14 июня 2005
Книга, посвященная А. Эйнштейну
В Германии вышла книга «Альберт Эйнштейн, мир сейчас – представления и идеи». Она была напечатана и появилась в продаже к открытию выставки «Альберт Эйнштейн – главный инженер Вселенной», которая проходила в Берлине. Вступительную статью к ней написал М.С. Горбачев.
Осенью прошлого года большая группа ученых и общественных деятелей из разных стран, включая автора этих строк, выступила с призывом отметить 2005 год как «Международный год Эйнштейна». Поводом для этого послужило совпадение двух годовщин: 100-летия создания специальной теории относительности и квантовой теории излучения, заложивших основу современной научной картины мира, и 50-летия со дня смерти создателя этих теорий – одного из величайших ученых ХХ столетия, мыслителя, гуманиста, пацифиста Альберта Эйнштейна.
В развитие этой инициативы возникла идея книги, обращенной ко всем тем, кто озабочен состоянием дел в мировом сообществе и поисками, в традиции Эйнштейна, мирного будущего для нашей планеты. Веским стимулом к размышлениям об этом послужило и то, что в этом году отмечается 60-летие разгрома гитлеровского фашизма в самой кровопролитной войне, какую знала история, а также 60-летие атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, уничтоживших в одно мгновение сотни тысяч людей.
И вот эта книга перед вами, читатель. Ее авторы – Нобелевские лауреаты, известные ученые, поборники мира, видные эксперты в этой области – размышляют о проблемах ядерного оружия, о войне и мире, региональных кризисах и конфликтах и об их предотвращении. Речь идет о глобальных подходах, о выживании человечества и в этой связи о ситуации с окружающей средой, о нарастающем дефиците жизненно важных ресурсов, таких как чистая вода и т.п. Естественно, внимание авторов привлекли вопросы взаимосвязи науки, технологического развития и войны, а также участия ученых в усилиях по сохранению мира, за разоружение.
Обращение к духовному и научному наследию Альберта Эйнштейна сегодня как никогда актуально. Годы его жизни (1879-1955) совпали с одним из самых трагических периодов в современной истории. Первая мировая война, приход к власти нацистов на его родине, в Германии, планы мирового господства «держав оси», развязавших Вторую мировую войну, – все это определило формирование гуманистических и пацифистских убеждений Эйнштейна и вместе с тем побудило его в 1939 году, по совету физиков, обеспокоенных ядерными исследованиями в нацистской Германии, обратиться с письмом к президенту Рузвельту, что подтолкнуло запуск Манхэттенского проекта - программы работ по созданию атомной бомбы в США.
Эйнштейн остро ощущал свою моральную ответственность как ученого, открытия которого способствовали овладению человеком колоссальной энергией атома, а тем самым – и созданию ядерного оружия. В последние годы жизни его глубоко тревожили судьбы мира и всеобщей безопасности. Он стал одним из инициаторов Пагуошского движения. За неделю до смерти он обратился к Бертрану Расселу, дав согласие поставить свое имя под манифестом, который призывал к новому мышлению в ядерный век и отказу от ядерного оружия.
В 1955 году, когда был опубликован знаменитый «Манифест Рассела-Эйнштейна», еще трудно было рассчитывать на практическое применение идеи нового мышления в политике. «Холодная война» была в разгаре и сверхдержавы, одержимые геополитическим соперничеством, все больше втягивались в смертоносную гонку вооружений. Это наводило Эйнштейна на горькую мысль: «выпущенная на волю энергия атома изменила все, кроме мышления самого человека».
Спустя 30 лет, начиная перестройку советской системы, мы подхватили идею нового мышления (предшественниками которой в России были такие ученые, как Вернадский и Сахаров), чтобы развить ее и перевести в практическую плоскость новый подход к международным отношениям. В концепции нового политического мышления выкристаллизовались несколько основных принципов: а) ядерная война бессмысленна и иррациональна; б) представление о войне как «продолжении политики иными средствами» утратило всякие разумные основания; в) безопасность должна обеспечиваться преимущественно политическими средствами, в том числе путем контроля над вооружениями; г) безопасность неделима, она должна быть равной для всех и базироваться на балансе интересов; д) за каждым народом должна быть признана свобода выбора собственного пути развития и образа жизни.
Одним из первых шагов на пути практического воплощения принципов нового мышления в сфере международных отношений стала советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве (ноябрь 1985), где руководители сверхдержав констатировали: «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей». За этим последовали советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; договор о сокращении стратегических наступательных вооружений; вывод советских войск из Афганистана; самоопределение стран Восточной и Центральной Европы, получивших возможность свободы выбора; объединение Германии и преодоление раскола Европы. И в итоге – прекращение «холодной войны».
«Мир невозможно удержать силой. Его можно достичь лишь пониманием» – гласит один из афоризмов, приписываемых Эйнштейну. Понимание – вот чего не хватает некоторым лидерам, зараженным высокомерием власти и силы. Из-за этого, к сожалению, не были должным образом использованы возможности строительства более безопасного мира, которые открылись после прекращения «холодной войны». Более того, к сохранившимся прежним угрозам в последующий период добавились новые.
Сегодня человечество сталкивается с тремя взаимосвязанными глобальными вызовами: вызовом безопасности, вызовом бедности и вызовом экологическим. Международный терроризм и локальные вооруженные конфликты держат мир в постоянном напряжении. Вновь растут военные расходы, совершенствуются военные технологии, увеличиваются обороты торговли оружием. И в то же время в огромных масштабах сохраняется массовая нищета, которая служит питательной почвой для экстремизма и насилия. Все более угрожающей становится экологическая ситуация: вследствие глобального потепления меняется климат, тают ледники, учащаются и становятся более разрушительными природные катаклизмы, подвергаются эрозии почвы, сводятся и выгорают леса, истощаются рыбные запасы, исчезают тысячи видов растений и животных.
Эти три вызова связаны между собой и по своим источникам, и по последствиям, и по тому, какие императивы они диктуют мировому сообществу. Невозможно противостоять фанатизму, терроризму, преступности, обеспечить глобальную безопасность и стабильность, не борясь с нищетой и голодом. Невозможно преодолеть нищету, не обеспечив равного права всех на развитие, на доступ к основным средствам существования и защиту окружающей среды. И не может быть устойчивого и надежного развития, если не обеспечить мир, как не может быть мира без устойчивого развития.
Обсуждение политики в области развития на международных форумах последних лет выявило большую степень согласия в отношения того, что надо делать. К сожалению, и на это справедливо обращает внимание генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, пока не удалось добиться консенсуса в отношении того, как сделать наш мир более безопасным. Споры о том, каким образом следует реагировать на существующие угрозы, отражают глубокие противоречия и разногласия, существующие на этот счет в мировом сообществе.
Речь идет о противоречиях и разногласиях фундаментального характера. Убежден: никакие меры по укреплению международной безопасности и борьбе с нищетой не дадут прочных результатов, если не изменится культивируемый в наиболее развитых странах потребительский менталитет, который под влиянием глобализации распространяется по планете. Модель общества потребления неадекватна положению человечества в условиях, когда использование конечных земных ресурсов уже превысило критический порог.
Где же выход? В том, чтобы наращивать военную мощь в надежде обеспечить контроль над ресурсами для своей страны и защититься от социальных последствий грозящей экологической катастрофы? Это был бы самоубийственный путь. С точки зрения долгосрочной перспективы единственный выход в том, чтобы изменить политику. В конце прошлого года назначенная Кофи Аннаном Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам представила обширный доклад «Более безопасный мир: наша общая ответственность». Это значит, между прочим, что идея, которую я неоднократно высказывал, – идея создания при ООН своего рода «совета мудрецов», получила, наконец, определенное выражение. Доклад содержит оценку угроз, с которыми сталкивается сегодня человечество, и пакет рекомендаций о том, как следует реагировать на эти угрозы. В том числе и рекомендации по обновлению органов ООН, включая Совет Безопасности.
Трудно, однако, рассчитывать на коренной поворот в мировой политике, если не преодолеть разрыв между объективной потребностью в изменении доминирующих ныне поведенческих стереотипов и неготовностью к этому государств, сообществ и отдельных людей. Этика международных отношений, этические критерии в политике приобретают ключевое значение.
Об этом говорилось, в частности, в Заявлении, принятом на одной из сессий Римского форума лауреатов Нобелевской премии мира. Политика, отвечающая интересам человека, говорится там, должна опираться на нравственные ценности. Это должно найти выражение в более справедливом мировом порядке, основанном на верховенстве права. Политика унилатерализма и силового решения проблем, имеющих глубокие экономические, социальные, культурные и религиозные корни, успеха не обеспечивает. Демократия не может быть навязана извне, тем более - путем применения силы. Неприемлемы военные доктрины, допускающие превентивные войны и применение ядерного оружия. Это оружие аморально, его надо уничтожать. Изощренные технологии уничтожения, изобретенные человечеством, должны уступить место технологиям диалога, сотрудничества и солидарности.
Отсюда – особая роль и ответственность мирового научного сообщества. Отдавая дань памяти Эйнштейна, уместно вновь подчеркнуть значение его нравственной позиции противника нацизма и вообще всякого экстремистского национализма, милитаризма и политики насилия, последовательного сторонника мира и разоружения, защиты прав человека и социальной справедливости. Обращение к традиции Эйнштейна и сохранение памяти о нем поможет эффективнее действовать в пользу обновления мировой политики на прочных этических основах, коренящихся в общечеловеческих ценностях. К чему призывает нас и эта книга.
Михаил Горбачев