играл в этом какую-то роль. Не случайно все путчисты были амнистированы в 94-м году. Хотя Ельцин говорил, что этого нельзя делать. Но в тоже время его люди в парламенте голосовали за амнистию, и она прошла.
А почему? Потому что Ельцин расстрелял парламент, Белый дом. Поэтому ему было бы как-то странно, что он, герой 91-го года, сейчас говорил бы, какие преступники путчисты. В принципе, они, гэкачеписты, не стреляли, а он стрелял…
Вопрос. Только что опубликованы последние данные опроса Левада-Центра об отношении к событиям и последствиям Августовского путча. Что Вам кажется самым интересным в этих данных?
Лозо. Первое, что бросается в глаза. Большинство опрошенных говорит, что это трагическое событие. А если спросить людей (я спрашиваю), очень многие просто не знают, что вообще произошло, и очень многие путают события путча 91-го и события октября 93-го ( расстрел Парламента). Многие говорят: в 1991 году был обстрел Белого дома. Люди свою историю мало знают. Поэтому эти опросы, для меня не имеют очень большого значения: к сожалению, люди очень плохо информированы.
Я провел исследование школьных учебников, с которых начинается знание об исторических событиях. Даже в учебниках, которые изданы 10-15 лет назад, многое изложено с ошибками, просто неверно… А сейчас люди, которые по ним учились, уже стали взрослыми. И они не понимают, что произошло, а многие, как я говорил, путают: 91-й и 93-й годы.
Вопрос. Поэтому, с Вашей точки зрения, опросы только лишний раз демонстрируют это незнание?
Лозо. Да, в общем, можно так сказать. Жаль, люди чаще просто не знают, что отвечать. Вспоминают с трудом и возможно, думают: «А, 91-й год, и тогда лучше я скажу: произошла какая-то трагедия».
Вопрос. То есть они хватаются за какие-то формулировки в вопросах и используют их как подсказки...
Обратите внимание, что журналисты, когда подают последние результаты опросов, выделяют такой результат: в 2015 г. самое большое число опрошенных (37%) за все эти годы проведения опросов считает, что после путча страна пошла «в правильном направлении». Это больше, чем раньше. Раньше чаще говорили, что страна пошла «в неправильном направлении». А сейчас говорят – «в правильном». Хотя не очень понятно, что тогда и сейчас понимается под «правильным направлением»…
Лозо. Я вижу в этом противоречие: если большинство говорит, что путч - трагедия, а потом говорит, что страна пошла «в правильном направлении». Из-за этого я с большой осторожностью воспринимаю результаты опросов. Вот, например, поразительно, что только 10% назвали путч победой демократической революции. Это очень мало. 10% - что это такое? Они, вероятно, думают, что потом демократия не развивалась, как было задумано. В принципе так оно и было.
Вопрос. Согласились бы Вы с тем, что опросы сейчас больше запутывают для публики картину события, чем проясняют ее?
Лозо. Я бы с этим согласился. Хотя очень интересную работу сделали исследователи Левада-Центра. Они получили результаты, которые отражают тот факт, что люди не очень информированы. И это не только вина самих людей.
18 августа 2015 г.
|
|