Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Ю.Н.Афанасьев

 
 

Ю.Н.Афанасьев, . историк, публицист, академик РАЕНИтоги бездумного пути

Мне кажется, что момент после выступления Вадима Межуева для меня удачный – в том смысле, что я готов ему и возразить, и поспорить по существу. По существу, как мне кажется, у меня несколько иной – чтобы не сказать даже совсем другой – взгляд на шестидесятников по сравнению с тем, о котором говорил Вадим Михайлович - и не только он один.

Волею судеб, стечением обстоятельств, набором и масштабом самих фактов и событий шестидесятники как поколение были буквально придавлены к необходимости стать самокритичными, готовыми к самоидентификации себя как некоей субкультуры. Но вместе с тем они теми же фактами и событиями, их характером и масштабом, казалось бы, буквально как к стенке оказались припертыми к необходимости критически осмыслить не только свою судьбу, но и саму эту культуру, которую они представляли. То есть задуматься не только над тем, почему они сами именно такие в смысле их мировидения и миропонимания. Но и о том, как и почему именно таким в плане его постижения стал весь ХХ век и для них самих, и для России как для определенного типа культуры, для Советского Союза как для страны. Иными словами, проблему по теме конференции, на мой взгляд, можно было бы сформулировать в форме вопроса примерно так: оказались ли способными шестидесятники к осмыслению, к постижению России в ХХ веке?

В такой постановке вопроса самое главное, что мне хотелось бы сказать, сводится к следующему.
Шестидесятники, в целом, как некое явление нашей культуры, некая поколенческая целостность продемонстрировали неспособность не то, чтобы ответить на подобные вопросы о самих себе и окружающем их мире. Особенно наглядно такая их неспособность проявилась даже не в 60-х годах, а несколько позже, в 80-х, когда из уст Горбачева прозвучало это слово – «перестройка».

Перестройка чего? Перестройка во что?

Именно тогда они обнажили свою неготовность даже к тому, чтобы увидеть эти вопросы как самой судьбой обращенное к ним самое сокровенное жизненное вопрошание, как эпохальный зов сердца и разума.
Такой душераздирающий упрек (я имею в виду только свою душу, конечно) не следует воспринимать как обвинение в адрес шестидесятников. Надо увидеть в нем горькую констатацию нашей общей беды (в том числе и моей личной беды тоже). Для того чтобы это объяснить, следует сказать несколько слов о том, что я имею в виду под «стечением обстоятельств, набором и масштабом самих фактов и событий».

Это не просто сам по себе тот событийный ряд, который обычно при объяснении феномена шестидесятников выстраивается из таких известных не только нам, но и всему миру событий – имен собственных, делающих ХХ век. К ним относятся: «революция 1917 года», «Гражданская война», «построение социализма и ГУЛАГ», «жертвы сталинских репрессий», «Вторая мировая война», «ХХ съезд КПСС и разоблачение культа Сталина» и т. п.
Я имею в виду не сами по себе данные события, а способность определенного поколения постигать и раскрывать их смыслы. Если они, эти события – вехи, знаки, символы в нашей истории, то, что представляет собой то означаемое, которое этими знаками и символами – как именами собственными – олицетворяется?

Смыслы, как правило, постигаются в ходе научного познания на основе логики и фактов, с применением всех доступных науке на каждый данный момент подходов, методов и способов научного анализа и синтеза. Но возможно и образное постижение тех же смыслов средствами художественной литературы, поэзии, живописи, кино. При одном, однако, непременном условии: в обоих способах постижения смыслов – научном и художественном – целью самого постижения может быть только постижение истины. Подобное непременное условие может показаться совсем уж банальным, но, полагаю, только лишь на первый взгляд. Шестидесятники, по крайней мере, именно на нем-то и споткнулись. В итоге, ни тот, ни другой способы постижения для них – как для некоей поколенческой целостности – оказались недоступными.
 

II

Теперь о самих смыслах данных событий. Я приведу лишь отдельные примеры. Приведу их не для того вовсе, чтобы сказать каждым из них, что только вот в этом, только в том, на что я сейчас укажу, и заключен единственно возможный смысл такого-то события, что это и есть его истина в последней инстанции. Ничего подобного. Постижение истины – деяние сугубо индивидуальное, интимное даже, можно сказать. Оно не тиражируется и не подлежит распространению как одно-единственное для всех и каждого. Я сошлюсь на них для того, чтобы было ясно, что значит, точнее, как я сейчас понимаю постижение смысла в отношении такого, например, события, как «революция 1917 года» и ее естественного продолжения – «построения социализма». Тем самым я поясню, на какого рода зов сердца и разума тогда, в 60-80-х годах, оказались неспособными откликнуться шестидесятники.
Для меня эта революция – не верхушечный переворот и не заговор чуждых России большевиков – кучки «немецких наймитов» во главе с Лениным.

При определенных ограничениях по месту и времени (например, если взять только Петроград в ночь с 24 на 25 октября, а все остальное отбросить) и доведенном до крайней примитивности ее объяснении (внешняя вражеская сила, «жидо-масонский заговор», заимствованный у Запада марксизм) можно, конечно, усмотреть и такой поверхностный, случайный, привнесенный, якобы, извне смысл в этом событии. Что, надо сказать, свойственно и до сих пор очень многим историкам и не только им одним.

Таким образом, сама революция и последующее за ней построение социализма лишаются их собственного социального содержания, оно обнуляется, его место замещается повествованием о великих свершениях.
Для меня же смысл данного события в том, что у этой революции солидные отечественные, почвенные основания, а у большевизма – глубокие русские корни. Это была по-настоящему массовая народная революция. Ее массовость была обусловлена консервативным – даже правильнее сказать, реакционным ответом подавляющего большинства крестьянства на начинавшуюся тогда модернизацию российского социума. На такой массовости, оседлав ее, как пена на гребне морской волны, взмыли наверх и захватили власть большевики. Стихийность и антигосударственность масс в революции соотносились с организованностью и целеустремленностью большевиков буквально по Гегелю – как единство и борьба противоположностей. В революцию погрузилась, опрокинулась вся Россия. Погрузилась и опрокинулась в нее, а вместе с ней – надо подчеркнуть – и в глубокую, допетровскую еще русскую архаику. В революции принимали активное участие, в том числе с оружием в руках, десятки миллионов. Она начиналась, как это ни парадоксально прозвучит, победой большинства участвующего в ней народа, сопровождалась даже установлением на какое-то время его диктатуры, а продолжается поражением, трагедией победившего большинства и установлением тирании, диктатуры меньшинства – партии большевиков. Время окончательного утверждения диктатуры большевиков известно – именно начало 30-х годов. А вот дата завершения трагедии победившего поначалу в революции большинства и до сих пор остается открытой. В этом смысле – революция продолжается. Потому что смысл революции в архаичном еще, расколотом по многочисленным антагонизмам российском обществе проявился в еще большей его атономизации и в превращении ее, такой атономизации, уже в ходе «построения социализма» в перманентную и нарастающую враждебность всех против всех – в борьбу на самоуничтожение. И в данном смысле она тоже продолжается.

Но и все сказанное – не предел постижения истины относительно глубины этой проблемы: «Россия – Революция – Социализм – ХХ век».

Только прямые людские потери России и Советского союза после 1917 года – погибшие в войнах, ГУЛаге и депортациях – превышают 60 млн человек. Косвенные демографические потери (нерожденные, до срока умершие) не поддаются учету. И даже не только сами по себе названные цифры, холодящие кровь и потрясающие воображение, и даже не только ужасные формы общих потерь составляли эпохальное вопрошание, совокупный зов сердца и разума, обращенный к шестидесятникам.

Смысл проблемы – в отношении к умерщвленным тех, кто остался в живых в ходе тех же событий или родился уже после них. В самом сжатом виде это отношение можно выразить так: не увидели, не осознали, не ужаснулись.
Потому что опрокидывание общества в патриархальную архаику в результате революции и в ходе имманентного её продолжения – в построении социализма – происходило путем его десоциализации, дерационализации и деморализации. Происходило расчеловечение, раскультуривание социальности, превращение ее в социальность животную, зверскую, инстинктивную. В искусственно созданную социальность. Дегуманизация общества осуществлялась целенаправленно, по заранее разработанному плану. Хотя и не совсем как по чертежам, по каким строят мост или какое-то другое сооружение. Пускай всего лишь как по черновому наброску, с импровизациями по ходу дела, но, тем не менее, все-таки по априори задуманной идее – декларативно, вербально никак не связанной с прошлым России.

