Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

А.И.Липкин

Изменение характера мультикультурализма на границе ХХI века: межцивилизационный аспект в условиях глобализации

 
Выступление учитывает результаты, полученные во время работы по этой теме в Fondation Maison des Sciences de l’Homme, Paris.
 
Мультикультурность современных развитых стран и характер этой мультикультурности порождают очень серьезные политические и социокультурные проблемы, которые требуют теоретической проработки. Я философ, и моя задача найти систему понятий, с помощью которой можно адекватно обрисовать эту проблемную ситуацию, возникшую в конце XX века для ЕС и России. Обсуждение этих проблем и политика в этой области часто связываются со словом «мультикультурализм». Если следовать этой традиции, то надо ввести ряд уточняющих различений и, во-первых, различить два «мультикультурализма»: (1) существовавший до 1990-х годов и (2) сегодняшний, о котором недавно заговорили лидеры ведущих европейских стран.
 
1.      Первый из них(мультикультурализм 1) возникает в Канаде 1970-х как тип внутренней политики. Его суть – наделение некоторыми особыми правами культурных меньшинств. Эта политика с теми или иными изменениями распространяется в других англоязычных странах. Радикальная альтернатива этой политике – политика Франции, называемая там «республиканизмом» и исходящая из провозглашенного еще во времена Французской революции «якобинского» «республиканского принципа»: все граждане Франции – французы, т.е. равны перед государством, и поэтому никаких групповых субъектов и привилегий быть не должно. Эти два варианта политики (две позиции) в теоретических дебатах нашли отражение в споре коммунитаристов и либералов вокруг прав меньшинств. Коммунитаристы утверждали, что человек существо социальное и он исходно принадлежит той или иной культурной группе, и подобная групповая принадлежность (идентичность) – его потребность и одно из прав, которым его надо наделить. Либералы возражали, говоря, что «мультикультурализм, возведенный в идеологию, блокирует демократический плюрализм, подменяя гражданское общество совокупностью автономных и конкурирующих друг с другом “культурных сообществ”». И действительно в начале 1990-х западные общества, прежде всего США и Канада, столкнулись с феноменом так называемого реактивного мультикультурализма. Его носители – этнические и культурные меньшинства. Если раньше их члены стремились скорее к слиянию с большинством, то теперь они, напротив, настаивают на собственной «инакости», данной, в первую очередь, в трех ипостасях: женщин, цветных и молодежных субкультур. Уже на этом этапе мультикультурность провоцирует рост расизма (который вторичен по отношению к мультикультурности и должен анализироваться в этом контексте) и требует толерантности. Но принципиально важно то, что все это относилось к меньшинствам, причем к меньшинствам неагрессивным и находящимся внутри западного индивидуализированного демократического и гуманного общества. Они не проблематизировали его основ. Этим отличается «коммунитаризм» как тип идеалов, находящийся внутри западной системы ценностей и идеалов, включающих главенство права и ценности индивидуальной жизни, и «коллективизм» как тип идеалов, не признающий этой системы ценностей и идеалов (что характерно для социализма, национализма и национал-социализма).
 
2. Созданные на первом этапе понятия и институты стали применяться к возникшей где-то в 1990-х новой ситуации, в которой место указанных выше внутренних по отношению к Западу меньшинств заняли «внешние» иммигрантские сообщества. При этом долгое время (возможно до сих пор) оставалось незамеченным принципиальное изменение ситуации и вытекающая из этого неадекватность прежних понятий и институтов. В силу этой теоретической слепоты политики об этом вынуждены были заговорить раньше ученых.
 
Возникновение новой ситуации связано с современной фазой процесса глобализации, вносящего два принципиальных новых фактора: (1) иноцивилизационные иммиграционные потоки и связанную с этим возросшую (вплоть до вопроса о выживании) конкуренцию в сфере культуры; (2) проблематизацию смысла существования национальных государств.
 
Первый фактор связан с транспортной и информационной доступностью любой точки планеты, демографическим «остыванием» (т.е. старением населения, его убылью и недостатком рабочей силы) в развитых странах (на постсоветском региональном пространстве Россия отвечает этому критерию) и «перегревом» в бедных странах, главными из которых для Европы и России оказываются страны исламского мира. Массовые иммиграционные потоки из этих стран и их последующий демографический рост внутри принимающих стран стали объективной реальностью и проблемой [Липкин 2011].
 
Второй фактор связан с разрушением характерного для прежнего государства единства «места жительства, административного подчинения, демократического участия и культурной принадлежности» (М. Вебер). Национальное государство предполагало сочетание коллективной идентичности и политического членства и обеспечивало «право на социальные гарантии и выплаты» и внутреннюю и внешнюю защиту (в сферах экономической, политической и повседневной жизни). Сегодня границы национальных государств оказываются слишком узкими не только в экономической и внешнеполитической сфере, но и во всех остальных. Возникает вопрос: в каких границах и как возможна сегодня, во-первых, культурная и правовая, а во-вторых, внешнеполитическая и экономическая интеграция? Моя гипотеза сводится к утверждению, что сегодня идет процесс объединения в рамках (суб)цивилизационного единства, основанного на общей системе высших ценностей, смыслов и идеалов. Именно они задают, с нашей точки зрения, цивилизационную общность, внутри которой часто можно выделить родственные, но различимо отличные субцивилизационные общности, примерами которых являются западноевропейская и североамериканская внутри европейской [Липкин 2004]. ЕС – не единственный пример этого процесса. В ходе нынешнего этапа процесса глобализации осуществляется переход от национальных общностей к (суб)цивилизационным в одних отношениях и к локальным («политика признания») – в других.
 
Учет этих двух моментов ведет к представленной ниже структуре, где правый квадрат означает отдельную европейскую страну или ЕС в целом (или Россию), левый кружок – исламский мир как источник миграционных потоков, правый кружок – соответствующие иммигрантские аклавы внутри соответствующих стран (или ЕС в целом), соединяющая их линия указывает на соответствующую связь. 
 
 
 
 
 
Принципиальное отличие этих иммигрантских анклавов от прежних меньшинств состоит (1) в их иноцивилизационности (они исходят из других центральных ценностей, идеалов и смыслов, в частности другого отношения к ценностям свобод и прав личности, особенно женщин); (2) они не толерантные, т.е. не считаются с «другими»; (3) они интенсивно растущие (демографически «горячие») и поэтому могут в обозримом будущем перестать быть «меньшинством»; (4) они не рвут связей со своей «культурной метрополией» и поэтому внутриполитические и внешнеполитические процессы оказываются связанными.
 
Ситуации во Франции, Германии и Великобритании несколько отличаются. Во Франции (и Великобритании) основной поток иммигрантов – из бывших колоний, как правило, они знают французский (английский) язык и в некоторой степени культуру, ибо обучались по французским программам и считают себя французами. При этом во Франции главенствует республиканский принцип: все индивидам и ничего группам, и политический принцип – все граждане Франции – французы. В Великобритании много от «мультикультурализма» канадского типа. В Германии базовый принцип не политический, а этнический – все немцы по происхождению могут приехать в Германию и рассчитывать на немецкое гражданство. Соответственно иммигранты там – из гастарбайтеров, главным образом из Турции, которых в Германии еще недавно в политическом пространстве рассматривали как временных рабочих, не осознавая, что многие из них не собираются возвращаться к себе на родину, а для второго и третьего поколения ответ на вопрос, где его родина, оказывается к тому же неоднозначным. Кроме того, здесь мы имеем дело со сложным пересечением социальных, политических и культурных проблем.
 
Этот «мультикультурализм 2» оказывается серьезным «вызовом» (в смысле А. Тойнби) европейской цивилизации, ее смыслам и ценностям, в основе которых свободы и права личности. Ответами на этот вызов могли бы стать европейско-исламский синтез или сожительство.
 
Историческими примерами последнего при наличии различий цивилизационного уровня являются индивидуально-демократическое сожительство, как установившаяся в Европе после религиозных войн веротерпимость и свобода совести, выводящие выбор веры в индивидуальную сферу, предоставляя организацию публичной сферы области светского права, предполагающего ценности свободы и прав личности, и коллективно-авторитарное сожительство, как в Оттоманской империи, где императорская власть обеспечивала сосуществование различных обществ с разными верами и правами (цивилизационные ценности и смыслы не сводятся к религиозным, но подобны им, поэтому я в качестве примеров привел религии).
 
Обсудим теперь вариант «синтеза», на который многие надеются. При рассмотрении этого вопроса я буду исходить из многослойной и многоуровневой модели, в которой выделяются «слои» (культурный, экономический, политический, демографический) и «уровни» (глобальный, (суб)цивилизационный (высшие смыслы и ценности), национальный (образцы личности, отношений и т.п.), «групповой»).
 
Я исхожу из предположения, что культуры, определяющие структурирование мира, подобны языкам, а зрелые языки не смешиваются. Т.е. есть влияния через заимствование слов, есть двуязычие, но попытки создать международный «эсперанто» провалились. Удачные попытки международного языка – это определенный язык (латынь в средние века, потом для Европы эту роль выполняли последовательно французский, немецкий, сейчас английский). В случае культур я предполагаю, что если возникли зрелые культуры определенного уровня, то на этом уровне возможна лишь поликультурность индивидов, а их интеграция возможна только на вышележащем уровне. Когда-то таким уровнем, общим для европейской и исламской цивилизаций, был уровень Средиземноморья (общие античные и библейские корни, общая схоластика). Возможно ли это? Сложно сказать, но если да, то для этого (как и для индивидуально-демократического сожительства) ислам должен пройти через определенную трансформацию, стать индивидуализированным и совместимым со светским правом, свободой и правами личности. Популярная в Великобритании программа создания «европейского ислама» ориентирована в этом направлении.
 
Что из всего этого вытекает для России? Центральная часть России по отношению ко многим областям постсоветского пространства, включая Среднюю Азию и часть Кавказа, оказывается в той же ситуации, что и страны ЕС по отношению к слаборазвитым странам, т.е. сталкивается с относительно большими иммиграционными потоками из слаборазвитых районов, принадлежащих к исламскому миру, на фоне демографического спада.
Но, во-первых, этот процесс в России отстает на несколько десятилетий от аналогичных процессов в странах ЕС. Это дает возможность использовать опыт последних, который надо серьезно анализировать, но первое, что бросается в глаза при сравнении России с Францией и Германией, ‒ это необходимость культивирования толерантности на индивидуальном уровне и крайней осторожности в отношении групповых прав и в вопросах предоставления гражданства.
 
Во-вторых, надо иметь в виду состояние неопределенности России в плане своей идентичности. До сих пор не решен вопрос о построении своей истории, согласовывающей царский, советский и постсоветский периоды и различные регионы. До сих пор не сделан выбор направления движения – то ли к русской нации, то ли к наднациональной российской субцивилизации. Еще одна неопределенность связана с доставшемся в наследство с XVII века сочетанием авторитарных институтов и неправового сознания («идеи равенства, свободы, демократии, уважения прав личности недостаточно укоренены в политической традиции и менталитете граждан» (В. Розин)) и антиавторитарной по сути европейской высокой культуры [Липкин 2008].
 
Из указанных выше тенденций современного процесса глобализации следует, что время «национальных государств», по-видимому, прошло, выдвигать лозунг построения России как национального государства сегодня, наверное, анахронизм (не говоря о практически неизбежном при этом развале РФ). Тем более давно прошло время рождения монархий, к которым апеллируют современные монархисты. Конституционная монархия – неплохой вспомогательный институт, но для ее рождения нужны условия, которые были в XVI–XVII веках и которых сегодня нет. Ориентация на проект российской субцивилизации более адекватно отвечает современным тенденциям, но это требует соответствующей высокой культуры.
 
Что может предложить Россия для себя и других стран региона в этом плане? Уваровская триада XVII века «православие – самодержавие – народность» (и тем более «Русь православная» XVII века) в условиях демографического спада и глобализации ведет к снижению, а не к усилению привлекательности культурного проекта и развалу России на более мелкие части (скорее всего, через вспышку национализма). Если обращаться к истории культуры как ресурсу для широкого проекта, то высшие точки взлета российской культуры – это, в первую очередь, Серебряный век, вобравший все лучшее из предыдущей истории, включая исихастско-нестяжательскую традицию старцев Оптиной Пустыни, понятия чести и роли личности, сформировавшиеся в дворянской среде к началу XIX века и унаследованные разночинцами – инженерами, учителями, врачами, учеными, офицерами, промышленниками (здесь очень важны также купеческая и старообрядческая культуры), деятелями литературы и искусства (т.е. теми, кого во Франции XVIII–XIX веков называли «народом»), к этому же периоду относятся успешная судебная реформа и реформа местного самоуправления. Эта культура проросла в советские 1960–1970-е, дав высокие образцы литературы и искусства. Причем содержащиеся в ней идеалы были восприняты как общероссийские, а не русские, т.е. служили основой наднационального единства. Таким образом, российское культурное наследие позволяет строить необходимую для объединения субцивилизационную культуру. Очень интересен и важен в этом плане успешный опыт бикультурализма в постсоветском Татарстане 1990-х.
В заключение хочу сказать, что затронутая мной тема «Цивилизации, нации и мультикультурализм в условиях глобализации» требует более тщательной теоретической проработки, чем можно найти в современной литературе.
 
 
Липкин А.И. Проблемы мультикультурных обществ. Межцивилизационный аспект в условиях глобализации // От рисков нестабильности к устойчивому развитию. Часть II. Дилеммы мультикультурализма и национализма. М., 2011. C. 5.
 
Липкин А.И. К вопросу о понятии «национальной общности» и его применимости к России // ПОЛИС (Политические исследования). 2008. № 6. С. 113–129.
 
Липкин А.И. Российская самодержавная система правления // ПОЛИС (Политические исследования). 2007. № 3.

Липкин А.И. «Духовное ядро» цивилизационной общности // Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах. Вып. 2 (ИНИОН РАН, Институт Европы РАН, Центр межцивилизационных исследований). М., 2004. С. 310–340.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги