Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Э.А.Паин

От мультикультурного раскола к мультикультурному единству

 
В самом названии моего доклада показано мое отношение к мультикультурализму, который я, как и Лилия Низамова, считаю базой. Я только говорю о том, что есть плохой мультикультурализм, приводящий к расколу, и есть некий хороший. Для ученых, наверное, это было бы достаточно, а для политиков деление на хороший и плохой мультикультурализм не подойдет, им нужна большая определенность и конкретность. Лучше обозначить этот хороший мультикультурализм новым термином, предлагаю использовать для этого термин «интеркультурализм».
Оба подхода исходят из идеи культурного разнообразия мира и отдельных государств, однако мультикультурализм нацелен на защиту культурных особенностей и зачастую приводит к культурной замкнутости, тогда как интеркультурализм ориентирован на поиск условий взаимодействия разных культур. Интеркультурализм предполагает наличие общих интересов у граждан разных национальностей и религий, объединяемых общей же гражданской ответственностью за свою страну.
 
Мультикультурализм до сих пор является одним из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающим лишь то, что в него вкладывает каждый говорящий. Защитники мультикультурализма рассматривают его как характеристику современного общества, представленного многообразием культур, и как сугубо культурологический принцип, заключающийся в том, что люди разной этничности, религии, расы должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия. А противники? Они, как правило, с этим не спорят и выступают против других сторон мультикультурализма, рассматривая его сквозь призму государственной политики, которая поощряет замкнутость культурных групп.
 
О чем говорят политики? А. Меркель, 18 ноября 2010 года: «Живут бок о бок, но не взаимодействуют». Именно это она назвала провалом, абсолютным крахом политики мультикультурализма.
 
Н. Саркози, 12 февраля 2011 года: «Общество, в котором общины просто существуют рядом друг с другом, нам не нужны. Если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое сообщество, являющееся национальным». Это он говорил о мигрантах. Но та же проблема и с коренными народами. Расползающаяся бельгийская федерация – пример в известном смысле краха мультикультурализма, краха идеи интеграции уже на уровне коренных народов.
 
На мой взгляд, лучше и точнее других высказался английский премьер Д. Кэмерон, который объяснил, в чем, собственно говоря, претензия к мультикультурализму у политиков. Он сказал, что политиков не беспокоит наличие разных культур в едином государстве. Их беспокоит отсутствие у новых британцев единой гражданской, общебританской идентичности. Да будьте вы хоть трижды специфичные по культуре, религии, языку и т.д. Но есть ли у вас нечто общее? Вы все говорите: специфичность, специфичность, специфичность. И этим, строго говоря, отличается мультикультурный подход. Он акцентирует внимание на этой специфике. А проблема состоит в том, что нет единого, нет общего.
 
В 2007 году в Англии было проведено авторитетное социологическое исследование, которое показало, что 30% британских мусульман не считают себя гражданами, не причисляют себя к британскому сообществу. Они причисляют себя к конструкту, совершенно недавно появившемуся, к всемирной исламской умме. Из этого сообщества, хорошо сохраняющего свою культурную специфичность, как раз и формируется слой тех радикальных групп, которые участвуют в террористических актах на территории Британии, что, понятное дело, должно беспокоить британского премьер-министра прежде всего.
 
Отсюда его программа позитивного плюрализма, или положительного мультикультурализма, если хотите, которую он назвал «энергичным либерализмом». Суть его в гражданской интеграции. Она не вытесняет традиционную культуру, а дополняет ее. Гражданская культура развивается не вместо национальных культур, а вместе с ними. Это, правда, сказал не Кэмерон, а я, но в развитие идей, которые я вычитал у Кэмерона.
 
Собственно говоря, в этом и состоит главное критическое замечание политиков к мультикультурализму. Нет интеграции. Не обеспечивает важную сторону жизни людей в едином государстве.
 
