Отцы и дети в посттоталитарном контексте. Опыты России и ГерманииМеждународный Фонд социально-экономических и политологический исследований (Горбачев-Фонд)
Фонд имени Генриха Бёлля в России
Проект «Горбачевские Чтения»
Круглый стол
Отцы и дети в посттоталитарном контексте. Опыты России и Германии
После распада СССР, в течение всего постсоветского периода в России идет спор о советском прошлом. В последние годы он вышел на новый уровень, связанный с взрослением тех, кто родился в 90-ые и 2000-ые годы. Очевидно, что личностное и гражданское взросление этих молодых людей невозможно без осмысления ими советского периода отечественной истории, без личного отношения к недавнему прошлому, формирования собственной позиции в споре о прошлом, который не прекращается и продолжает раскалывать российское общество. То, что в России не произошла «проработка» советского прошлого, уже стало общим местом. Сложнее с ответом на вопрос, почему она не произошла. Мы предлагаем посмотреть на этот вопрос с точки зрения конфликта поколений.
В 2018 году исполнилось 50 лет молодежным протестам 1968 года, изменившим Германию и Европу в целом. Характерной чертой немецкого молодежного движения было соединение антитоталитарной повестки и бунта против «отцов», ответственных за гитлеровский нацизм. В 70-е годы в ФРГ «дети» стали задавать вопросы родителям о периоде 1930–1940-х. Это оказало огромное влияние на немецкое общество: опыт Германии показал, что межпоколенческий конфликт способен быть «мотором» исторической динамики, вести от конфронтации – к диалогу и переосмыслению прошлого. В конечном счете, это стало одним из ключевых условий успешного демократического транзита.
Советская «оттепель» 50-ых – 60-ых, которая при всех очевидных отличиях, была частью огромного исторического сдвига, происходившего тогда в мире, никогда не достигала открытых, активных форм протеста. В период перестройки (1985-1991) поколения впервые остро осознали свои различия и конфликт. Казалось, исчезновение идеологической монополии КПСС и смена исторической эпохи в СССР должны были привести к активизации, поляризации противоречий «отцов и детей», новому конфликту и широкой общественной дискуссии о памяти и ответственности.
Однако конструктивный потенциал межпоколенческого конфликта не получил развития после распада СССР. Молодые российские граждане с энтузиазмом восприняли открывшиеся возможности, но они не сумели сформировать собственно демократической повестки, направленной на то, чтобы прервать преемственность нового российского государства с прежними репрессивными практиками, осуществить демонтаж тоталитарных структур и перейти к верховенству права.
Почему так произошло? Не является ли (сознательный и/или бессознательный) уход от конфликта поколений свидетельством социальной, культурной незрелости общества, в котором ценность родства и семьи противопоставляется гражданским и общечеловеческим ценностям? О чем свидетельствует немецкий опыт межпоколенческого конфликта и его роль в успешном демократическом транзите, который совершило немецкое общество? Какие уроки немецкого опыта значимы и актуальны в сегодняшней России?
Эти вопросы – ключевые в обсуждении на Круглом столе – стоят также в центре романа Сергея Лебедева «Гусь Фриц», опубликованного в 2017 в России и в 2018 году в Германии (SergejLebedew “Kronos’ Kinder”). Выступление Сергея Лебедева откроет обсуждение. В нем примут участие историки, социологи, писатели, общественные деятели, молодые исследователи, студенты.
Круглый стол состоится в Горбачев-Фонде
5 февраля 2019 г. с 14.00 до 18.00.
ПРОГРАММА
14.00-14.30 Регистрация участников
14.30-14.40 Открытие Круглого стола
Ольга Здравомыслова, исполнительный директор Горбачев-Фонда
Йоханнес Фосвинкель, руководитель Фонда имени Генриха Бёлля в Российской Федерации
14.40-15.20 Проблема конфликта поколений в посттоталитарном контексте.
После распада СССР, в течение всего постсоветского периода в России идет спор о советском прошлом Мы предлагаем посмотреть на этот вопрос с точки зрения конфликта поколений, обратившись также к опыту послевоенной Германии.
В 70-е годы в ФРГ «дети» стали задавать вопросы родителям о периоде 1930–1940-х. Это оказало огромное влияние на немецкое общество: о чем свидетельствует немецкий опыт межпоколенческого конфликта и его роль в успешном демократическом транзите, который совершило немецкое общество? Какие уроки немецкого опыта значимы и актуальны в сегодняшней России?
Доклады:
СергейЛебедев, писатель, авторкниги «ГусьФриц» М. «Время», 2018 / Sergej Lebedew «Kronos’ Kinder», S. Fischer Verlage, 2018
Йоханнес Фосвинкель, руководитель Фонда имени Генриха Бёлля в России
15.20-16.30 Выступления в дискуссии
16.30-16.45 Перерыв
16.45-17.45 Продолжение дискуссии
17.45-18.00 Заключительные ремарки |
|