24 мая 2007
Публикации по истории Перестройки
Военные последствия сокращений, предложенных Горбачевым
Филипп Карбер
старший вице-президент
Программа национальной Безопасности
Корпорация БДМ
г. Маклин, штат Вирджиния 22102
12 декабря 1988 года
Доклад, представленный на семинаре постоянных послов и военных представителей НАТО в Брюсселе
«Перл-Харбор» для политиков - именно такой эффект произвело выступление Михаила Горбачева 7 декабря в Организации Объединенных Наций.
* Он на несколько часов опередил долгожданное предложение Запада о переговорах по конвенциональной стабильности. При этом то, что ему удалось выразить всего лишь в 253 словах, полностью затмило позицию стран НАТО, на выработку которой были затрачены два с половиной года и тысячи страниц межведомственной документации.
* Он застал врасплох правительства стран Запада и, захватив политическую инициативу, первым выступил с инициативой об ограничении обычных вооружений. Любое другое предложение об ограничении вооружений отныне будет сравниваться и сопоставляться с его сценарием, с его программой.
* Он удивил Запад, причем не теми высокими целями, которые были провозглашены, а конкретным и односторонним характером своего подхода к достижению этих целей.
Выступление Горбачева - не просто приятный сюрприз. Это еще и нападение, умышленный удар по западным военным программам и планам ограничения вооружений. В одной своей речи он добился того, чего не удавалось осуществить при помощи нескольких триллионов долларов, вложенных в оборону НАТО - резко уменьшить в представлении Запада угрозу со стороны советских обычных вооружений. Одновременно он поставил под сомнение целесообразность модернизации сил НАТО, причем более убедительно, чем это сделала бы целая бригада специалистов по урезанию и перераспределению военного бюджета - и все это прежде чем была выведена хотя бы одна единица оружия. Были ослаблены и позиции тех западных экспертов, которые придерживались догматических взглядов на проблему сокращения обычных вооружений. Взгляды эти сводились к следующему:
* Советы, имея превосходство в обычных вооружениях, в действительности не заинтересованы в сокращениях.
* Переговоры по конвенциональной стабильности могут растянуться на долгие годы без видимого успеха, как это произошло с венскими переговорами о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.
* Крупные асимметричные сокращения обсуждаться не будут.
* Принципы «публичной» или «народной» дипломатии не применимы к серьезным и техническим дискуссиям по этой весьма сложной теме.
При всей сенсационности инициативы Горбачева для политиков она к тому же затрагивает и серьезные вопросы военных сокращений, которые должны быть тщательным образом изучены именно с военной точки зрения.
Теоретическая база
«Сегодня я могу сообщить вам следующее: Советский Союз принял решение о сокращении своих Вооруженных Сил».
В прошлом Горбачев не раз демонстрировал Западу, в каком направлении он намерен идти, правда, вез указания конкретных путей и сроков. Сенатор Сэм Нанн почти три года назад обратился к Западу с призывом разработать концептуальные рамки идеи сокращения обычных вооружений - именно это и сделал сейчас Советский Союз. Истоки Философского, концептуального подхода, который был изложен Горбачевым в ООН, прослеживаются в ряде заявлений последних лет.
С советской стороны уже высказывалась идея сокращения в три этапа вооруженных сил и обычных вооружений в Европе:
«Достижение конечной цели первого этапа создало вы основу для последующих существенных взаимных сокращений войск и вооружений.
На втором этапе вооруженные силы каждой из сторон были бы сокращены приблизительно на 25 процентов (примерно на 500 тысяч человек) с их штатным вооружением. На третьем этапе осуществлялись бы дальнейшие сокращения вооруженных сил и обычных вооружений, вооруженным силам обеих сторон был бы придан строго оборонительный характер».
Все эти установки нашли отражение в выступлении Горбачева, причем наиболее подробно была освещена идея сокращения советских танковых сил в Европе - именно в этой области обычных вооружений асимметрия является самой очевидной и нестабильной. Горбачев заявил о сокращении вооруженных сил на полмиллиона человек и не потребовал взаимного сокращения со стороны Запада. Он явно вступил на путь радикальной перестройки советских сухопутных сил, хотя еще не ясно, как эта новая организационная структура будет выглядеть.
Новое и самое удивительное, пожалуй, в том, как Горбачев осуществляет эти задачи.
* Во-первых, одновременно, в то время как раньше предусматривалась их поэтапная реализация.
* Во-вторых, в одностороннем порядке, хотя прежде речь шла о взаимных переговорах - переговорах, которые неизбежно должны были начаться.
* В-третьих, достаточно конкретно, переведя тем самым благовидные цели из сферы пропаганды в область конкретики, где четкие параметры позволяют проверять слова практическими делами.
Очевидно, что объявленные Горбачевым сокращения в первую очередь вызваны проблемой ресурсов, которая приобретает особое значение в связи с проходящими в стране реформами. На Западе эти проблемы явно недооценивались. Однако данное сокращение вооружений имеет непосредственное отношение и к целям Запада, и к мандату новых переговоров о конвенциональной стабильности, а именно:
* ликвидация угрозы внезапного нападения;
* ограничение возможностей по ведению широкомасштабных наступательных операций.