У мультикультурализма есть два вида критики. Один из них ‒ консервативный, иногда его называют культурным империализмом, иногда – новым расизмом. Это критика с позиции ассимиляции, замены неоспоримого факта культурного разнообразия неким несбыточным конструктом, связанным с монокультурностью или доминирующей культурой.
 
В современном мире это конфликтная, нереализуемая идея и опаснейшая утопия. Строго говоря, никто сегодня не признает эту иерархию. Люди живут не только в своей стране, но и в Интернете. Система оценок, которая сложилась в мире, не допускает того, что есть старший брат, народ-хозяин, народ – главный и народ – не главный. Эта идея не пройдет ни в Науру, ни в Вануату, ни тем более в крупных государствах Европы и Америки, а в России после периода «парада суверенитетов» об этом и заикаться нечего.
 
Но есть другая критика мультикультурализма – либеральная. О ней стоит поговорить. Именно с ее позиции выступали Меркель, Кэмерон и Саркози. Суть этой критики в следующем.
 
Во-первых, политика мультикультурализма обеспечивает государственную поддержку не столько культурам, сколько общинам и группам, которые необоснованно берут на себя миссию представительства интересов всего этноса или религии.
 
Во-вторых, государственное спонсирование общин стимулирует развитие группой коммунитарной (общинной) идентичности, подавляя индивидуальную. Такая политика закрепляет власть общины над индивидом, лишенным возможности выбора. Кстати, и полный запрет вмешательства государства в дела общин, к чему призывают либертарианцы-анархисты, привел бы к тому же следствию: человек передается в рабство общине, не имея возможности защиты от нее со стороны государства.
 
В-третьих, мультикультурализм искусственно консервирует традиционные общинные отношения, препятствуя индивидуальной интеграции представителей разных культур в гражданское общество. В странах Европы и в США известны многочисленные случаи, когда люди, утратившие свою этническую или религиозную идентичность, вынуждены были возвращаться к ней только потому, что правительство спонсирует не культуру, а общины (их школы, клубы, театры, спортивные организации и др.). В России же льготы, предназначенные для «коренных малочисленных народов Севера», в 1990-е годы вызвали (точнее, имитировали) стремительный рост численности таких групп за счет того, что представители иных культур, прежде всего русские, стали причислять себя (разумеется, только по документам) к коренным народам в надежде на получение социальных льгот.
 
В-четвертых, главным недостатком политики мультикультурализма является то, что она провоцирует сегрегацию групп, порождая искусственные границы между общинами и формируя своего рода гетто на добровольной основе.
Во многих странах мира возникли замкнутые моноэтнические, монорелигиозные или монорасовые кварталы и учебные заведения. В студенческих столовых возникают столы «только для черных». Появляются «азиатские» общежития или дискотеки для «цветных», вход в которые для «белых» практически заказан. В 2002 году имам небольшого французского города Рубо посчитал недопустимым въезд в этот населенный пункт Мартин Обри, известнейшей политической персоны ‒ мэра города Лилль, бывшего министра труда, впоследствии лидера Социалистической партии и кандидата в президенты Франции. Имам назвал этот городок «мусульманской территорией», на которую распространяется «харам», то есть запрет для посещения женщины-христианки. Это пример весьма распространенной и парадоксальной ситуации: мультикультурализм на уровне страны оборачивается жестким монокультурализмом и сегрегацией на локальном уровне.
 
