М.О.Чудакова
Я хочу Вас сердечно поздравить. В прямом смысле слова Вам вечная благодарность.
Поскольку мы говорим о шестидесятниках, то я думаю, что да - нужны определенные границы этого слоя. И здесь все время мы их пытаемся обозначить. Я думаю, это совершенно правильно. Это историческое, историко-общественное явление, размывать его нет никакого смысла: и так у нас размытого слишком много.
Да, по тем вопросам, которые задавали устроители вначале, можно сказать, что важной чертой их мировоззрения была прямая, можно сказать, кровная связь с Октябрем 1917 года. Потому что та революция в той или иной степени была детищем их отцов, к тому же, как правило, расстрелянных. Болезненное воспоминание о бесславно, так сказать, загубленных родителях, которые даже не могли крикнуть что-то перед смертью в этих подвалах, было важной формирующей частью их мировоззрения. Ужасно, что мы не знаем ничего о последних минутах множества своих сограждан. Обычно известно о последних минутах казненных людей. А у нас – иначе: мы не знаем, как они там умирали, не знаем, что делали с ними в последние часы их жизни..
Это болезненная мысль о погубленных близких не давала многим трезво взглянуть ни на Ленина, ни на Октябрь - все было сосредоточено естественным образом на палаче и тиране Сталине.
Шестидесятники не довели до конца свои размышления об установившемся в их стране строе, который привел к этим гибелям. И в 1988 году Егор Яковлев, которого здесь не раз упоминали, спросил в изумлении у одного из редакторов своих «Московских новостей», держа в руках верстку моей статьи о публиковавшемся тогда наконец в отечестве «Докторе Живаго»: «Она, ваш автор, что же - против Октябрьской революции?»
Да, я была против Октябрьской революции с девятнадцати лет; но сейчас не обо мне речь, а о тех, у кого были важные свойства, которые досталась потом их наследникам и, я бы сказала, укрупнились. Александр Даниэль говорит, что он тоже шестидесятник, хотя в 1956 году ему было девять лет. Но ведь существует понятие наследников. Быть наследниками шестидесятников - это вполне достойная вещь.
Наследником шестидесятников, выросшим в этой среде, был Егор Гайдар. Это желание конструктивной работы, желания что-то делать, непременно делать в своей стране, оно досталось наследникам. Шестидесятники не могли реализовать этого своего стремления в полной мере - им не было дано этого счастья. Но наследникам достался их импульс, и они смогли это сделать.
Когда сегодня говорят об утечке морали, о том, что шестидесятники всегда говорили то, что думали, то здесь я хочу обратить внимание на слово «говорили». В России наступил момент в 1990-1991 годах, когда надо было не говорить, а, чтобы страна не провалилась в пропасть, - делать!
Я написала недавно биографию Егора Гайдара - не для вас, не для нас. Я не надеюсь что-то уже доказать взрослым людям в нашей стране. А я написала, как сообщено в подзаголовке, «для смышленых людей от шести до шестнадцати лет». В процессе работы я по дням и часам проследила, кто не взялся, а кто взялся за грязное дело, зная, что его самого вымажут. Грязное же дело! Потому мало кто возьмется рисковать своей репутацией.
Егор Тимурович Гайдар – наследник шестидесятников, выросший в их среде, - знал, что его вымажут грязью до шеи. Стопроцентно знал! Не то, что предполагал, а твердо знал и многократно об этом говорил. И все-таки пошел... И когда под конец, в последние полгода Познер спросил его, задал знаменитый вопрос одного из известнейших литераторов, как всем известно: что Вы больше всего не любите в себе, что Вы больше всего любите в других, что Вы скажете Всевышнему, когда появитесь перед ним? Он сказал не задумываясь:
- Скажу, что я делал то, что считал своим долгом.
А что касается денег, накоплений… Шестидесятники были бессребрениками? Простите. Я видела в 70-е годы шестидесятников. Они были очень разные. Про одних я говорила, что они заняты только тем, что меняют кожу на замшу - то есть роскошные, весьма дорогие кожаные куртки на не менее дорогие замшевые. И те и другие купить в советских магазинах было невозможно, «доставать» их – в магазинах «Березка» или у тех, кто привозил из-за границы было делом трудоемким – на это уходили все силы. Да и деньги на это заработать абсолютно честным, без подыгрывания советской власти литературным трудом было возможно, но, простите, очень и очень трудно.
И у тех, кто уж очень занят был приобретением этих курток на мысль о том, что можно ухитриться сделать в своей стране, времени и сил уже не очень-то и оставалось – вот что я имела в виду, говорят о том, чем они заняты. В расцвете «застоя» писательские кооперативные дома у метро «Аэропорт» (так называемые «аэропортовские») полны были такими шестидесятниками. Они были, повторю, очень разные и были среди них весьма и весьма корыстолюбивые.
Что касается того, что шестидесятники не лгали, как здесь тут объясняли под аплодисменты собравшихся. Нет, это не совсем так. . И говорили то, что думали? Нет, даже совсем не так.
Они не лгали впрямую, но слишком о многом умалчивали – в конце 80-х- начале 90-х.
Я считаю, эта их молчаливость сыграла плохую роль. Она наше огромное население возбудила во многом против людей, демократически и либерально настроенных, Почему? Я это не просто только сейчас говорю. Я пыталась письменно, печатно не раз это выразить. В начале 90-х, писала я, все прорабы перестройки стали делать вид, что родились в 85-м году. Ни один из них не сказал, не рассказал - не будем называть церковным словом «исповедь», - просто не рассказал свою духовную биографию: да, тогда-то я разочаровался в Сталине, тогда-то – в Ленине, тогда-то – в партии. Но выход из нее, как вам известно, был невозможен – как тогда говорили: вход - рубль, а выход – два.
Никто всего этого не сказал. Каждый начинал свои публичные обличения с чистого листа. Умолчаний относительно собственного жизненного пути было столько, что нам всем перестали верить.
Я в партии не была, но это другой вопрос. Нам, противникам советской власти и сторонникам демократии, перестало верить огромное количество населения. Говорили: «А где, собственно, все они были-то тогда?» Подавляющее большинство прорабов перестройки имело во внутреннем кармане партийный билет. Но предпочитало в годы перестройки об этом публично не говорить. И напрасно.
И именно тогда наиболее оголтелые журналисты стали с готовностью писать, что все делали одно и то же, все поклонялись Бог знает кому, все брали деньги у Советской власти и прочее.
Короче говоря, на протяжении начала 90-х годов, в конце 80-х даже началось это, в умы внесли огромную сумятицу. А надо было просто рассказать о себе - как говорили на комсомольских собраниях: «Пусть биографию расскажет!». Вот то же самое. Между тем многим было что рассказать весьма достойное. Здесь сидит Юрий Николаевич Афанасьев. Я одна из немногих, кто видел и слышал его в 1984 году. Я сидела у него на секторе и была потрясена тем, что он на десять голов был либеральнее любого своего сотрудника. Я живой свидетель этого - что он отнюдь не поворачивался во время перестройки на 180 градусов, в чем так любили упрекать шестидесятников.
Так что можно было о том, о другом и о третьем рассказать. Никто, ничего - все молчали, как говорится, в рот воды набрали. Поэтому теперь и говорят, как мы только что слышали из уст опытного оратора, с таким азартом - какие плохие либералы по сравнению с шестидесятниками, как они допустили, что деньги получили такое значение, как у нас стало много грязи... Я тоже была в ужасе в начале 90-х от поведения «новых русских» и спросила у самого близкого своего человека - у моего мужа Александра Павловича Чудакова (мы были однокурсники, но он умнее был меня намного): «Слушай, что же это творится? Как же так?!» На что он мне задал простой вопрос: «Ты что, не знаешь, что такое первоначальное накопление? Первые купцы в России кто были? Они из леса на дорогу с кистенем выходили!». И я умолкла, потому что это была чистая правда.
Мы остановили на 70 с лишним лет нормальное развитие частной собственности, после ее возвращения страну отбросили вновь к давно пройденному в свое время периоду первоначального накопления со всеми его уродливыми чертами - и теперь слушаем брезгливые выступления: «Да что они какие-то противные, так деньги любят! Мы вот не любили!..»
Я заканчиваю. Я хочу сказать: давайте все-таки немножко трезвее посмотрим на историю своей страны и на то, кто и какой вклад внес. И когда мы вспомним конец 1991 года, когда отовсюду из каждой области пришли телеграммы (все опубликовано),: у нас муки на 7 дней, у нас – на 8, у нас хлеба осталось на 12 дней... То есть нас ждала не гражданская война. Нет, нас ожидало то, что я считаю хуже, - нас ждал женский бунт матерей, у которых дома плачут от голода дети. Я считаю, что мать, у которой нечем накормить ребенка, способна на все. И никто не будет спорить со мной. И это было время не тех, кто умеет красиво говорить, а тех, кто не очень-то это умеет (Гайдар в беседе с Познером сказал, что не любит в себе «недостаток красноречия»), но готов со стопроцентным риском для своей репутации начать в срочнейшем порядке делать.
Поэтому, когда мы рассуждаем: те были моральные, а эти пришли аморальные… Да, у нас в стране ситуация довольно противная. Я сама задаю всем вопрос: «Когда вы в последний раз слышали фразу: "Он поступил бесчестно"»? Никто вспомнить не может этого! А в 60-е, да и в 70-е годы мы ни секунды не размышляли на эту тему. Мы знали, кто бесчестный, кто честный и кому руки не подавать.
Да, все смешалось в доме Обломовых, как любит сегодня говорить молодежь. Но не надо в умы дополнительную сумятицу вносить. Пора по полочкам все разложить. |
|