Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Новости

К списку новостей
19 ноября 2008

Благодарственное слово И. М. Горбачевой-Вирганской при вручении ей медали Мартина Бубера 14 ноября 2008 года

Уважаемые дамы и господа!

 

Для меня большая честь получить премию имени выдающегося мыслителя и гуманиста Мартина Бубера.

По рождению человек конца XIX века, по биографии – свидетель и участник трагических событий XX, Бубер остается нашим современником, и хочется надеяться, спутником будущих поколений. Его идея диалога как единственно возможного способа преодолевать эгоизм и разобщенность, проста и одновременно сложна. Так же, как невероятно сложен мир человеческих отношений, вырастающий из простой на первый взгляд формулы «Я-Ты». Возможно, только в XXI веке мы со всей остротой начинаем понимать это. Мы начинаем понимать, что признание «инакости Другого», Права быть другим и способность вступать в действенный диалог не с отражением собственных переживаний, а с другой Личностью, не разрушая ее границ, доверяясь ей и вызывая в ответ доверие – вопрос выживания культуры и, в конечном счете, человеческого рода.

Это именно то, что, как мне кажется, имел в виду Мартин Бубер, говоря, что «каждый из нас заключен в панцирь». Привыкнув, мы «перестаем его замечать», как не замечаем и того, что наш «защитный аппарат» мешает нам обратиться к Другому и услышать его обращение к нам. Но по Буберу, «жить – значит быть тем, к кому обращаются, надо лишь принять, лишь услышать это обращение». Бубер понимал ответственность, как самую суть мгновений «живой жизни», за каждое из которых мы отвечаем. Он писал об этом трогательно и ясно: «ребенок взял тебя за руку – ты ответственен за его прикосновение к тебе, толпа людей движется вокруг тебя – ты ответственен за их бедствия».

Могу только сказать, что эти идеи близки мне как человеку, воспитанному в русской культуре. Ее человечность, исповедальность и, как писал Федор Достоевский, «всемирная отзывчивость», присущее ей желание преодолеть эгоизм, «укоренившийся в самом глубоком центре нашего бытия», делают ее исключительно восприимчивой к подлинному диалогу с другими культурами.

Все мы помним, что XXI век начался мощной волной насилия, угрожающего разрушить самые основы свободы и современной цивилизации. Чтобы ответить на этот глобальный вызов, необходимо вновь преодолевать разобщенность, равнодушие и страх открыто говорить друг с другом, достигать понимания и действовать. И, как предупреждал Мартин Бубер, «начинать борьбу следует в собственной душе – все остальное может следовать только оттуда». Это значит, что и путь к Другому начинается в собственной душе.

Я не философ и не политик, всего лишь общественный деятель не очень крупного масштаба, но всегда с болью воспринимаю происходящее и пытаюсь в меру своих сил что-то менять к лучшему. У меня есть свое личное восприятие диалога, требующего мужества и ответственности. Оно связано с жизнью моих родителей, и конечно, прежде всего, с мужественной борьбой моего отца, который вел Россию к свободе, а мир – к «новому мышлению», основанному на диалоге людей, обществ и культур. Его политика оказалась моральным испытанием и для России, и для мира.

Время рассудит, кто есть кто в истории, и многие вынуждены будут признать: упреки и непонимание были в значительной мере вызваны тем, что главное дело отца - Перестройка и «новое мышление» для России и мира – было насильственно прервано в конце 1991 года. К переменам оказались готовы не все, особенно в России. Ведь проблемы нашей страны в равной мере сосредоточены в отдельных людях, обществе и государстве. Нельзя навести порядок в стране, не наведя прежде порядок в самих себе. Отец это хорошо понимал, и начал с самого себя. Я имею в виду его добровольный отказ от сверхвласти и борьбу за то, чтобы люди сами включились с процесс демократизации в нашей стране.

Мир и Россия знают его как политика, который положил конец абсурдной гонке вооружений и изматывающей Холодной войне, поставивших нас всех перед ужасной реальностью ядерной катастрофы. Он вывел нашу страну из изоляции и раньше многих других осознал, что Россия должна признать современные реалии и понять: ее будущее – демократия и диалог, а не конфронтация. Он всегда был убежден в том, что с людьми надо говорить, им надо объяснять – доверяя их разуму, уважая их опыт и давая им возможность самим принимать решения – а не гнать, как стадо, к непонятной и, возможно, чуждой им цели.

К сожалению, в России чаще принято покорно ждать, что кто-то придет и сделает нашу жизнь лучше, а потом жаловаться, что нам навязали нечто, не спросив нас. Но почему же, когда нам и вправду что-то навязывают, мы просто замыкаемся в себе и начинаем тихо выживать? Почему мы не видим никаких путей сопротивления? Ведь чтобы влиять на общественную ситуацию, не нужно обладать властью или занимать политический пост, достаточно иметь собственное мнение и открыто выражать свою гражданскую позицию. Конечно, чтобы сформулировать ее, необходимо четко осознавать свою ответственность и чувствовать сопричастность к другим людям, вне зависимости от того, к какой национальности они принадлежат, на какой ступени социальной лестницы находятся, больны они или здоровы – то есть ко всему происходящему вокруг нас.

Моя собственная жизнь всегда была очень тесно связана с жизнью моих родителей. Оба они были независимыми, самостоятельными, состоявшимися людьми. Они могли спорить, но это всегда был диалог любящих и глубоко уважавших друг друга людей. Они делили друг с другом все: радость и недовольство, победы и поражения – ничто не меняло сути их взаимоотношений, которые для каждого из них были тем самым, по выражению Мартина Бубера, «действительным движением навстречу Другому и обретением Другого».

Наша семья прошла через многое: мы столкнулись не только с непониманием, но и с ложью и предательством. Моя мать переживала это особенно тяжело, и, может быть, это и стало причиной ее тяжелой болезни и трагического преждевременного ухода. Тем не менее, мои родители сохраняли моральную силу делать и говорить то, что считали нужным.

После смерти мамы в 1999 году я постоянно работаю рядом с отцом в Горбачев-фонде – это было его желание. Можно, наверное, сказать, что деятельность, которой я занимаюсь сейчас, была некоторым образом предопределена. Еще в 90-е годы, особенно тяжелое для родителей время после отставки отца, я приняла решение оставить свою медицинскую карьеру и научную работу, которую очень любила. Я до сих пор считаю, что медицина сродни юриспруденции: она фундаментальна, охватывает много отраслей знания и, главное, она обращена к людям. Врач, как и юрист, – гуманист по призванию. Но в 90-е годы я получила экономическое образование и полностью включилась в деятельность фонда.

Это было моим сознательным выбором, потому что я полностью разделяю ценности, которые отстаивали мои родители, и идеалы, которым они неуклонно следовали. Они боролись за них не только когда отец стоял во главе Советского государства, но и когда он ушел в отставку, создав Горбачев-фонд, международную экологическую организацию «Зеленый крест», форум Нобелевских лауреатов и форум мировой политики. В меру своих сил я принимаю участие во всех этих проектах, так как понимаю их реальную практическую пользу для людей, живущих сейчас, и для нашего будущего.

Моя мать первой возродила благотворительную деятельность в Советском союзе и занималась ею до конца жизни. Многие проекты, начатые при ее непосредственной помощи или под ее патронажем еще в конце 80-х годов, живут до сих пор, а ее главный благотворительный проект – помощь детям, больным лейкемией - стал делом нашей семьи, Горбачев-фонда и моим личным.

Я счастлива, что осенью 2007 года в Санкт-Петербурге нам удалось открыть современный медицинский центр – Институт детской гематологии и трансплантологии, который носит имя Раисы Горбачевой. Я вижу в этом не только реальную помощь тяжело больным детям, живущим в России, но и свидетельство того, что осмысленные и ответственные усилия приносят реальные изменения и уменьшают количество страданий. Я благодарна всем, кто нам помогал и помогает. Хочу отметить, что в их числе много европейцев, и поэтому я искренне верю, что, объединяясь ради помощи отчаявшимся людям, мы разрушаем тот самый «защитный панцирь», который сопротивляется «жизни в диалоге», и открываем свой путь к Другому.

Спасибо большое!

 
 
 

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги