21 октября 2010
Заявление Координационного Совета Форума «Гражданский диалог»
О проблеме российского образования
Право на образование - одно из важнейших прав человека. Закрепленная в Конституции РФ норма устанавливает: «каждый имеет право на образование» (ч. 1 ст. 43, п.1).
Реформа российского образования, начавшаяся в 2000ые годы, сразу стала одним из центров общественной дискуссии, не прекращающейся до сих пор. В 2010 году, в связи с принятием известного Закона № 83-ФЗ о «правовом положении бюджетных учреждений» проблема образования оказалась одной из главных болевых точек российского общества. Резко критически высказались представители партий, православная церковь, эксперты, широкая общественность. Закон, который, судя по официальным заявлениям, призван стать важнейшей частью реформы по модернизации образования и обеспечить повышение его качества, по сути дела, не был принят российскими гражданами. Они справедливо увидели в новом законе - под видом перевода образования на рыночную основу - попытку подрыва такой важнейшей нормы как «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования» (Конституция РФ, ч. 1 ст.43, п. 2). Подчеркиваем, что речь идет о норме, которую гарантирует российская Конституция.
В последние месяцы ситуация обострилась в связи с попытками модернизировать единый закон «Об образовании», охватывающий все образовательные учреждения страны, начиная с детских садов и заканчивая вузами. По поводу нового проекта опять поднялась волна критики.
В октябре президент Дмитрий Медведев поручил министерству образования провести общественные слушания по проекту закона «Об образовании».
Поддерживая инициативу Президента, Координационный Совет Форума «Гражданский диалог», предлагает организовать обсуждение ситуации с российским образованием и высказать предложения по ее изменению также в рамках Форума.
Координационный Совет заявляет о недопустимости антиконституционных злоупотреблений и необходимости вернуть вновь принимаемые законы об образовании на позиции Конституции.