Такие же парадоксальные превращения происходят и с иными ценностями, которые в 1970-е годы лежали в основе самой идеи мультикультурализма. Эта политика, по замыслу ее архитекторов, должна была защищать гуманизм, свободу культурного самовыражения и демократию. Оказалось же, что на практике появление замкнутых поселений и кварталов ведет к возникновению в них альтернативных управленческих институтов, блокирующих деятельность избранных органов власти на уровне города и страны. В таких условиях практически неосуществима защита прав человека. Например, молодые турчанки или пакистанки, привезенные в качестве жен для жителей турецких кварталов Берлина или пакистанских кварталов Лондона, оказываются менее свободными и защищенными, чем на родине. Там от чрезмерного произвола мужа, свекра или свекрови их могла защитить родня. В европейских же городах этих молодых женщин зачастую не спасают ни родственники, ни закон. Карикатурный мультикультурализм, из которого выхолощены ценности гуманизма, способствует возрождению в европейских городах таких архаических черт традиционной культуры, которые уже забыты на родине иммигрантов.
В России проблема в чем-то еще хуже, несмотря на то, что те мигранты, которые попадают к нам, не столько культурно отчуждены от России, как люди, приезжающие, скажем, в Германию или во Францию. Но зато в России полное непонимание того, что такое мультикультурализм и каковы должны быть целевые ориентиры движения в сфере межкультурных отношений.
 
На февральском, 2011 года, заседании Госсовета России, обсуждавшем проблемы межнационального общения, президент страны Дмитрий Медведев пытался реабилитировать слово «мультикультурализм», заметив, что новомодный лозунг о провале политики мультикультурализма неприменим для России. На мой взгляд, такая оценка является типичным эффектом Журдена, который не понимал, что говорит прозой. Потому что если вдуматься в те замечания по поводу межкультурных отношений, которые делает и наш президент, и наш премьер, то становится очевидным, что они затрагивают те же негативные стороны мультикультурализма, о которых говорили их западные коллеги, подчеркивая проблему дезинтеграции, особенно применительно к территории Северного Кавказа, где разобщенность ‒ этническая, религиозная, клановая ‒ приводит к полному нарушению жизнедеятельности региона.
 
Беда еще в том, что за месяц до того на другом Госсовете, который был посвящен проблеме межэтнических отношений в связи с ситуацией на Манежной площади, президент выдвигал идеи, противоположные идеям февральского Госсовета. В первом случае он говорил о том, что выход из положения – это признание русской культуры в качестве некоей доминирующей, нормативной, по отношению к которой должны выстроиться все остальные. То есть это идея монокультурализма. А во втором – он говорил об идее формирования гражданской нации.
 
Так какую идею нам нужно взять? Последнюю или предпоследнюю? Как ориентироваться властям, если не существует единого подхода в этом вопросе? И самое главное – как двигаться к идее гражданской нации в нынешних условиях?
 
На Западе тоже пока нет общепризнанных новых концепций в сфере межкультурного взаимодействия. На научном рынке конкурируют между собой идеи «интеркультрализма», «культурной свободы», «разделения сфер культуры» и многие другие. Именно сейчас происходит интенсивный процесс научного тестирования новых концепций политики культурного взаимодействия. В этом отношении российская общественная мысль не столь уж отстает от мировой, хотя острота проблем межкультурной разобщенности в России выше, чем на Западе. В нашей стране проблемы в этой сфере возникают не только в связи с притоком иммигрантов, но и в отношениях между гражданами России разных национальностей, жителями разных субъектов Федерации. Социальное недовольство все чаще проявляется в форме фобий ‒ этнических и религиозных. Несмотря на высокую теоретическую и практическую актуальность исследований в области регулирования межкультурных взаимодействий эта проблема не является специальным предметом исследований ни в одном из российских научных центров, будь то институты Академии наук или университеты. Что касается меня, то я с самого начала заявил, что считаю наиболее продвинутой идею интеркультурализма, которая не противоречит факту культурного многообразия, а лишь ориентируется на поддержку не столько особенностей культур, сколько на обеспечение взаимодействия их представителей, через создание условий для взаимного интереса.
 
Важно отметить, что исторически первым и массовым проявлением интеркультурализма был советский интернационализм. Есть очень весомый индикатор практической эффективности этой системы. Известно, что высшим проявлением готовности к межкультурному сотрудничеству является готовность людей к вступлению в брак с представителями другой культуры. Так вот в СССР доля межэтнических браков была в несколько раз выше, чем в Российской империи, и существенно выше, чем в современной России, не говоря уже о других постсоветских государствах, в которых этот показатель неуклонно ежегодно сокращается вот уже 20 лет.
 