Военная перестройка
«В ближайшие два года их численный состав уменьшится на 500 тысяч человек, существенно сократится и объем обычных вооружений. Эти сокращения будут проведены в одностороннем порядке, вне связи с переговорами по мандату Венской встречи».
Сокращение общей численности советских вооруженных сил и перестройка Советской Армии, несомненно, позволят решить ряд внутренних проблем, что, собственно, и объясняет односторонний характер мер. Тридцать лет тому назад в целях экономии людских и Финансовых ресурсов Хрущев провел значительное одностороннее сокращение дислоцированных за рубежом советских дивизий. Он заявил, что затраты на содержание этих сил вдвое превышают стоимость расходов на содержание войск внутри страны, и за три года вывел из шести стран 14 советских дивизий, в том числе:
Сокращение войск внутренних округов до уровня кадрированных соединений - 20 дивизий.
Итого сокращено - 36 из 175 дивизий.
Интересно отметить, что лишь из Австрии вывод войск был обусловлен договоренностью о сокращении вооружений, в остальных случаях сокращения проводились на односторонней основе.
После своего ухода Хрущев оставил Брежневу «в наследство» вооруженные силы, численностью 3.300.000 чел. личного состава, 140 дивизий (из которых лишь 26 выли дислоцированы за рубежом) и 35.000 танков. Два десятилетия спустя, Горбачев унаследовал военную машину, включающую уже 5.500.000 военнослужащих, 208 дивизий (из них 40 - за рубежом) и более 50.000 танков.
Развертывание советских вооруженных сил и обычных вооружений (см. схему) наводит на ряд размышлений:
- во-первых, сам размер этих сил - т.е. ресурсы, которые необходимы для содержания и совершенствования крупнейшей армии мира не только впечатляют в военном отношении, но и превращаются в тяжелейшее экономическое бремя;
- во-вторых, более половины этих сил представляют собой кадрированные части и соединения (сокращенного состава), для приведения их в состояние боеготовности требуется мобилизация военнослужащих запаса;
- в-третьих, боеготовые и кадрированные части сосредоточены в основном к западу от Урала и нацелены на Европу.
Как и когда-то Хрущев, Горбачев сегодня сталкивается с острой проблемой комплектования в мирное время такой громадной военной машины. Огромные потери среди населения в результате сталинских репрессий в конце 30-х годов и война с Германией в 40-х годах привели к изменениям в уровне рождаемости последующих поколений и сказались на численности призывников 18-летнего возраста. В Советском Союзе начинается (как показано на схеме 2) второй цикл демографического спада, хотя и не такой глубокий как при Хрущеве, но зато более продолжительный. Нынешнее положение с нехваткой примерно 500.000 чел. в год усугубляется увеличением доли призывников нерусской национальности (которые сейчас составляют более 50% ежегодного призыва и не обладают необходимыми навыками), а также тем обстоятельством, что срок службы в армии сейчас составляет не три года, как при Хрущеве, а только два.
Таким образом, заявление Горбачева о сокращении Советской Армии на 500.000 человек в большей степени обусловлено необходимостью решения внутренних проблем, чем стремлением к одностороннему ограничению вооружений. Тем не менее, сокращение личного состава по мирному времени на 10% - это довольно значимый с военной точки зрения шаг. Если основная доля сокращений придется на сухопутные силы с большим количеством личного состава, то это приведет к снижению дивизионного комплектования советских соединений в мирное время на 20%. Это потребует перевода большего числа дивизий внутренних округов в категорию кадрированных соединений (укомплектованных меньше чем на 50%), а также сокращения уровня комплектования существующих кадрированных соединений (приблизительно до 25-30%), что увеличит сроки приведения в боевую готовность советских военных округов, как по отдельности, так и в целом по стране. Что же касается вывода и расформирования советских войск, дислоцированных за пределами СССР (которые укомплектованы на 90 или колее процентов), то в этом случае, по сравнению с соединениями внутренних округов, можно будет сэкономить в три раза больше средств.
Снижение угрозы внезапного нападения
«По согласованию с нашими союзниками по Варшавскому Договору мы приняли решение вывести к 1991 году из ГДР, Чехословакии и Венгрии шесть танковых дивизий и расформировать их.
Из групп советских войск, находящихся в этих странах, будут выведены также десантно-штурмовые и ряд других соединений и частей, включая десантно-переправочные с вооружением и боевой техникой.
Находящиеся в этих странах советские войска будут сокращены на 50 тысяч человек, а вооружение - на пять тысяч танков.
Все остающиеся пока на территории наших союзников советские дивизии переформируются. Им придается иная, чем сегодня, структура, которая после крупного изъятия из них танков становится однозначно оборонительной».
Наиболее важным, с военной точки зрения, аспектом сокращения в выступлении Горбачева было его заявление о выводе части советских сил из Центральной Европы. Со всей очевидностью можно сказать, что в этом регионе развертывание сил в мирное время является одним из самых опасных проявлений военной конфронтации между Востоком и Западом. Нигде в мире не сконцентрировано столько механизированных частей и соединений как в Центральной Европе. Именно в Центральной Европе проходит граница непосредственного противостояния сил обеих сверхдержав. Именно в Центральной Европе два военных союза включают ядерное оружие в свое оперативное планирование и размещают его бок о бок с обычными вооружениями и вооруженными силами. Именно в Ц