2 декабря 2011
Выступление М.С. Горбачева на международном Форуме "Будущее транспорта" в ЖеневеСегодня, 2 декабря, в Женеве открылся Форум Международной организации по стандартизации (ИСО) «Будущее автотранспорта». В нём принимают участие руководители крупнейших автомобильных компаний мира. Они обменяются мнениями в отношении главных вызовов, с которыми сталкивается сегодня автомобильная промышленность: - определение сектора для создания новых международных стандартов, которые позволят сократить расходы, использовать передовые технологии, удовлетворить постоянно меняющиеся требования общества, уменьшить вредное влияние автомобилей на окружающую среду и, тем самым, спасти человеческие жизни; - создание новых рамок и возможностей в системе глобальной стандартизации, которые могут дополнить важные исследования и разработки, а также запатентованные технологии в области автомобилестроения.
Выступление М.С. Горбачева на Форуме «Будущее транспорта»
Я признателен за приглашение выступить на вашем Форуме. Хочу особо поблагодарить моего друга, президента Международной организации стандартизации Бориса Алешина, которому принадлежит эта инициатива. Я откликнулся на неё прежде всего потому, что проблемы автомобильного транспорта давно уже перестали быть чисто техническими или экономическими. В них сфокусировано практически все то, что беспокоит нас в сегодняшнем мире. И поэтому я хотел бы вначале сказать о том, как я вижу этот мир. Это глобальный, взаимосвязанный и взаимозависимый мир, меняющийся все более быстрыми темпами. Это мир, в котором мы еще не научились управлять процессами, влиять на ход событий. Это мир, в котором политика отстает от темпов перемен, нередко прибегая к старым методам – силы, нажима, доминирования. Это мир, в котором еще не сформировалось мировое гражданское общество, а международные организации – глобальные и региональные – не обрели той силы и не играют той роли, которая обеспечила бы необходимый минимум управляемости. Я иногда говорю, что вместо нового мирового порядка мы получили глобальную смуту. Думаю, большого преувеличения здесь нет. Недавно мы обсуждали эти проблемы на Форуме новой политики, который я создал вместе с крупными государственными деятелями и экспертами. Мы говорили о событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке в контексте глобальных перемен. Многое вызывает беспокойство. Но все-таки мы пришли к выводу, что и происходящее сейчас в этом регионе, и протестное движение во многих странах мира – это массовые народные движения, которые нельзя игнорировать. Политики должны научиться реагировать на требования людей. И у них должно быть глобальное видение – иначе их реакция будет неадекватной. Я хотел сказать об этом глобальном политическом контексте, потому что все наши конкретные проблемы погружены в этот контекст, буквально пропитаны им. Это относится и к тем вопросам, которые сегодня вы будете обсуждать. Я отмечаю, что в последнее время лидеры автомобильной отрасли проявляют всё большее понимание того, что простое развитие отрасли «по прямой линии», сводящееся к наращиванию производства и освоению новых рынков, может завести в тупик. Хочу вам сообщить, что еще в 1992 году в беседе с бывшим госсекретарем США Джорджем Шульцем и группой ученых Стэнфордского университета я ставил этот вопрос: можно ли считать приемлемой с экологической и ресурсной точки зрения перспективу того, что экономика стран третьего мира с его миллиардами людей будет копировать нынешний путь развития Запада, наращивая производство и потребление? Выдержит ли наша планета такую нагрузку? А сегодня мы называем нынешний кризис кризисом всей экономической модели, основанной на сверхприбылях и сверхпотреблении. Неприемлемость той перспективы, о которой я говорил в Стэнфорде, стала еще яснее. Конечно, нынешнюю модель невозможно просто «ликвидировать», изменить в одночасье. Но надо настойчиво искать новые пути – из них и сформируется альтернативная модель. И ваша отрасль здесь может сыграть важнейшую роль. Сегодня 95% процентов автомобилей работают на нефтяном горючем. За 20 лет не произошло значительного сокращения среднего расхода топлива. Единственным серьезным достижением стала «Тоёта Приус». Мой друг, президент Международного Зеленого Креста Александр Лихоталь, ездит на этой машине. Ну, экологу, как говорится, положено. В целом же приходится признать, что огромное количество автомобильного топлива расходуется впустую, так сказать, вылетает в трубу (и способствует глобальному потеплению). Я знаю, что в автомобильной отрасли идут поиски технических решений, которые сделают автомобили легче, аэродинамичнее, экономичнее, а заводы по их производству – компактнее и чище. Это очень важно. Но если смотреть вперед, вам придется иметь в виду и то, что общество и экология будут все больше «давить» на саму автомобильную культуру. Все-таки мир не должен стать заложником автомобиля. А на протяжении XX века автомобиль вытеснял человека, уже возникала ситуация, когда не столько автомобиль служил человеку, сколько человек автомобилю. И если сегодня в мире 1 миллиард автомобилей, то я не думаю, что надо торопить появление второго миллиарда! Мне очень понравилось, что на встречу со мной мэр Амстердама приехал на велосипеде. Очень нравятся современные системы общественного транспорта, например, быстрый трамвай в ряде европейских городов. Конечно, речь не о том, что в ближайшее время всех надо пересадить на велосипед или в трамвай. Но тенденция, на мой взгляд, налицо. И автомобильная отрасль не должна этого бояться. В других рамках и других условиях потребность в вашей продукции будет сохраняться. Но надо готовиться к будущему. Хотим мы того или не хотим, оно настанет. Технический и человеческий потенциал, сосредоточенный в автомобильной отрасли, огромен. И если улавливать современные тенденции и общественные потребности, его можно использовать, чтобы работать и прибыльно, и ответственно. Вспомните: в свое время именно ваша отрасль одной из первых проявила социальную ответственность – коллективные договоры с профсоюзами, медицинские и социальные программы и т.д. И только выиграла от этого. Сейчас пора проявить ответственность экологическую! В конечном счете от этого выиграют все. Покажите пример другим. Ведь положение очень серьезное. Обязательства, данные государствами и в области борьбы с бедностью и отсталостью (Декларация Миллениума), и в области экологии, выполняются очень медленно, а иногда просто остаются на бумаге. Очень медленно идет освоение альтернативных и возобновляемых источников энергии. Причина в том, что до сих пор не найдены механизмы для стимулирования перехода к таким источникам. Но главная причина все-таки в недостатке политической воли. Тут счет надо предъявлять политическим лидерам. Эта проблема стоит сегодня очень остро. Для меня она – в центре внимания. Именно поэтому я постоянно говорю о необходимости развития гражданского общества. Так или иначе вся моя деятельность с этим связана. Вы, наверное, знаете, что после ухода с поста президента я взялся за целый ряд проектов и инициатив. И многое удалось осуществить. Это Горбачев-Фонд, который стал авторитетным центром независимых политических и социально-экономических исследований и в котором мы сосредоточили архив и другие материалы по истории перестройки. Это Форум новой политики, о котором я уже упоминал, а также Форум лауреатов Нобелевской премии мира, выступивший с крупными инициативами по проблемам безопасности и развития. Это премия «Человек, который изменил мир», которой мы отмечаем людей, внесших уникальный вклад в становление нового, глобального, более справедливого и более стабильного мира. Это благотворительные проекты, в частности по борьбе с детской лейкемией, что позволило резко сократить смертность в России от этой болезни. И наконец это Международный Зеленый Крест – наверное, самый важный для меня проект. Я стал президентом-основателем этой экологической организации. Для этого были свои причины, сформировавшиеся на протяжении всей моей жизни. В Уставе этой организации мы изложили ее философию: «Жизнь бесценна. Всем формам жизни присуща уникальная внутренняя ценность. Все они населяют нашу планету – наш общий дом – являя собой взаимозависимую совокупность, в которой все части абсолютно необходимы для функционирования единого целого. На нас ложится моральная и этическая ответственность за сохранение жизни во всей ее целостности, за сохранение здоровой и стабильной планеты для нынешних и грядущих поколений. Вопросы изменения климата и деградации окружающей среды ставят на повестку дня давно назревшую задачу: нужно, чтобы современное общество пробудилось, чтобы оно осознало тот факт, что глобальные вызовы, связанные с безопасностью, борьбой против бедности и сохранением природной среды, тесно связаны между собой. В поиске путей к надежному и устойчивому будущему человечества Международный Зеленый Крест сосредоточит свою деятельность именно на этих основополагающих вопросах, существующих в единой связке». Вместе с представителями всех континентов наша организация разработала важный документ – Хартию Земли, своего рода заповеди нового экологического сознания. Стремясь донести ее основные положения до людей, мы провели слушания – Диалоги о Земле – в разных регионах, от Барселоны до Австралии. И вот у меня возникла мысль: а не стоит ли провести Диалоги о Земле с представителями разных отраслей? И начать с вашей отрасли. Я, конечно, не требую немедленного ответа, а приглашаю вас подумать об этом. И в заключение хочу подчеркнуть: нам всем надо проникнуться мыслью, что мы лишь гости природы, а не ее хозяева и тем более не властители. Если мы поймем это, то найдем путь к новой модели развития, которая будет определяться в союзе с природой, а не в гонке потребительства. Я уверен: это, хотя и трудно, но возможно. Я оптимист. |
|