9 октября 2009
Вступительное слово Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна, предваряющее выступление М.С.Горбачева в Женевском отделении Организации Объединенных Наций 5 октября 2009 г.Для меня лично огромная привилегия и честь представить вам очередное выступление в цикле «Женевских лекций». Тема, обсуждаемая нами сегодня, - «Новая повестка для ядерного разоружения», и человек, который выступит перед нами, посвятил свою жизнь формированию новой повестки дня для нашего мира. Михаил Горбачев - мировой лидер, отмеченный особым знаком истории. Нобелевский лауреат. Философ-мечтатель. Лидер-реформатор для эпохи целенаправленных действий и устойчивых перемен. Человек, который ввел в общемировой лексикон такие понятия, как «перестройка» и «гласность». В Рейкьявике 20 с лишним лет назад он помог утвердиться концепции безъядерного мира. После многих лет забвения эта цель вновь там, где она и должна быть, - во главе списка общемировой повестки дня. Год назад – в октябре – я предложил состоящий из пяти пунктов план ядерного разоружения, включая проведение специального саммита в рамках Совета Безопасности ООН. На прошлой неделе Совет Безопасности созвал свой первый – за всю историю существования - саммит по ядерному разоружению и нераспространению. Весьма отрадным и внушающим надежду для меня является тот факт, что на прошлой неделе прошел первый – за всю историю существования - саммит Совета Безопасности по ядерному разоружению. Как вы знаете, Совет Безопасности созвал это совещание и принял эпохальную резолюцию исторического значения. Это было исключительное событие – всего в пятый раз за всю историю Организации Объединенных Наций вокруг всем известного стола в зале заседаний Совета Безопасности собрались главы государств - членов Совета, включая президента Китая Ху Цзиньтао – эта страна впервые была представлена руководителем такого уровня. Председательствовал на этой встрече, как вы хорошо знаете, президент США Барак Обама. Он и президент Российской Федерации Дмитрий Медведев обозначили далеко идущий план действий по сокращению ядерных арсеналов и средств доставки ядерного оружия. Параллельно с этим мы видим поток новых идей, идущих от гражданского общества и правительств разных стран. Все это вместе помогает направить великий поезд ядерного разоружения на нужные рельсы. Цель эта, безусловно, не нова. В принятой 1946 году первой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН была определена цель ликвидации этого оружия вместе с остальными вооружениями, «адаптируемыми для целей массового уничтожения». Самой большой проблемой в сфере ядерного разоружения всегда была задача ликвидации разрыва между словом и делом. Для того чтобы достичь этой цели, нам нужно справиться с пятью основными вызовами. Во-первых, прозрачность. С момента принятия первой резолюции Генеральной Ассамблеи прошло более 60 лет, и более 30 лет прошло с момента появления Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а в мире, по имеющимся данным, по-прежнему присутствует более 23 000 единиц ядерного оружия. Я говорю «по имеющимся данным», потому что никто не знает, сколько этого оружия существует на самом деле. Никто не знает объемы расщепляющихся материалов, имеющихся в наличии для возможного производства такого оружия. Мир нуждается в фактах и цифрах, чтобы определить масштабы задачи разоружения, контроля и обеспечения ее выполнения и повышения степени подотчетности. Вызов номер два – проблема необратимости этого процесса. Не может быть устойчивого или постоянного процесса. Разоружением нельзя заниматься на устойчивой или постоянной основе, если существуют опасения относительно того, что кто-то может обманным путем или в открытую проводить перевооружение. В-третьих, механизмы контроля. Они включают в себя конкретные юридические и институциональные меры, гарантирующие соблюдение странами своих обязательств в данной сфере. Четвертое, любое обязательство по ликвидации самого смертельного оружия в мире может быть выполнено только при условии, если оно закреплено юридическим образом на самом высшем уровне. Это может быть многосторонняя конвенция по ядерному оружию. Это может быть механизм, состоящий из отдельных взаимодействующих инструментов. В какой бы форме это обязательство ни было закреплено, оно должно обладать силой закона. Все эти вызовы относятся к содержательным аспектам проблем разоружения. Однако присутствует еще и пятый, пожалуй, еще более важный фактор и более сложный вызов, предшествующий всем остальным: вызов, заключающийся в необходимости проявления столь необходимой политической воли. Это возвращает меня к вопросу лидерства и личности человека, который выступит сегодня перед нами. Бывший президент Горбачев – колоссальная фигура в сфере общемировых усилий по достижению мира, свободного от ядерного оружия. Он занял свое место в истории благодаря своим революционным преобразованиям на посту руководителя своей страны, благодаря своим предложениям по ядерному разоружению, общественной активности, деятельности своего Фонда и своей работе с неправительственными организациями во всем мире. Каждый день мы можем видеть признаки сокращения разрыва между словом и делом в сфере разоружения. По мере сокращения и ликвидации ядерного оружия мы должны также работать и над ограничением арсеналов обычных вооружений. Я часто повторяю, что на планете слишком много оружия, а для мира не хватает средств. Поскольку объем военных расходов продолжает расти, превышая планку в 1 триллион долларов в год, в ближайшие годы для их снижения и перенаправления высвобождающихся ресурсов на достижение Целей развития тысячелетия потребуются значительные усилия в плане лидерства и общественной поддержки. Бывший президент Горбачев когда-то написал: «Потребовалась политическая воля для того, чтобы выйти за рамки старого мышления и прийти к новому видению». Что еще можно сделать для поддержания этой политической воли, столь необходимой для достижения ядерного разоружения в глобальном масштабе? Давайте вместе поприветствуем нашего уважаемого выступающего и узнаем от него ответ на этот вопрос. Благодарю Вас. |
|