19 ноября 2004
Открытое письмо бывшему Президенту Советского Союза М.С. Горбачеву
Спасибо, господин Президент!
Открытое письмо бывшему Президенту Советского Союза М.С. Горбачеву
Уважаемый Президент Горбачев!
В середине 80-х Вы по праву стали знаменитым как инициатор демократизации и гласности в Советском Союзе, а также потому, что отказались от использования насилия в отношении народов Восточной Европы и народов самого Советского Союза. Но я пишу это письмо, чтобы поблагодарить Вас за совершенно другое дело, о котором мало знают. То, что Вы сделали в Советском Союзе, создало совершенно особые условия демократизации и гласности здесь, в США, в плане решения вопросов, связанных с ядерным оружием. Именно Ваше новое мышление в СССР привело в 80-е и 90-е годы к закрытию большинства крупных предприятий по производству ядерного оружия в США. Мужество, проявленное Вами на посту президента Советского Союза, стало источником надежды для людей не только у Вас в стране. Многие американцы освободились от гнетущего страха и стали по-новому смотреть на мир, на свою страну и ее ядерные средства.
Мы стали проявлять больше интереса к проблеме ядерного загрязнения собственной территории. Раньше этим занимались только самые храбрые люди (как, впрочем, и в Советском Союзе). Но производители ядерного оружия всегда умели заткнуть им рот. Если в суд и попадали подобные дела, то их быстро прикрывали, заявляя о национальной безопасности и советской угрозе.
В течение всего 1985 года и на протяжении 80-х в США быстро увеличивалось число людей, обеспокоенных загрязнением воды и воздуха, ядерных отходов и безопасности предприятий, производящих ядерное оружие. В прошлом общественность можно было легко успокоить. Но глядя на перемены в СССР, местные и национальные средства массовой информации, правоохранительные органы, депутаты и даже ФБР стали уделять гораздо больше внимания экологическим вопросам, связанным с производством ядерного оружия. Естественно, что в годы «холодной войны» никто и представить себе не мог, что ФБР будет заниматься проверкой предприятий по производству ядерного оружия, чтобы получить доказательства того, что их работа приводит к экологическим преступлениям. Правительство США расценило бы это как коммунистический заговор. В 1954 году, например, когда японское рыболовецкое судно «Лаки Дрэгон» попало в зону сильного ядерного заражения после испытания американской водородной бомбы на атолле Бикини, тогдашний председатель Комиссии по атомной энергии заявил, что это было «красное» шпионское судно, незаконно вторгшееся в район, где проходили испытания.
К 1987 году, когда Ваш премьер-министр Николай Рыжков сказал: «Я уверен, что зима недоверия закончилась», исчез не только страх перед Советским Союзом. В США произошло нечто большее: на основании своего опыта люди, проживающие в районах производства и испытания ядерного оружия, начали понимать, что их правительство, прикрываясь соображениями секретности, несовершенством науки и «холодной войной», причинило им и их детям огромный вред.
Возьмем, к примеру, завод по производству ядерного оружия на юго-востоке штата Огайо, примерно в 25 километрах от Цинциннати. Он выпускал полмиллиона тонн металла, обогащенного ураном, который в основном использовался в американских реакторах, работающих на плутонии, расположенных в Хэнфорде и в Южной Каролине. В декабре 1984 года Лиза Кроуфорд, которая жила недалеко от завода, узнала, что в некоторые колодцы в этом районе попал уран. До этого ни она, ни ее соседи даже не подозревали, что живут рядом с «ядерным» заводом. Считалось, что здесь производится сельхозпродукция.
В январе 1985 года в этой тихой части штата Огайо, где люди испокон века придерживаются консервативных антикоммунистических взглядов, разразился скандал. Жители решили выяснить, чьи колодцы были заражены ураном. Том Льюкен, тогдашний представитель этого района в Конгрессе США, провел встречу с жителями. На встречу пришли сотни людей. Лиза узнала, что ее колодец тоже заражен ураном. У нее был маленький ребенок. Она готовила еду на воде из этого колодца. Ту же воду она напускала в бассейн, где купался ее сынишка.
Как всегда, американский истеблишмент, отвечающий за ядерное оружие, заявил, что вода безопасна, и волноваться не о чем. В 50-е, 60-е и 70-е годы люди с доверием относились к подобным заверениям. На этот раз Лиза и ее соседи им не поверили. Лиза испугалась, что ее ребенок может заболеть раком (он, слава Богу, здоров). Лиза подала в суд на корпорацию «Ферналд», которая управляла заводом от имени правительства. Иск подписали члены ее семьи и еще 14000 человек. И вот – неслыханное доселе дело! - правительство США поддержало иск и оплатило все судебные издержки. А ведь раньше было все наоборот – правительство в подобных случаях лгало, что все в порядке.
По распоряжению суда Институту проблем энергетики и экологии, который я возглавляю, было поручено дать экспертную оценку о наличии радиоактивных выбросов этого предприятия. Мы подсчитали, что эти выбросы или количество урана с 1950-х годов превысили 300.000 кг, а правительство в 1987 году сообщило цифру - 135.000 кг.
Лиза и ее соратники выиграли это дело. Это была настоящая победа! И помогли им в этом – хотя они и не осознавали этого сами – перемены в СССР.
По этому иску правительство выплатило населению 78 миллионов долларов. Сам завод демонтировали, а его производственные здания снесли.
Подобных примеров можно привести множество.
Конечно, мы прекрасно понимаем, что, начиная с середины 90-х годов, произошло много серьезных отступлений по всем фронтам, в том числе и в области ядерных вооружений. Сенат США отказался ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. Как Вы знаете, американский ядерный истеблишмент разработал новую ядерную доктрину, в которой фактически поименованы государства, на которые нацелено ядерное оружие. В их число включена и Россия. Ставится задача создания и использования новых видов ядерных вооружений, так называемых «ядерных средств, проникающих в землю» и ядерных мини-вооружений. Деньги, выделяемые на разработку ядерных вооружений и на содержание громадного американского арсенала, льются рекой. Объем финансирования превысил средний уровень соответствующих ассигнований времен «холодной войны».
Мир сейчас переживает тяжелые времена, постоянными стали темы войны и насилия. И наша задача сегодня – постараться сохранить тот алгоритм движения к жизни без ядерного оружия и страха, который Вы задали миру 20 лет назад. Я благодарю Вас, Президент Горбачев, за Ваше мужество, за утверждение принципов ненасилия, за то, что Вы сделали вместе с президентами Рейганом и Бушем-старшим для уменьшения ядерной напряженности, за содействие разоружению в США. Сейчас, в эпоху глобальных трудностей, нам всем нужно не только укреплять наши прошлые завоевания в антиядерной сфере, но также распространять их, чтобы люди могли объединиться и защитить мир от ядерного апокалипсиса.
Арджун Макхиджани
Доктор Арджун Макхиджани - президент Института энергетики и экологии, штат Мериленд. Он является автором и соавтором многих книг, статей и отчетов по вопросам воздействия ядерного производства на экологию и на здоровье людей.. Защитил диссертацию по проблеме контролируемого ядерного синтеза на кафедре электротехники в Калифорнийском университете в Беркли. Выступал в Конгрессе США, участвовал в программах национальных и международных телевизионных каналов и радиостанций, в том числе CNN, CBS, ABC, BBC и National Public Radio. Является выпускающим редактором журнала «Проблемы уничтожения ядерных отходов», который был выдвинут на Пулицеровскую премию.