Разумеется, цели провозглашались совсем иные, ничего общего не имеющие с фактической дегуманизацей. Последовательно, в течение семидесятилетия лозунги звучали так: «прорыв в слабом звене империализма», «мировая революция», «построение социализма в одной стране», «подготовка к отражению внешней угрозы», «создание мировой системы социализма», «построение коммунизма».

Дегуманизации социума осуществлялась в двух сферах одновременно, в социальной и духовной.
После «военного коммунизма» и гражданской войны – неудавшейся, но искорежившей всю Россию, попытки прямого перехода к социализму, – был короткий, но бурный событиями промежуток НЭПа. С переходом к нему неожиданно резко усилилась социальная дифференциация и духовное разнообразие общества. Стали появляться все новые мелкие частные производства, росли кустарные промыслы, возникали и крепли новые крестьянские хозяйства, а на этой основе формировались, разнообразились, утончались все новые личные и общественные интересы и, как грибы после дождя, множились всяческие кооперативы, профсоюзы, творческие объединения, общества. Казалось бы, в России снова забрезжило самым началом ХХ столетия. Продолжалась поэзия «серебряного века». Но уже в ходе НЭПа Сталин понял, что с таким взрывным обилием разнообразных частных и общественных интересов, с таким пестрым народом воплотить большевистский Проект, как один для всех, будет невозможно.

И он решил заменить народ.

О подлинных целях «построения социализма» в ходе коллективизации, индустриализации и культурной революции судить надо по их результатам. А они таковы, что все население Советского Союза – поголовно все! – по социальной своей сущности было превращено в государственных служащих. И все они в таком их социальном статусе, но в то же время каждый из них поодиночке, оказались привязанными на короткий поводок полной зависимости от этого самого государства.

Хотели изничтожить в человеке его личный интерес и его естественное стремление по своему выбору реализовывать свои способности. Только государство, его Проект и его интересы. А поскольку по априорной идее создать общество невозможно, да еще и заселить его людьми, подходящими исключительно для такого, выдуманного из головы общества, результат получился трагический. Вместо человеческой социальности на основе права и морали получили социальность искусственную и в то же время – зоологическую, стадную, основанную на насилии, страхе и животных инстинктах. Личный интерес оказался, как и следовало ожидать, неистребим, но реализовать его стало возможным только в обход запретов, то есть криминальным путем. «Теневая» экономика, двойная мораль и поголовная преступность стали рукотворными нормами, иносказанием социализма.
 

III

Введение единомыслия – столь же важная составляющая «построения социализма», как и достижение искусственного социального однообразия. Но у него была и своя история: от «корабля философов», «Краткого курса» через основные вехи борьбы с «формализмом», «аполитичностью», «космополитизмом», «абстракционизмом». Были у него столь же трагические, как и в достижении социального однообразия, но все-таки свои, специфические результаты.

Если эти результаты рассматривать как постижение глубинной сущности человека и структуры человеческой личности, а в качестве подхода воспользоваться возможностями психоанализа, поскольку другого, более совершенного научного способа на сегодня, по-моему, просто нет, то итоги введения единомыслия будут выглядеть примерно так.

Большевики хотели сделать человека существом сугубо рациональным, наполнить его, как порожний сосуд, позитивными знаниями из области техники, медицины, естествознания, а сознание очистить от «пережитков прошлого», от всяческих сохранившихся в нем «предрассудков» и сделать его просветленным марксистско-ленинскими, тоже, как они полагали, вполне рациональными положениями.

Но и здесь в итоге получилось все совсем не так прямолинейно положительно, как им хотелось бы. В плане долговременного глубинного воздействия на психические основания личности и на общественное сознание произошло, наоборот, нечто никем не предвиденное и совершенно ужасное.

Еще до революции личностные начала в российском человеке, составляющие его сознательное «Я», были не массовой нормой, а редкими исключениями, как раз составлявшими собой частично ту самую тонкую пленку, которой так и не хватило, чтобы ею хотя бы слегка накрыть всю Россию. По этим-то исключениям революция с построением социализма и прошлись в первую очередь. По тем личностям, которые не смогли, не захотели отказаться от своего «Я» в пользу нечеловеческих требований, предписаний и запретов советской власти. Среди подлежащих уничтожению личности в человеке все оказались равны: поэт, крестьянин, философ и генерал.
Но сознательное «Я», делающее человека личностью, дано далеко не каждому. Что же касается стран, где сознательному «Я» и, следовательно, личности довелось за многие века расширить свою свободу и стать основанием общества, то таких стран совсем немного. Они и в современном мире остаются исключением, а не нормой. А Россия вообще никогда не была в их числе.

