Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Открытие семинара

О.М. Здравомыслова. Сегодняшний семинар открывает совместную программу Горбачев-Фонда и Института Кеннана, которая, как мы надеемся, будет развиваться.

 
Начало нашему партнерству было положено в 2009 году, когда мы провели очень содержательную, по признанию всех ее участников, дискуссию «Россия и Америка: как мы видим друг друга» http://www.gorby.ru/activity/conference/show_767/.
 
Мы обсуждали тогда тему, близкую сегодняшней, ‒ хотя и не совсем в том ключе, в котором будем говорить на этот раз. Но дискуссия двухлетней давности, несомненно, стала стимулом для нового проекта Горбачев-Фонда и Института Кеннана, который мы рассматриваем в числе постоянных и надежных партнеров Фонда.
 
Михаил Сергеевич Горбачев передает участникам семинара привет и желает плодотворной работы. Он считает, что тема семинара и проекта в целом исключительно важна в общественной дискуссии, которая идет в мире и в России.
 
Что касается нашей страны, то чем больше времени проходит с того дня, когда прекратил существование Советский Союз, тем более значимыми становятся для России проблемы, связанные с культурным разнообразием населяющих ее народов. 
 
А сейчас я передаю слово Эмилю Паину.
 
Э.А. Паин. На небольшое время, я потом еще раз возьму слово. Пока же я передаю его Михаилу Александровичу Федотову, председателю Совета при Президенте РФ по развитии гражданского общества и правам человека. Этот Совет ‒ один из организаторов нашего семинара. Межкультурное взаимодействие ‒ новое направление в Совете, которого не было раньше, до того, как Михаил Александрович его возглавил. По сути, это одно из первых публичных мероприятий для членов Рабочей группы по содействию гражданской интеграции этнокультрных общностей, сложившейся в рамках Совета. Члены и эксперты этой группы составляют немалую часть участников нынешнего семинара, по поводу которого я попрошу высказаться Михаила Александровича.
 
М.А. Федотов. У сегодняшнего мероприятия замечательные отцы: Институт Кеннана, Фонд Горбачева и президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека.
 
На собственном опыте я убедился в 2004 году, сколь много могут дать даже несколько месяцев стажировки в Институте Кеннана, когда получаешь и время, и материал для работы. В голову приходили умные мысли, а текучка не мешала им закрепляться в письменном виде.
 
Хорошо, что это мероприятие проходит здесь, в Фонде Горбачева, потому что с именем первого и единственного президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева в истории нашей страны связаны первые попытки мирного урегулирования межкультурных проблем, межэтнических конфликтов. В прежние времена о событиях в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Баку мы бы и не узнали. Как и в случае с Новочеркасском, любые народные волнения были бы подавлены силой, но так, чтобы даже слухов не осталось. Именно благодаря провозглашенной Горбачевым политике гласности общество стало постепенно привыкать к свободе, безбоязненно обсуждать свои проблемы, отстаивать свои права. Вот тут-то и возникли конфликты. Хотя их причины сложились намного раньше, но именно в условиях свободы конфликты вышли на поверхность. К сожалению, далеко не все из обнаружившихся в ту пору конфликтов получили урегулирование, но хорошо уже то, что была доказана бесперспективность их разрешения методами ковровых бомбардировок и закатывания общества под асфальт.
 
Третьим со-организатором сегодняшней конференции стал Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Созданный еще в 1993 году, Совет никогда прежде не занимался проблемами межкультурного взаимодействия и этнополитических отношений, что, безусловно, было большим упущением. Поэтому, как только представилась возможность дополнить состав Совета, я немедленно предложил президенту Дмитрию Медведеву рассмотреть кандидатуру Эмиля Абрамовича Паина. Именно с его приходом в работе Совета появилось новое тематическое направление, без которого в нашем многонациональном государстве заниматься вопросами развития гражданского общества бессмысленно, как, кстати говоря, и защитой прав человека. Для реализации этого направления была создана Рабочая группа по гражданской консолидации этнокультурных общностей, в которую вошли многие участники нынешней конференции. За что всем им огромное спасибо.
Первой пробой пера новой Рабочей группы стало выездное заседание Совета в Дагестане. Хотя далеко не все эксперты Рабочей группы смогли приехать в Махачкалу, но, тем не менее, разговор получился, на мой взгляд, интересный, важный и очень напряженный, с невероятным накалом страстей. Понятно, что первое прикосновение к этой проблематике в «горячих точках» вызывает сильные ожоги. Но ею надо заниматься, если мы не хотим, чтобы государство сгорело в прямом и переносном смысле. 
 
В самое ближайшее время, 5 июля 2011 года, на Северном Кавказе состоится встреча Совета с президентом Дмитрием Медведевым. На эту встречу мы предполагаем вынести вопрос об этнополитической ситуации на Северном Кавказе и перспективах гражданского участия в ее нормализации. Идея провести встречу с Советом именно в северокавказском регионе принадлежала самому президенту. Он же сформулировал и основную тему – права человека. Разумеется, концентрироваться только на правозащитной тематике – значит абстрагироваться от причин и условий, порождающих произвол и беззаконие. Потому что попрание прав человека – это всегда лишь трагические цветочки. Важно понять, откуда эти цветочки растут, кто их удобряет и чем.
 
Поэтому так важно сконцентрировать внимание на поиске причин и, что самое главное, на поиске путей их преодоления, на поиске ненасильственных методов достижения гражданского мира и согласия, поскольку метод силового решения проблем не только противоречит гуманистическим обычаям XXI века, но и на поверку оказывается неэффективным, ненадежным, коррупциогенным.
 
В поиске оптимальных решений разумнее всего опираться именно на научную мысль, хотя практикующие политики обычно редко бывают в библиотеках и на научных конференциях, предпочитая исходить из собственного здравого смысла, полного предрассудков и заблуждений. Вот почему я с такой надеждой ожидаю результаты сегодняшней дискуссии. Именно благодаря серьезным научным обсуждениям за круглым столом можно надеяться получить ответ на вопрос о новых моделях межкультурного взаимодействия.
 
Э.А. Паин. Мне бы, конечно, надо рассказать о вкладе представляемого мною московского офиса Института Кеннана в развитие программы «Вызовы культурного разнообразия». Наш офис ее задумал и считает одним из трех основных направлений своей научно-просветительской деятельности. Но об этом мы еще успеем поговорить, поскольку уже в сентябре будет продолжение этой программы в форме публичной лекции директора Института Кеннана Блэра Рубла и ее обсуждения.
 
Пока же я обозначен в программе нашего семинара выступающим в жанре приветствия. Но нас приветствующих трое, а времени мало, поэтому с приветствием можно уже и закончить. Я перехожу в жанр озадачивания. Сегодня, как вы знаете, мы переживаем кризис концептуальных подходов в сфере межкультурного взаимодействия. Проявлением этого кризиса были выступления в конце 2010 ‒ начале 2011 года ведущих политиков Европы с критикой мультикультурализма. В отличие от России, в Европе политики говорят после экспертов. Это у нас лидеры страны могут проснуться утром и решить, что нужно создать какой-нибудь фронт или поменять часовые пояса. А в нормальной политической практике обычно радикальное выступление политика означает, что в экспертном сообществе уже что-то изменилось.
 
Действительно, более чем за год до того, как А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози и другие высказались по поводу того, что существовавшая почти сорок лет концепция мультикультурализма «провалилась», подобная оценка, в более мягкой форме, уже содержалась в «Белой книге по межкультурному диалогу» Совета Европы (2009). Эта оценка отразила перемену мнений в экспертном сообществе. Но возникает вопрос: что именно в мультикультурализме ныне подвергается критике? Вряд ли отрицается сам факт роста культурного разнообразия мира и каждой страны в отдельности. Уж это обстоятельство, безусловно, признается всем научным мировым сообществом. Не отрицают его и политики. Так против чего же они выступали?
 
Мультикультурализм задумывался как политический способ обеспечения такого культурного взаимодействия, которое бы: (а) сохраняло своеобразие народов и религий; (б) обеспечивало их единство в масштабе государства и мира. Как раз единства и не наблюдается. Мультикультурный раскол ‒ вот что признается сегодня политиками, да и экспертами в разных странах мира. Нас интересует, в какой мере это обусловлено в том числе и политическими решениями.
 
Если мы признаем, что существовавшие теоретические и политические основы неудовлетворительны, что дальше? К чему мы идем? Какие есть замены? Строго говоря, это центральные вопросы всего нашего обсуждения. Нас интересует выход на практические решения. И не вообще, а прежде всего применительно к России и постсоветскому миру, который сохраняет некую специфику.
 
Значит, еще один вопрос, который нам придется обсуждать так или иначе: а в чем состоит культурная специфика России? У представителей власти сейчас заметна тяга к специфичности. Об «особой российской цивилизации» заявляет и первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ В. Сурков, и директор Департамента межнациональных отношений Мнинистерства регионального развития РФ А. Журавский. Это спорный тезис. По крайней мере, мы в Институте Кеннана с ним спорили. Вышла книга «Идеология “особого пути” в России и Германии: истоки, содержание, последствия», главная идея которой состоит в том, что концепция особой цивилизации идеологизирована. Она не отражает, строго говоря, специфики, она ее придумывает. Вот таков наш подход, хотя с ним можно спорить.
 
И наконец, половину времени нашего семинара мы посвятим анализу конкретных позитивных практик культурного взаимодействия. Пока все эти практики построены по принципу рационализации ситуации здесь и сейчас. Но нас интересует не только ситуация в конкретном селе Дюдюевке или в конкретном районе. Как только мы захотим посмотреть, возможно ли продлить этот позитив в дальнейшем и перенести его на более широкую территорию, мы должны будем подумать о неких теоретических обобщениях. Мы должны будем задуматься о потенциале применимости этой позитивной практики. И это один из центральных, может быть, даже самый важный вопрос, который мы должны обсудить на нашем семинаре.

 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги