10 декабря 2014
Михаил Горбачев: Надо срочно "разморозить" отношения Запада и РоссииЭкс-президент СССР Михаил Горбачев о международной политике и событиях мирового значения: вооруженные конфликты в "горячих точках", политика США, процессы глобализации, кризис института миротворческих организаций и новый мировой порядок.
Михаил Горбачев в редакции Российской газеты"
Фото: Констатин Завражин/РГ
Положение в Европе и в мире крайне тревожное. Украинский кризис продолжается. Усилия по его урегулированию неадекватны той опасности, которая грозит нам всем.
В последние дни звучат заявления о том, что появились шансы сдвинуть дело с мертвой точки. Но стрельба продолжается, люди продолжают гибнуть.
Результат событий последних месяцев - катастрофическое падение уровня доверия в международных отношениях. Судя по недавним заявлениям, дипломаты с обеих сторон настраиваются на многолетнюю конфронтацию. Это чрезвычайно опасно. С таким накалом страстей, как сейчас, мы можем и не пережить этих лет: у кого-то могут не выдержать нервы.
Надо сделать все, чтобы повернуть нынешнюю тенденцию вспять. Как это сделать?
Ко мне и другим ветеранам мировой политики, которые в свое время сделали немало для прекращения "холодной войны", обращаются с просьбой создать своего рода "совет старейшин", который выработал бы предложения по выходу из кризиса. Думаю, это стоит сделать - опыт ветеранов может пригодиться. Но я хотел бы уже сейчас высказать некоторые соображения.
Во-первых, надо полностью осознать необходимость срочного, безотлагательного прекращения огня и предотвращения гуманитарной катастрофы. Я считаю: обе стороны украинского конфликта нарушают прекращение огня, обе стороны виновны в применении особо опасных видов оружия и в нарушениях прав человека. "Война до победного конца" невозможна. Пора остановиться!
Основа урегулирования - минские договоренности. Другой нет. У России, как заявлял президент Путин, есть возможности воздействия на Донецк и Луганск. У международного сообщества - на правительство Украины, которое, кстати, признало, что проблема не имеет военного решения. Надо использовать все рычаги, оказать серьезный нажим на стороны конфликта.
Надо снизить накал полемики, взаимных обвинений, не допускать пропагандистской свистопляски. Пользы от нее никакой, она лишь еще глубже загоняет проблему в тупик.
Надо договориться о срочных мерах по предотвращению гуманитарной катастрофы. И начать создание международного консорциума по оказанию помощи и восстановлению пострадавших регионов.
Во-вторых, стратегическая задача: восстановление доверия. Ее надо решать одновременно с переводом украинского конфликта из военной фазы в политическую.
Восстанавливать доверие надо не декларациями, а конкретными действиями. Прежде всего - путем достраивания здания европейской безопасности.
В конце 1990 года в Париже была принята Хартия о новой Европе.. О ней потом забыли. В результате не произошло демилитаризации европейской политики. Не было конкретных шагов по созданию институтов и механизмов европейской безопасности.
А ведь Устав ООН предусматривает, что споры и конфликты должны рассматриваться и урегулироваться на региональном уровне, прежде чем выноситься на уровень Совета Безопасности ООН. Поэтому именно на региональном уровне должны создаваться механизмы и инструменты консультаций в сфере безопасности, превентивной дипломатии, посредничества и урегулирования. Региональные структуры ближе к "театрам" возможных конфликтов, их можно при необходимости использовать более оперативно и гибко, чем механизмы ООН как глобальной организации.
Надо не просто вернуться к выдвигавшейся в начале 1990-х годов идее Совета (Директории) Безопасности для Европы, но и продумать, как оснастить его эффективными механизмами. Они могли бы работать в режиме "постоянной вахты" - изучения и мониторинга существующих, "замороженных" и потенциальных (назревающих) конфликтов, разрабатывать предложения для превентивных усилий и мер по урегулирования конфликтов.
Такие механизмы могли бы взять на себя также подготовку и обучение групп наблюдателей, посредников, представителей международного сообщества в зонах напряженности и конфликтов.
Создание таких структур улучшало бы атмосферу вокруг усилий по урегулированию существующих конфликтов, стимулировало бы более активный поиск.
И второе - надо вернуться к совместной работе по глобальным вызовам и угрозам. Сейчас Запад практически сворачивает взаимодействие с Россией в этих сферах. И это "в дополнение" к санкциям. Но разве кому-нибудь принесет пользу отказ от совместной борьбы с терроризмом, изменением климата, эпидемиями? Надо срочно "разморозить" отношения на этом направлении.
Я предлагаю лидерам России и США подумать о проведении саммита по широкой повестке дня, без предварительных условий. Надо пройтись по всему спектру отношений и проблем. Все-таки эти две страны несут особую ответственность. Когда они от нее уходят, мир сталкивается с тяжелыми последствиями.
Такой же саммит надо подготовить между Россией и ЕС.
Не надо бояться, что кто-то "потеряет лицо", что кто-то одержит пропагандистскую победу. Это все должно принадлежать прошлому. Надо думать о будущем.
|
|