14 мая 2010
Конференция «Перестройке 25 лет» в Российском государственном гуманитарном университете14 мая 2010 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась конференция на тему «Перестройке 25 лет. Историческая память современной России», организованная учебно-научным центром «Новая Россия. История постсоветской России» совместно с Историко-архивным институтом РГГУ. В конференции принимали участие профессора и преподаватели РГГУ, российские историки, преподаватели историко-общественных дисциплин средних и высших учебных заведений страны. От Горбачев-Фонда в конференции участвовал Б.Ф.Славин, помощник Президента Фонда, действительный член Академии политических наук. Пленарное заседание конференции открыл проректор по финансово-экономической деятельности и перспективному развитию А.В. Николаев. В своем выступлении он подчеркнул, что большинство из присутствующих на конференции гостей и участников являются не просто исследователями перестройки, но также непосредственными свидетелями и участниками событий тех лет. По его мнению, данный факт, с одной стороны усложняет задачу беспристрастной оценки исторических событий, но с другой - дает возможность обращаться к неисчерпаемым источникам информации по данной тематике. Директор Историко-архивного института РГГУ А.Б. Безбородов рассказал о своем восприятии событий тех лет, а также отметил важность сохранения и передачи знания следующим поколениям. «Это было начало новой, неоднозначной, но очень желаемой эпохи, - сказал он, - СССР отказывался от инерционной системы развития, стали очевидными многие проблемы, которые теперь можно было обсуждать открыто». А.Б. Безбородов отметил, что перестройка была и остается многогранным и многоуровневым процессом, который оказал влияние не только на развитие России. Главный редактор журнала «Российская история», академик РАЕН А.Н. Медушевский в своем докладе «Причины распада СССР с позиций когнитивно-информационной теории» отметил, что начало Перестройке положили не внешние, а внутренние факторы. Профессор УНЦ ИАИ РГГУ, бывший народный депутат В.Л.Шейнис, в своем выступлении «1989 год – зенит и кризис Перестройки» сравнил 1989 год по своему историческому значению с 1917 годом. Главной отличительной чертой 1989 г. по его мнению, было то, что на политическую арену вышли независимые политические силы. Во внешнеполитической сфере 1989 год стал переломным в международном положении СССР и в мировой политике в целом По мнению Шейниса, именно в 1989 г. был упущен шанс на создание коалиции реформаторов в руководстве партии и государства и демократической интеллигенции. На теме формирования независимых политических сил в стране более подробно остановился в своем докладе («Неформальное движение: рождение гражданского общества»), профессор УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» ИАИ РГГУ А.В.Шубин. Он проследил генезис и эволюцию появления в СССР первых неформальных политический объединений, переросших со временем в политические партии. Профессор кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ В.П.Козлов в своем докладе «Заметки о перестройке и некоторых источниках по изучению ее истории», посвященном источниковедению истории Перестройки, выделил четыре группы документальных источников: материалы СМИ, партийно-государственные документы, документы формальных и неформальных объединений и документы личного происхождения (дневники и воспоминания). Особое внимание в своем докладе В.П.Козлов уделил воспоминаниям А.С.Черняева, являющимся ярким и беспощадным свидетельством разложения системы высшего руководства КПСС и государства в доперестроечный период - в 70-х и первой половине 80-х г.г. XX века. В рамках конференции после обсуждения докладов состоялся круглый стол с участием учителей г. Москвы на тему «Проблемы преподавания истории Перестройки и постсоветского период в школе и в вузе». В ходе обсуждения и «круглого стола» состоялась оживленная дискуссия. Её участниками были высказаны различные точки зрения по вопросам оценки истории Перестройки, говорилось о сложностях преподавания истории 1980-х -1990-х гг. в средних и высших учебных заведениях. |
|