Зато в каждом из нас, в психике любого человека есть бессознательное – «Оно»: зона неуправляемых инстинктов, борьбы неосознаваемых мотивов поступков. Сегодня, когда многие стали задумываться, что же творится у нас в России с человеком и обществом, почему на глазах так стремительно опускается общая планка человечности по сравнению даже и с советскими временами, по-прежнему осталось в стороне нечто весьма существенное. Никто, кажется, и не думает о сфере подсознательного в психике каждого человека. Едва ли даже много таких, кто вообще учитывает сам факт ее существования, когда испытывает на себе или наблюдает в других жгучие терзания современности.

Но это «Оно» не только, как всегда и повсюду, остается в психике человека. Подсознательные мотивы в его поступках и их проявления в российском обществе в последние годы еще больше активизируются, расширяются и приобретают все более агрессивные, антигуманные формы.

Целенаправленными действиями на протяжении теперь уже почти целого столетия российская власть стремилась и стремится расширить сферу разума за счет очищения человеческого сознания от пришедших из прошлого и мешавших, по представлениям власти, строительству социализма (а последние двадцать лет – капитализма) стереотипов, привычек, «устаревших» нравственных ценностей и способов мировидения. Тем самым осуществлялось и осуществляется массированное, по существу – тотальное, воздействие на еще одну компоненту психической структуры человека – на сферу «сверх-Я» («супер-эго», «идеал-Я»). Эта сфера – носитель традиций, жизненных ценностей, всевозможных предрассудков, мифов, стереотипов морали, передающихся из поколения в поколение. Она же формирует общественное сверхсознание. На протяжении столетий данная сфера сверхсознания – «сверх-Я» – выполняла социальную функцию противостояния бессознательному «Оно», поддерживала баланс между ними, как бы изнутри «запрещая» сознательному «Я» выполнять присущие ему инстинктивные стремления и желания.

Как стало очевидным сегодня, все усилия по насильственному введению единомыслия привели к прямо противоположным по сравнению с задуманными результатами. Сфера «сверх-Я» в человеке довольно устойчива, и трудно поддается изменениям в заранее запрограммированном направлении. Но разрушить, разбалансировать основания человеческой психики и глубинные ее структуры оказалось очень даже возможно.

На это разрушение работала в первую очередь вся система советского дошкольного, школьного и вузовского образования. О ней много говорят в последнее время, подчеркивая ее достоинства: общедоступность, бесплатность, – особо выделяя добротность высшей школы в подготовке специалистов-профессионалов для народного хозяйства. С такой задачей она действительно как-то справлялась. Не говорят, как правило, о нашей системе образования (она в этом смысле не изменилась до сих пор) в связи с формированием человека думающего. Будучи ретранслятором готового, непонятого знания, данная система всегда была и остается средством насильственного внедрения в сознание человека навыков его умственного закрепощения, рабского подчинения внешнему давлению в ущерб его природному стремлению к истинной свободе, в ущерб внутренней потребности понимать. И именно этим она буквально калечит людей, закрепощая мышление, загоняя в колею бездумной, глупой псевдонаучности.

В том же направлении насильственного внедрения бездумности работала и вся машина советской пропаганды. Радиоточка – обязательно в каждой квартире; газета, хотя бы районная, – в каждой семье; кино, ритуальные шествия, парт- и профсобрания с разнообразными разоблачениями на протяжении десятилетий и с персональными делами – обязательно для всех.

Введение единомыслия обернулось укрощением и без того ослабленного стремления советского человека понимать и, следовательно, еще большим сужением сферы сознательного «Я» в его психике. Что же касается сферы «сверх-Я», то попытки советской, а вслед за ней и постсоветской власти мобилизовать мифологизированное сознание масс в заданном, желательном для нее направлении завершилось здесь не просто еще большим сгущением издревле присущей такому сознанию непроясненности. Манипуляторская историческая политика и попытки сформировать в обществе «нужную» для власти память о прошлом привели к полному «цивилизационному сумбуру» в массовом сознании. Ветхозаветное «око за око» синхронно сосуществует в нем с «энергетической сверхдержавностью», «народ-богоносец» – с «народом-быдлом», царский герб – с красным знаменем. А в целом случилось невиданное доселе обрушение массового сознания в архаику.
 

IV

И все-таки еще не в самих по себе всех приведенных констатациях о создании искусственной социальности и о вторжении в основания человеческой психики было самое сокровенное жизненное вопрошание, эпохальный зов сердца и разума, обращенный к шестидесятникам по поводу России ХХ века. Точнее, не только в них, но и в тех выводах, которые следуют из таких констатаций. Эти выводы (опять же подчеркну, исключительно, как они представляются мне) всего лишь – резюме сказанного.

Не случайно, по-моему, именно на долю России выпали самые крупномасштабные, по сравнению с другими странами, социокультурные катаклизмы в минувшем веке. Набравшие тектоническую силу, веками не разрешаемые здесь проблемы воплотились в прошлом столетии событиями, затронувшими глубинные основания сущности человека и общества..

Резюме сказанного и суть этих событий можно выразить, одним словом – античеловечность. Невообразимые людские потери, искалеченные души оставшихся в живых, общий трагизм происходящего в том, что вместе с властью в античеловечную практику на протяжении минувшего столетия была вовлечена очень значительная часть всего населения. Настолько значительная, что дает основание, например, Ю. Пивоварову обозначить уникальный в мировой практике социокультурный феномен с не самым, может быть, удачным, но вполне определенным названием – властепопуляция, имея в виду власть вместе с населением как актора, как действующего субъекта.
Аналог подобного феномена в экономической реальности - властесобственность, когда собственность-реальность остается эфемерной, пока не соединяется с собственностью-функцией, властной должностью-креслом или с теперь уже миллионами властесобственников, напрямую или опосредованно вовлеченных во власть. Политически персонифицированной реальностью властепопуляции первым после революции явил себя Сталин-самодержец – как интегральное воплощение десятков миллионов реальных, но анонимных сталиных-самодержцев с усами и без усов.

Во властепопуляции, с одной стороны, не отождествляются и не уравниваются власть и население ни социально, ни по функциям, ни по ответственности за содеянное. С другой стороны, между ними нет и жесткой демаркационной линии. Здесь так же, как и в православной церкви, – симфония. Не научились еще и здесь отдавать Богу – Богово, а кесарю – кесарево. Отношения власти и населения всегда выстраивались в России по принципу дихотомии: не разлей вода – борьба на уничтожение; контакт – конфликт; любовь – ненависть. У нас трудно даже помыслить власть и население по отдельности. Только поврозь и вместе. Даже палачей и жертв за все советские годы расквартировать с постоянной пропиской по какому-то только одному адресу никак не получается: один и тот же человек иногда по нескольку раз за свою жизнь менял роли палача и жертвы.

Античеловечность становилась нормой советского общежития не только в ходе прямого участия в самоуничтожении миллионов людей в революции и Гражданской войне. Самоуничтожение населения под предводительством власти сопровождало все годы «построения социализма». Одни и те же люди вершили социальное единообразие, уничтожая, соскабливая по живому человеческий гумус с тела земли. И они же делали то же самое, проводя в жизнь, реализуя «курс партии и правительства» на введение единомыслия во всей стране. (Козьма Прутков в 1863 г. еще только шутил на сей счет.) Кампании по разоблачению и уничтожению «антипартийных блоков» (сколько их было!) сменялись общими собраниями по одобрению решений по журналам «Звезда» и «Ленинград». А за «Шахтинским делом» следовало «дело промпартии». И снова «открытые» суды, митинги и собрания ненависти, презрения и осуждения. И снова с одобрения миллионов – смертные приговоры и новые пополнения ГУЛага. Так вплоть до «дела врачей-вредителей» и до борьбы с абстракционизмом. А еще за все это время – три голодомора (1921, 1932 1947), наказание народов, Новочеркасск, Челябинск, Караганда. Нельзя забыть и про спецвойска ВОХРа, про заградотряды в войну и про сексотов всегда и везде. Здесь тоже счет на миллионы. И после всего – поди разберись, где Россия, которая сидела, и где та, что сажала. И где было больше античеловечности – по ту или по эту сторону колючей проволоки. Везде и во всем, во всей нашей вязкой античеловечной реальности одни и те же люди уничтожали и уничтожались, доносили и сажались, одобряли и подвергались, расстреливали и расстреливались.

Примерно все это я и имел в виду, говоря про шестидесятников, что они не увидели, не осознали и не ужаснулись.
 

V

Возникает самый важный вопрос: неужели никто из шестидесятников так и «не увидел»? Или же «не осознали и не ужаснулись» - это и есть проблема данного поколения?

Шестидесятничество ни по мировоззрению, ни интеллектуально, ни идейно, ни, тем более, политически совсем не представляло собой ничего похожего на монолит. Что-то вроде смутного единства просматривается здесь в том, что трудно выразить рационально: душевный порыв, нравственная устремленность, раскрепощенность духа, желание «обнять небо» и уехать в тайгу «за туманом»… Это трудновыразимое настроение тоже было реальностью. Притом той реальностью, что сохраняет надежду на неукротимость света и добра. Во всем остальном поколение было действительно разным, причем разным до принципиальных оснований в каждом из названных выше различий.
Предшественниками шестидесятников были Анна Ахматова, Михаил Булгаков, Евгений Замятин, Михаил Зощенко, Андрей Платонов, Василий Гроссман, Осип Мандельштам. Эти имена, их творчество – продолжение еще «серебряного века» русской культуры во время жизни шестидесятников. Своего рода, живой интеллектуальный, нравственный и художественный критерий для них. Критерий как горизонт, постоянно удаляющийся от них. И вместе с тем они – компас и глубиномер для проблемы «Россия в ХХ веке»: и в плане видения направления движения страны, и в плане глубины постижения истины.

Среди шестидесятников было много религиозных людей – притом, что и веровали они, даже оставаясь в православии, по-разному. На мою долю, как человека невоцерковленного, выпала большая честь и радость не только приятельски общаться, но профессионально сотрудничать с такими людьми, как Сергей Аверинцев, Александр Мень, Игорь Виноградов, Ольга Седакова, Георгий Кочетков, Сергей Юрский, Григорий Померанц. Участвуя с ними в научных конференциях и присутствуя на богословских дискуссиях с их участием, мне довелось убедиться, что поиск Истины был для них последовательным и бескомпромиссным. Это в равной мере распространялось как на литературоведение, библеистику, этнографию и т.п., так и на веру. Неслучайно, видимо, многих из них отличала радикальная жизненная позиция в отношении сущего. Многие из них отвергли каноническое православие РПЦ и в своей вере пришли в православные братства, по существу же – в различные формы катакомбной церкви. А, может быть, эта «катакомбность» стала своеобразным выражением их эскапизма по отношению к социально-политической реальности?

Были среди шестидесятников и среди их современников писатели, художники, которые в постижении истины по некоторым важнейшим проблемам достигли тех же предельных глубин.

Война как социокультурная проблема, как трагедия, надломившая страну, предстала в работах Виктора Некрасова, Василя Быкова, Виктора Астафьева, Алеся Адамовича, Григория Бакланова, Элема Климова, Алексея Германа. Их работы, конечно, больше, чем про войну, а иногда даже и не совсем про нее. Они, как у Василия Гроссмана, - про жизнь и судьбу России…

И писателей-«деревенщиков» мне почему-то совсем не хочется называть «деревенщиками». Как будто бы мелко плавающих из-за их замкнутости в какую-то узкую, специальную, даже маргинальную тему. Такие, самые выдающиеся из них, на мой взгляд, как Федор Абрамов, Борис Можаев, Валентин Распутин раскрыли советскую повседневность как продолжение и один из моментов кризиса русской культуры. В частности, они увидели в приспособляемости к среде на грани выживания важнейший архетип русскости как социокультурного типа. Они поняли, что терпение – удел сильных духом, а приспособляемость, адаптативность – не терпение, а навсегда сломленный дух, рабская покорность и раздавленность человеческого существа.

Не укладываются в какое-то определенное направление шестидесятничества такие имена, как Абдурахман Авторханов, Иосиф Бродский, Алексей Герман, Фазиль Искандер, Андрей Сахаров, Александр Солженицын. Скорее всего, не вписываются в него вообще. При том, что Сахаров и Солженицын, например, были идейными антиподами, а вместе они совсем иначе – не так, как, скажем, Герман, Искандер или Померанц, – в совершенно иных формах и способах постигали и являли миру свою истину. Вписать их всех вместе в какое-то одно, общее для всех, хотя бы поколенческое течение невозможно. Но и не назвать их в связи с шестидесятниками тоже нельзя. Кто-то из них опередил в чем-то конкретном не только тогдашнее, но и, возможно, нынешнее время. Кто-то волею судеб оказался далеко или в стороне от трепетной действительности той поры. Но, когда мы говорим о шестидесятниках сегодня, эти имена и их вклад в культуру не только фиксируют собой некую заданность, тот своего рода интеллектуально-нравственный и творческий уровень, ориентируясь на который что-то вокруг них и около можно взять за правило, а что-то отнести к исключениям. Они ещё и олицетворяют ту идейную и этическую какофонию шестидесятничества, которая была присуща этому явлению.

Диссидентское движение тоже не бесспорно и даже тоже вообще вряд ли напрямую и целиком вписывается в явление шестидесятничества. Но к пониманию этого феномена оно (как и самиздат), безусловно, имеет прямое отношение. Диссидентство в свою очередь довольно определенно делилось, как минимум, надвое, а именно: диссиденты-правозащитники довольно четко отличали себя от диссидентов-политиков. Последние преследовали политические цели, ставя под вопрос само существование советского режима. Но тех и других объединяло, и в то же время граждански противопоставляло шестидесятникам, откровенно враждебное отношение к ним советской власти, вплоть до готовности их уничтожения. Среди них: – такие, как Андрей Амальрик, Владимир Буковский, Лариса Богораз, Валерия Новодворская, Юлий Даниэль, Анатолий Марченко, Сергей Ковалев – и бывали, и погибали в тюрьмах, психушках, в изгнании. Для понимания шестидесятников диссидентское движение существенно как еще один, выразитель глубины и разнообразия многочисленных расколов, существовавших в советском социуме.
 

VI

Размышляя о шестидесятничестве, нельзя обойти молчанием и тех отдельных личностей той поры, для которых умение думать и рассуждать, казалось бы, должно было быть не только призванием и удачей, но их основной профессией. Я имею в виду плеяду советских обществоведов и представителей гуманитарного знания, окончивших Московский университет. Назову только две группы - одну из философов и социологов, другую – из историков. Обе эти группы – яркие исключения на общем сером и скучном фоне советского обществоведения.

Наиболее известные имена здесь - Александр Зиновьев, Эвальд Ильенков, а вслед за ними – Борис Грушин, Генрих Волков, Карл Кантор, Юрий Карякин, Юрий Левада, Мераб Мамардашвили, Георгий Щедровицкий. Чуть позже пришли туда же Нелли Мотрошилова и Эрих Соловьев. Потом некоторые из этих выпускников МГУ оказались вместе, но уже в ИМРД – Институте международного рабочего движения Академии Наук и объединились там, в одном отделе, а заодно и в «кружке Юрия Замошкина», куда вошли ещё и Виталий Вульф, Юрий Давыдов, Александр Пятигорский. Потом, в семидесятые годы и позже судьба разводила, разбрасывала этих ярких, одарённых людей. Кто-то из них уехал из страны навсегда, кто-то отправился «на время», работать в Прагу в журнал «Проблемы мира и социализма», кто-то ушел, по сути, во внутреннюю эмиграцию, внешне продолжая работать «по специальности».

Для всех этих расходящихся путей развилкой стал выбор для каждого из них: погружение в среду ради постижения России – или сделка с советским режимом ради сохранения профессии. Все они ( кроме Александра Зиновьева) тогда выбрали второй путь. Эта сделка сказалась на них по-разному – в их исследовательской проблематике и в их отношении к русской интеллектуальной традиции.

Почти все они в исследовательском плане занимались западноевропейской проблематикой. В частности, они подняли важную проблему несоответствия, и даже противоположности раннего Маркса ему же самому более позднему. Тем самым вольно или невольно благодаря ним под вопросом оказывался в определённом смысле и сам марксизм в целом, претворявшийся в Советском Союзе. Это, конечно же, было новое слово, даже, можно сказать, это был уже язык другой эпохи. Они стали там, на Западе искать и исследовать последствия марксизма, а героями их повествований становились, например, Сартр и Маркузе…

Что же касается отношения философов и социологов этой группы к отечественной интеллектуальной традиции, включая и досоветскую, то хотя многие из них в эту традицию были погружены, ею поглощены, но довольно странным, почти парадоксальным образом – сами они этого как будто не осознавали. Сущность же самой традиции точно выразил выдающийся русский мыслитель Георгий Федотов: «Русская интеллигенция есть группа, движение и традиция, объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей».

Вторая группа гуманитариев, на которую я хочу обратить внимание – это студенты, аспиранты и молодые преподаватели истфака МГУ, ставшие известными как «группа Краснопевцева». В середине 60-х годов, сразу после ХХ съезда КПСС они стали обсуждать, не просто, что такое культ личности Сталина, но и то, как это явление соотносится с советской действительностью. Кроме Льва Краснопевцева в разное время в группу входили Вадим Козовой, Николай Обушенков, Николай Покровский, Леонид Рендель, Марат Чешков. С этой группой были связаны и проходили «по делу группы Краснопевцева» и другие студенты, аспиранты и преподаватели истфака МГУ и других московских вузов (например, Владимир Крылов, показавший себя уже после освобождения талантливым и разносторонне эрудированным исследователем). В 1958 году состоялся закрытый процесс по делу этой группы. Все привлечённые по делу получили от пяти до десяти лет лагерей и были пожизненно лишены права проживания в Москве.

Власть жестоко покарала их за то, что они нарушили святая святых – табу сталинского властвования – показали, что возможен иной, по сравнением с навязанным, взгляд на советскую историю, что можно критиковать сам общественный строй. К тому же, власть устрашилась их просветительной активности, усмотрела признаки нелегальной деятельности в диспутах, в неформальных собраниях, в попытках установить связи с рабочими, в поездках со студентами во время летних каникул на работу в колхозы. Преследовалось и каралась сама мысль, любое новое слово о советской реальности, любая активность за рамками дозволенного.
 

VII

Мне кажется, что на фоне поколений 30-х и 40-х – жутких и тяжелых предвоенных и военных лет мобилизационной активности и сверхчеловеческого перенапряжения, после надрывных, «эпохальных» десятилетий – следующего поколения (в основной своей массе) могло хватить лишь на имитацию деятельности, в том числе, и мыслительной.
Это не вина, а беда шестидесятников. Они долго оставались инфантильны, вели споры о «физиках и лириках» – лирика вообще играла большую роль в формировании эпохи и поколения. Само мировосприятие тогда было преимущественно эмоциональным. Достаточно вспомнить поэтические вечера в Политехническом институте как сильнейшее притяжение времени – через поэзию, бардовскую песню прорывался голос немотствующего большинства.

Имитация (деятельности) и неумение (помыслить и понять Россию) – ключевые, на мой взгляд, понятия, характеризующие это поколение . Закономерный инфантилизм шестидесятников проявился в их «поздней зрелости», в долгом взрослении. Они «заговорили» гораздо позже своих «отцов», погруженных в иные исторические обстоятельства. Пробудилась часть поколения – и то лишь к своему собственному сорока-пятидесятилетию… А до того времени поколение «зрело», слишком медленно избавляясь от инфантилизма.
 

VIII

В русском языке греческое слово метанойя ассоциируется с покаянием, Это не в полной мере выражает смысл слова, потому что «метанойя» означает еще и «перемену ума», перемену в восприятии фактов и явлений – процесс постоянного переосмысления.

Далеко не все способны на это и не у всех есть потребность нескончаемо «передумывать» самого себя и происходящее вокруг. В православной культуре, покаяние отнесено к единичному деянию, к разовому ритуалу, а не к постоянному жизнеощущению. Бывали, конечно, и великие исключения. Например, исихазм - широкое и продолжительное явление в русской религиозной жизни. С этим явлением связаны такие имена, как Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Нил Сорский, протопоп Аввакум; такие движения, как нестяжательство и старообрядчество. Практика метанойи была для исихастов константой их жизни, но это были исключения в русской культуре. Они вошли в историю, как пример постоянного переосмысления, выработки нового взгляда на мир. Именно это я имею в виду, говоря о ключевой проблеме поколения шестидесятников.

 
 
 

Новости

Тринадцатый номер журнала «Горби»
Ценный опыт преодоления разногласий между СССР, Великобританией и США ради общего будущего – в центре внимания нового номера 2 октября 2024
Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти Раисы Максимовны Горбачевой. Эссе Лео Энзеля 20 сентября 2024
Горбачев. Изменивший мир
В немецком издательстве Гердер (Verlag Herder, 2024) вышла книга «Горбачев. Изменивший мир» (“Gorbatschow. Der Weltveraenderer”) 12 сентября 2024
День памяти Михаила Сергеевича Горбачева
30 августа собравшиеся на Новодевичьем кладбище возложили цветы на могилу Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Горбачевых 2 сентября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги

 
  
 
 

 

 
debug: open