Знаменитые американские фильмы с «хорошими парнями», черным и белым полицейским, считаются сегодня эталоном толерантности и важнейшим инструментом его воспитания, но они появились почти на полвека позже советского фильма о любви русской свинарки и дагестанского пастуха («Свинарка и пастух», 1941). Когда между американскими рабочими, приехавшими в конце 1920-х годов на строительство Сталинградского тракторного завода, вспыхнул конфликт на расовой основе, русские рабочие пригласили их на товарищеский суд, и такая форма гражданского урегулирования конфликтов и сегодня могла бы быть эффективной.
 
Разумеется, в условиях тоталитарного режима, когда «вождь дал – вождь забрал», никакой интернационализм не мог противостоять произволу. Он не защитил многие народы Северного Кавказа от депортации, а один из первых в мире фильмов, прославляющих дружбу народов («Цирк», 1936), демонстрировался со времени борьбы с космополитизмом и до времен перестройки с купюрами ‒ из него вырезали кадры с песней, исполняемой на еврейском языке артистом Михоэлсом. И все же сегодня, когда интеркультурализм рассматривается как мировая инновация, нельзя забывать, что приоритет в ней у России.
 
Однако интернационализм был не только в СССР. Очеь интересен югославский опыт интернационализма. Он был менее идеологизирован и практически не имел классового подтекста. В югославском варианте не было идеи мировой революции как некоей цели, ради которой нам стоит создавать этот самый интернационализм.
Я недавно приехал из Загреба, столицы Хорватии, которая боролась больше других с сербским интернационализмом, а сегодня представители молодежи, с которыми я встречался в Академии политических исследований, говорили мне: а мы думаем, как бы в Хорватии уже для нашей национальной страны сегодня применить идеи интернационализма или интеркультурализма. Ничто не объединяет столь фундаментально и глубоко, как идея взаимной ответственности.
 
У организаторов нынешнего семинара есть гипотеза. Уже в самом приглашении мы говорили о том, что приглашаем вас подумать о том, не является ли новое хорошо забытым старым? Нельзя ли найти нечто позитивное в практике «плавильного котла» или интернационализма, причем не только советского, но и югославского?
 
И все же главный вопрос состоит в том, возможно ли сконструировать политику вот этого самого интеркультурализма на гражданской основе в современной России? Приживутся ли здесь ныне идеи взаимодействия, взаимопомощи, взаимной ответственности?
 
Мой ответ таков: в принципе да! Я не вижу неустранимых преград для объединения представителей разных народов на основе общегражданских целей. Но только в принципе! А в конкретных условиях у России существуют огромные проблемы. И они связаны даже не столько с громадным социальным перепадом, сколько с представлением о том, что взаимная ответственность может быть только, когда человек ощущает, что от него что-то зависит. Пока в России идут противоположные процессы. Люди все больше и больше ощущают себя придатком некой политической машины, и у них усиливается политическая апатия, растет недоверие, увеличиваются масштабы взаимных негативных ожиданий. И это, на мой взгляд, центральная проблема, которая мешает сегодня включению этого элемента. Не бывает отдельной хорошей национальной этнической политики без внутренней политики. Представить себе, что можно выкроить в каких-то конкретных условиях хорошенькую, разумную, созданную умнейшими головами этническую политику, не затрагивая остальную, абсурд. Вот это и есть главный ограничитель, который я вижу на пути к интеркультурализму. Тем не менее само представление о том, что страна может двигаться от мультикультурализма дезинтеграционного к мультикультурализму интеркультурному, интеграционному, мне кажется, требует анализа и научного подтверждения, а дальше мы будем думать о том, как реализовать эту возможность.

 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги