21 декабря 1997
Если есть «Горбачев-Foundation» - значит будет и «Горбачева-Club» // Панинтер № 21 (62) декабрь 1997На первом заседании клуба присутствовали женщины, общественный статус которых действительно позволяет говорить - они способны сделать многое. В заявочном списке участниц Круглого стола были такие имена, как Н.П.Андреева - проректор Высшей школы международного бизнесе академии народного хозяйства при Правительство России, И.М.Вирганская - президент коммерческо-образовательной фирмы при Фонде Горбачева, З.И.Зелинская - генеральный директор психотерапевтического центра «Дар», О.М.Здравомыслова - социолог, кандидат философских наук, Т.В.Евгеньева - заведующая кафедрой российского государственного гуманитарного университета, Г.Г.Спирина – политолог, доцент, Л.И.Сараскина - доктор филологических наук, историк литературы, писатель, Л.О.Телень - зам. главного редактора газеты «Московские новости», О.Г.Дмитриева - депутат Госдумы, Т.В.Ярыгина - депутат Госдумы, Л.В.Кузнецова - Комитет солдатских матерей и многие другие. Ну и, конечно, сама Р.М.Горбачева. Как родилась идея создания клуба? Она пришла, как говорится, «снизу», от тех российских женщин, которые и письменно, и устно обращались к Р.М.Горбачевой, с просьбой взять на себя инициативу в активизации женского потенциала нашей общественной жизни, в повышении роли женщин в процессе формирования гражданского самосознания. То есть всего того, без чего никогда в России не будет полноценного гражданского общества. Было решено провести первую, организационную встречу-диалог, встречу-дискуссию, для того, чтобы осмыслить - каким должен стать клуб. Темой этого первого заседания стала «Современная Россия - через взгляд женщин». Наверно, многое могло бы быть иначе в нашей жизни, если бы женщины смогли бы более активно участвовать в обсуждении насущных проблем, в принятии решений и в их реализации. Женщины - участницы этого первого заседания считают: сегодня женский голое не слышен. Позиция женщин или неизвестна или просто игнорируется. Как изменить существующее положение? Забегая вперед, скажем - в заключение многочасовой беседы единогласно было принято решение: клубу - быть, он просто необходим сегодня. Было решено назвать его – «Женский Клуб Раисы Горбачевой». Думается, читателям важнее всего услышать не наш комментарий происшедшего факта, а непосредственные размышления участниц Круглого стола. Фрагменты некоторых из них мы и предлагаем вашему вниманию. - Прежде всего о названии клуба. Когда эта идея возникла, мы все долго думали, какое название дать новому клубу. И решили, что само имя Раисы Горбачевой гарантирует тот уровень разговора, который мы предполагаем вести здесь. С этим именем связано изменение и слом тех психологических представлений о женщине, которые существовали в советском обществе. Поэтому мы и остановились на таком вот неформальном названии. Мы сразу решили, что наш клуб не будет сугубо женским движением, в котором кто-то будет бороться за свои права. Он не будет клубом феминисток, не будет политической организацией. Это будет клуб с «открытыми дверями», где возможны любые дискуссии, не только на женские темы, и даже не столько на женские темы, сколько на темы, которые волнуют женщин, как членов гражданского общества... Ольга Здравомыслова: «Два голоса в общественном мнении». - На первый взгляд разницы между мужчинами и женщинами, их оценками на те или иные события, действительно, почти нет. Это доказывает то, что все мы - и мужчины, и женщины - живем в одном мире, все мы имеем некий общий взгляд и этот Взгляд говорит об общем, скорее, неблагополучии. Я могу привести несколько сюжетов из последних исследований-опросов, которые проводились ВЦИОМ. И мужчины, и женщины полагают, что в стране бедные составляют более половины граждан, т.е. примерно 60%. Они же считают, что главное условие достижения высокого положения в обществе - это скорее не личные усилия и не его способности, а те нужные связи, которыми он или она располагают или не располагают. Когда мужчинам и женщинам .задают вопрос: как вы считаете, зависит ли от пола способность человека в достижении успеха? - то в нашем обществе найдется очень мало людей (менее 1/5 части), считающих, что да, скорее зависит. Большинство же отвечает на этот вопрос так: пол не есть такое уж важное обстоятельство, в связи с чем человек должен быть ограничен в своих достижениях. Но при этом есть один удивительный факт. Мы попросили ответить людей: кому в жизни лучше - мужчинам или женщинам? 83% мужчин и 92% женщин считают, что жить лучше мужчинам. Мы спросили: кому лучше живется в России - людям, имеющим или не имеющим детей? Результат удивил нас еще больше: 81% мужчин и 68% женщин ответили, что лучше живется людям без детей. Обращу ваше внимание, что женщины здесь составляют - 68%. Причем так отвечали люди, имеющие в семьях детей. Ну и, наконец, вопрос: кому в России лучше, работающим матерям или домохозяйкам? Здесь результат такой: 42% мужчин и 39% женщин считают, что лучше - работающим матерям, но 60% мужчин и женщин считают, что лучше живется домохозяйкам. Вот вам и модель свободного мужчины и свободной женщины, как бы мы ни пытались друг другу объяснять, что семья - оплот жизни, Раисе Горбачева: Шутливый факт из моей биографии. - Вспомнила один факт из своей биографии, связанный с социологией. Я по профессии доцент философии, и моя научная работа была связана с социологией; причем это было в тот период, когда эта наука только зарождалась в нашей стране. Я лично прошла десятки, сотни дворов (поскольку это была крестьянская деревня Ставрополья), опросила сотни женщин по длинным анкетам, в которых были вопросы о материальном благосостоянии, о том, кто в семье ее глава, о традициях семьи и т.д. Был там и такой вопрос - интимные отношения. Аудитория была проста, крестьянские женщины, когда я доходила до этого сакраментального пункта (а я была молодой социолог и немного смущалась), то они спрашивали: «А что це такэ интымныи отношения?» Я начинала объяснять, что это отношения между мужчиной и женщиной, и так далее... и после этого получала такой ответ: «Конечно, а як же? Вы ставьте, ставьте крестик! А то на черта воны тогда нужны энти отношения». Людмила Сараскина: «Гражданка Парамонова» - Женская и мужская журналистика, что это такое? Газеты, журналы, телевидение, издательства - тысячи сотрудников - и все это в принципе женские организации. Здесь женщины представлены в изобилии, они очень разные и поэтому, добившись в этой сфере нашей жизни абсолютно равных прав с мужчинами, женщины эти права могут весьма успешно осуществлять'. Как же воспользовались женщины этими своими привилегиями - с одной стороны, быть лицом страны, а с другой все-таки как-то олицетворять человеческую сущность в женском образе и женский образ в человеческой сущности. Раньше существовал такой анекдот (может быть он несколько грубоват, но показателен). Когда женщина обращалась к мужчине с какой-то претензией, взывая к чувствам его мужского достоинства, то он отвечал: я прежде всего член партии, а потом уже мужчина. И выработался соответствующий тип женщины, этакой гражданки Парамоновой - существа почти без пола, затравленного, агрессивного, не понимающего, что она собой олицетворяет. Так что же сегодня собой представляет женская журналистика? С этой точки зрения я, к сожалению, должна констатировать, что за очень небольшим исключением, подавляющее большинство представителей женской журналистики - это тот самый тип. Но это уже не гражданка Парамонова, сидящая в кадре в белом шарфике, затянутая в какой-нибудь костюм, грубая и мужеподобная. Нет, это вполне женственное милое создание, которое может одеваться в бутиках. Но все эти создания прежде всего относятся к своей партии, клану, направлению. Женская журналистика - это в такой же, а то и в значительно большей степени, по-прежнему партийное дело. Журналистка - это или демократка, или левая, или принадлежит еще к какой-то партии, и это в ней доминирует. Лариса Пияшева: «Женщина в политике». - Мой опыт женщины в политике свелся к тому, что я, по-моему, перессорилась со всеми, с кем только могла перессориться. Я Лужкову сказала все, что о нем думаю, и его это долго ранило. Когда я говорила с Чубайсом - решался вопрос о судьбе приватизации - то Чубайс так со мной разговаривал, что вынудил меня в прямом смысле слова хлопнуть дверью, выбежать из кабинета и потом уже, в лифте, в присутствии своего водителя разрыдаться, не поехать на телевидение, не дать нужное интервью. Все эти женские проявления, просто недопустимы в ситуации, когда должны определяться серьезные вещи и решаться эпохальные вопросы. Профессиональные качества политика - это, конечно же, твердая воля, уверенность в том, что ты все делаешь правильно. И не женская нервная система должна быть у человека, берущегося за то, чтобы войти во власть и удержаться в ней, делая свое дело. Инокиня Ольга (Ольга Гобзева): «Служить Господу!» - Я нахожусь в данном собрании под благословением его Высокопреосвященства Сергия, Архиепископа Солнечногорского, Управляющего делами Московской Патриархии. Я являюсь сотрудницей отдела по церковной благотворительности. по своему сегодняшнему состоянию я нахожусь в иноческом постриге, постриг случился в 93-м году в женском монастыре города Иваново, пострижена я архиепископом Ивановской Епархии Амвросием. Для меня это был очень существенный поворот в моей жизни, потому как в миру я была в искусстве. Я была актрисой кино и театра. Может быть прежде, когда бы я была вместе с вами, я бы разделила мнения многих, но земля - юдоль печали, и, если мы будем стремиться к тому, чтобы найти на земле счастье, то, наверное, чаще всего разочаруемся. Поэтому, когда я пришла в монастырь, и меня постригли, я стала счастлива, хотя я и лишилась семьи (у меня есть сын), у меня есть только мои сестры монастырские, духовный отец, всю свою жизнь я посвятила Богу. В постриге у монаха появляется три основных послушания: хранение целомудрия, послушание духовному отцу, т.е. отречение от своей воли и нестяжание - не иметь ничего лишнего. Надо сказать, что монастыри, которые сейчас очень развиваются и которых в России множество, особенно женских, по сути своей патриотичны. У них нет своих личных интересов, амбиций, у них есть только то, что они могут служить Господу и обществу. Любовь Кузнецова: «Солдатские матери». - У нас, конечно, есть и такие матери, чьи дети не были на чеченской войне, но они все равно защищали тех, кто ушел на эту войну, и выступали против нее. Мне кажется, пример такого движения, как «Солдатские матери России» очень показателен - беда объединила женщин. Мы объединились, работаем уже давно и еще будем работать, и к сожалению, пока конца и края не видно. У нас мало говорят в защиту женской журналистики. В такой тяжелой военной тематике посмотрите, как хорошо проявились женщины. Даже более ярко, чем мужчины. Юля Калинина в «Московском комсомольце», Лена Масюк на НТВ, Светлана Сорокина... Когда шла война в Чечне, мы стояли каждый четверг на Пушкинской площади, нас была маленькая кучка. И я думала тогда, что в этой страшной войне встанет весь народ, все матери. А мимо шли люди и редко кто подходил к нам. Они жили своей жизнью. Жизнь продолжалась. А в это время тысячами гибли наши дети. Да, народ нас не поддержал. Те мамы, кого каким-то образом коснулась эта война, были там, в Чечне. А остальное общество нас не поддержало - не заметило. Было очень больно. Если бы это было не так, войны бы, наверное, не было. |
|