13 октября 2005
О презентации книги «Публичная политика в России»
|
|
12 октября в Горбачев - Фонде состоялась презентация книги «Публичная политика в России» (М.: Альпина Бизнес Букс, 2005).
Эта книга - итог десятилетнего проекта «Университет Калгари – Горбачев Фонд» (УКГФ). Рассказывая о работе над книгой, член Правления проекта УКГФ с российской стороны В.А. Медведев отметил, что одной из задач проекта было дать возможность ученым из России и Канады совместно проанализировать актуальные проблемы российской публичной политики и наметить возможные пути их решения. Координатор проекта и главный редактор книги Ю.А. Красин подчеркнул практическую направленность проведенных исследований, стремление участников проекта не только изучить проблему, но и донести научные результаты до сведения широкой общественности.
Презентация книги дала возможность участникам проекта вновь собраться вместе, вчера в Горбачев - Фонде присутствовали ученые как из Москвы, так и из регионов России, приехали и представители Канады. Многие выступавшие отмечали роль Горбачев – Фонда и выражали благодарность за предоставленную им возможность проведения исследований.
Предисловие к книге «Публичная политика в России» написал М.С. Горбачев.
Предисловие
Предлагаемая книга подводит итоги исследованиям и теоретическим размышлениям на базе российско-канадского проекта Университета Калгари – Горбачев-Фонд (УКГФ). Идея такого проекта зародилась 12 лет тому назад, весной 1993 года, во время моего визита в Канаду, инициированного Университетом Калгари. Одним из результатов визита стало создание совместного общественного фонда УКГФ. Средства, собранные во время визита, было решено использовать для поддержки российско-канадских исследовательских проектов, способствующих развитию демократии и рыночных отношений в России. Идея была поддержана тогдашним премьер-министром Канады Брайаном Малруни. Правительство Канады выделило УКГФ солидную субсидию через Канадское Агентство Международного Развития (СИДА).
Трудно было тогда предвидеть, как развернется деятельность УКГФ. Но мы были уверены в положительных результатах, так как за дело взялись серьезные люди, а за ними с обеих сторон стояли авторитетные научные учреждения. Результаты оправдали наши ожидания. Независимая экспертиза работы, выполненной за первые пять лет, дала канадской стороне основание для продолжения финансовой поддержки проекта на новый пятилетний срок. Теперь мы подводим итоги за 10 лет.
Не буду останавливаться на характеристике конкретных исследований, проведенных в рамках проекта в Москве и ряде регионов страны. Резюме 19 крупных исследовательских субпроектов, выполненных на первом этапе (1994-1999), были представлены в книге, опубликованной в 2001 году. Резюме 23 исследовательских проектов второго этапа (2000-2004) читатель найдет в этой книге. Если оценивать итоги 10 лет в целом, то по крупному счету можно выделить три наиболее важных результата.
Во-первых, получены действительно значимые научные выводы, помогающие осмыслить многие процессы в России. Наш Фонд придает чрезвычайно большое значение изучению российского опыта проведения реформ в органической связи с проблемами мирового развития. Этому мы посвятили ряд своих проектов, постоянно собираем у себя ученых, политологов, специалистов в разных областях для обсуждения ситуации в России, в мире и их перспектив в свете всемирной глобализации. Результаты исследований по проекту УКГФ подпитывают нашу работу, идут в основном русле деятельности Горбачев-Фонда.
Во-вторых, выводы и рекомендации проведенных исследований практически значимы, большинство из них нашли или находят применение. Как правило, к проектам проявлен интерес со стороны государственных и общественных учреждений, губернаторов, глав местных администраций. В некоторых случаях (налоговая реформа, культура толерантности в межэтнических отношениях, образовательные программы) материалы проектов были использованы федеральными и другими государственными органами, учебными заведениями. Это значит, что проекты УКГФ получили признание и влияют на российскую публичную политику.
В-третьих, из совместной работы над проектами коллективов научных учреждений России и Канады вырастает научно-практическое партнерство ученых двух стран на стыке общественных наук и социальной практики. В тех тяжелейших условиях, в каких находятся сегодня наука и научные кадры в России, такое партнерство для наших ученых очень важно. Не говорю уж о том, что исторический опыт и богатая социальная практика стабильного канадского общества непосредственно помогают нам в поиске оптимальных решений собственных проблем.
Хочу особо подчеркнуть, что главная тема проекта – публичная политика – очень близка нам. Она громко зазвучала именно в 80-е годы, вошла в повестку дня начавшейся тогда перестройки. Весьма символично, что 10-летие проекта УКГФ фактически совпало с 20-летием начала перестройки. И дело не просто в совпадении, а в том, что лейтмотив проекта звучит в унисон с целями и ценностями, инициированными перестройкой. Когда мы ее начинали, во главу угла проводимых преобразований была положена гласность. Чтобы реформация общества достигла цели и не превратилась в очередной косметический ремонт авторитарной системы, надо было включить в процесс формирования государственной политики само общество. Оно должно было заговорить, а, заговорив, научиться делать сознательный выбор и целеустремленно действовать. Нам нужна была открытая арена обсуждений и совместной деятельности всех граждан, широкая публичная сфера, которая могла бы стать прочной основой демократической политики реформ. Я и мои товарищи видели в гласности ключ к демократическому пробуждению общества. Я и сейчас убежден в этом. Гласность – это фундаментальное завоевание перестройки, которое устояло во всех последующих перипетиях. И пока она есть, сохранится перспектива демократического развития российского общества.
Программа демократической реформации предполагала устранение противоестественных перекосов во взаимоотношении публичных и частных начал. Как известно, в советский период, в условиях полного огосударствления не только социальной сферы, но и экономики, тематика публичной сферы, по сути, лишалась оснований для предметного анализа: вся общественная жизнь рассматривалась как публичная. Для частной деятельности и частной инициативы вообще не оставалось места, даже личная семейная жизнь была объектом общественного вмешательства. В этом – одна из главных причин кризиса и распада советской системы.
Начиная демократические преобразования, мы намеревались устранить эту аномалию, открыть шлагбаум для действий индивидуальных стимулов, для конкурентно-рыночных механизмов. Чтобы придать необходимую динамику общественному развитию, надо было найти оптимальное сочетание публичных и частных начал в экономике, социальной сфере, науке и культуре, в обеспечении правопорядка и безопасности. Решение этой задачи должно было развязать энергию демократической трансформации российского общества.
Поначалу так и было. Но в 90-е годы власть оказалась в руках радикальных либералов. Произошло недопустимое ослабление роли государства и публичных начал там, где они необходимы и оправданы. Это относится и к экономике, но, пожалуй, прежде всего, к образованию, здравоохранению, социальному обеспечению, к науке и культуре, информации. Понятно, что и социальная сфера не может остаться в стороне от рыночных реформ. Но в ней должно быть иное, нежели в экономике, соотношение публичных и частных благ, рыночных и нерыночных форм удовлетворения потребностей людей.
Для нашей страны 90-е годы оказались временем сложнейших, болезненных процессов и тяжелых испытаний. Неизбежная рыночная трансформация – из-за того, что ее осуществляли фактически по-большевистски, шоковыми методами, – ввергла страну в пучину беспрецедентно глубокого и продолжительного кризиса. Резко обострилась социальная ситуация, начался откат от демократии.
Нынешняя внешнеэкономическая конъюнктура позволила несколько выправить положение. Однако экономический рост остается неустойчивым, социально-экономическая политика, предложенная Путиным, «отыграла» свое, и она уже не в состоянии обеспечить устойчивый рост экономики, а заодно и гарантировать демократизацию общества, помочь формированию гражданского общества, без которого у России нет будущего.
Субпроекты УКГФ, понятно, не могут претендовать на полный охват российских проблем публичной политики переходного периода. Хотя некоторые субпроекты касаются крупных вопросов, по большей же части они посвящены исследованию конкретных, часто локальных вопросов. Многие носят тренинговый характер, т.е. связаны с обучением и повышением квалификации кадров.
Тем не менее, в целом сделан значительный шаг вперед в решении сложнейшей и чрезвычайно актуальной проблематики, созданы предпосылки для новых шагов в этом направлении.
Уже сегодня весьма заманчиво для России выглядит идея большого целостного проекта по публичной политике в социальной сфере. Все большую значимость приобретает проблема социального неравенства, степень которого далеко превысила стандарты развитых стран и оказывает негативное воздействие на всю обстановку в стране, на настроения и мотивы поведения людей.
Позволю себе выразить надежду, что семена партнерства, посеянные в марте 1993 года и давшие обнадеживающие всходы, принесут в будущем новые плоды.
М.С. Горбачев