Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

П.А.Федосов

П.А.Федосов, к.и.н.   старший научный сотрудник ИНИОН РАНЯ не сторонник того, чтобы понятие «шестидесятники» расширять до бесконечности, включая в него людей совершенно иных эпох. В моем понимании шестидесятники – это люди, которые после ХХ съезда в той или иной форме, но обязательно вслух заявили о желательности и необходимости перемен в направлении к гуманизму, гуманистических перемен. При этом гуманизм они понимали по-разному. Одни связывали это понятие с коммунистическими идеалами, другие – с христианскими, третьи – с либеральными и т.д. Но общим знаменателем был именно гуманизм, расширение пространства свободы, пространства индивидуальности. В условиях 60ых годов это стремление естественно и решительно противостояло практике позднего сталинизма, в которой все эти люди сформировались и выросли.

Что произвели шестидесятники? Они произвели тексты в литературе, науке, киноискусстве, театральном искусстве. Эти тексты зажили своей жизнью и стали тем, на чем в следующем поколении   советской интеллигенции сформировались группы, ориентированные на гуманистические преобразования.
 
Тут бы я хотел сказать одну вещь, дискутируя с теми, кто говорил, что 70-е годы были годами потерянными. Нет, в эти годы произошли чрезвычайно большие, глубинные изменения. Прежде всего, с окончанием массового террора ушел мертвящий всеобщий страх. Репрессии остались, от них пострадали конкретные люди, но массовый террор, который касался миллионов, прекратился. И это дало возможность для формирования приватного человека, для того, чтобы и в семье, и на кухне, и в общении с друзьями, и в чтении тех самых текстов, о которых говорилось выше, вырастала политическая армия тех преобразований, которые связаны с именем Горбачева.
 
Эта армия была  внутренне чрезвычайно неоднородна, но она была. Вспомните многотысячные демонстрации в Москве, Ленинграде и других городах, в которых многие из нас принимали участие.
 
Где сейчас эта армия? Во-первых, конечно, она дифференцировалась, из нее сложились совершенно разные по политической направленности политические группы. Во-вторых, она была деморализована и политически уничтожена тем, как проходили экономические реформы, а также событиями сентября-октября 93-го года. В сознании огромного количества тех людей, которые шли в перестроечных демонстрациях, именно эти события разрушили и веру в правоту реформаторов и мотивацию политического участия в целом. Когда «реформаторы» начали палить по парламенту из танков, очень многие сказали себе: это не реформы, это не то, в чем я готов участвовать.
 
Здесь, кстати, нужно сказать одну достаточно очевидную вещь. В каждом поколении – и в 60е и в 70е и в последующие годы – те, кто ратовал за гуманистические перемены, составляли меньшинство, в процентном отношении хотя и растущее, но не очень-то значительное. Этому меньшинству противостояла значительно большая по численности, но тоже составлявшая меньшинство,   когорта тех, кто активно «давил и не пущал». И оба меньшинства окружало извечно пассивное большинство, настроения которого в зависимости от ситуации склонялось в пользу то одной, то другой стороны. У обеих меньшинств, и у большинства есть свои политические наследники, которые борются за власть, захватывают или теряют ее, а некоторые удерживают очень даже долго. 
Что же получилось, из того, к чему звали шестидесятники? Начну с того, что явно не получилось: общество не стало справедливее, а справедливость в той или иной форме входила в трактовку гуманизма у всех отрядов шестидесятников. Более того, сегодня российское общество представляет собой уникальный в современной Европе образец вопиющей социальной несправедливости, с огромным и все растущим разрывом между неправедно нажитым богатством незначительного меньшинства и бедностью или полубедностью большинства.
 
Со свободой сложнее. Конечно, сегодня Россия несравненно свободнее, чем в 60е годы, но вот уже второе десятилетие она топчется в этом отношении на месте, а то и откатывается назад. К счастью сохраняются в основном те свободы, появление которых в России напрямую связано с горбачевскими реформами: свобода совести, отсутствие идеологического диктата, свобода искусства, свобода общения с окружающим миром, а также относительная свободой потребления, которой мы, может быть, обязаны отчасти Гайдару, а скорее, высоким ценам на нефть на мировом рынке. Пока этот набор и объем свобод по большому счету, в целом удовлетворяют очень значительную часть, а может и большинство нашего общества. Отсюда те высокие проценты поддержки власти, которые мы видим на выборах. Отсюда очень спокойное отношение этого большинства к явной неспособности власти решить проблемы, которые по ее же признанию душат Россию.

Но означает ли это, что мы в тупиковой ситуации? Я так не считаю. По общей закономерности («пирамида потребностей» Маслоу), по мере того, как удовлетворяются одни потребности, формируются и вызревают другие – высшие. Потребность в справедливости, в самоопределении, в жизненной перспективе для себя и своих детей. Поэтому застой, топтание на месте и откат назад, которые сегодня большинство общества еще терпит, завтра станут для него неприемлемым и нетерпимым. И либо нынешний период застоя прекратится в результате уже запаздывающих, но пока еще возможных действий сверху. Либо ему положат конец катаклизмы, посерьезнее потрясений начала девяностых.


 
 
 

Новости

Тринадцатый номер журнала «Горби»
Ценный опыт преодоления разногласий между СССР, Великобританией и США ради общего будущего – в центре внимания нового номера 2 октября 2024
Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти Раисы Максимовны Горбачевой. Эссе Лео Энзеля 20 сентября 2024
Горбачев. Изменивший мир
В немецком издательстве Гердер (Verlag Herder, 2024) вышла книга «Горбачев. Изменивший мир» (“Gorbatschow. Der Weltveraenderer”) 12 сентября 2024
День памяти Михаила Сергеевича Горбачева
30 августа собравшиеся на Новодевичьем кладбище возложили цветы на могилу Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Горбачевых 2 сентября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги

 
  
 
 

 

 
debug: open